Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории «Что? Где? Когда?» Тема: «Россия второй половины XVIII в.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Боброводворская средняя общеобразовательная школа»









Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории
«Что? Где? Когда?»
Тема: «Россия второй половины
XVIII в.»





Подготовила:
учитель истории и обществознания
Панарина Любовь Михайловна














Губкинский район
Игра: «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда?» используется в качестве внеклассного мероприятия по истории, стимулирующего познавательный интерес к учебному предмету.
Техническое оснащение игры: Классная доска, детская игрушка «Волчок»,
играющая роль рулетки, карточки трех цветов: желтый, зеленый, красный и с буквами «С», и «ВБ».
Условия организации: Участниками игры могут быть все учащиеся.
Потребуется особая расстановка столов в виде буквы «П» или полукруга (Схема 1). В центре полукруга устанавливается учительский стол Y (на схеме), на котором разложен лист ватмана с нарисованными на нем концентрическими кругами, желтым, зеленым и красным (схема 2). В центре кругов устанавливается «Волчок» (на схеме указан звездочкой), стрелочки указывают направление вращения.
К игре готовятся вопросы четырех уровней сложности, карточки с содержанием которых раскладываются на концентрических кругах в цветовом соотношении (схема 3):
Желтый (внешний круг) - простейшие вопросы на определение исторических явлений, фактов.
Зеленый (средний круг) - вопросы на понимание, предполагают использование умений анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения.
Красный цвет (внутренний круг) - вопросы более сложного порядка, на умение обобщать, применять знания в СХЕМА 3 новой ситуации.
И, наконец, четвертый, самый сложный уровень. Карточки с этими вопросами располагаются непосредственно вокруг волчка. Это вопросы для эрудитов, предполагающие знания, выходящие за рамки школьной программы. Учитель должен иметь достаточный запас карточек с вопросами на случай дополнения уже отработанных.
Тема игры объявляется заранее, так что учащиеся смогут подготовиться. Непосредственно перед игрой на классную доску наносится таблица для результатов (схема 4)
СХЕМЕ 4

Фамилия, имя
Итоги ставок
Общий итог



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12


















По ходу игры учитель заполняет эту таблицу, он же ведет роль крупье.
Правила игры
Каждый участник игры поочередно делает ставки, для чего на столах у всех лежат карточки трех цветов и дополнительные карты ( о них ниже). Участник поднимает карточку цвета, соответствующего заявленному уровню сложности вопросов, получает определенные баллы в случае правильного ответа или не получает в случае неправильного, либо зарабатывает штрафные очки в зависимости от уровня вопросов. Игра строится следующим образом:
1. Учащийся поднимает желтую карточку, крупье раскручивает волчок, когда тот останавливается, выбирается карточка из желтого круга и зачитывается вопрос. В случае правильного ответа игрок получает 5 баллов, что заносится в таблицу напротив его фамилии и номера ставки, если неправильно - учащийся получает 0 баллов.
Играя зеленой карточкой , при правильном ответе учащийся получает 10 баллов, при неправильном ответе или затруднений получает штраф - 5 баллов, который также записывается в колонке напротив.
Если участник ставит на «красное» и, после вращения волчка, получает вопрос с красного круга, на который успешно отвечает, то получает 20 баллов, если не отвечает на вопрос, то проигрывает 10 баллов.
Следует заметить, что в случае не ответа участником на заявленный вопрос право ответа на него получает его сосед (по часовой стрелке), если он не может, право переходит дальше. Если кто-то из других участников игры отвечает на данный вопрос он получает положительные баллы, при этом за ним сохраняется право на очередную ставку.
Кроме прочего, каждый участник игры может удвоить свой результат, если сделает супер ставку, поднимет карточку с буквой «С», вопрос в данном случае выбирается из внутреннего круга, вопрос повышенной сложности. В случае правильного ответа уже имеющийся к данной ставке результат умножается на два, неправильного - уменьшается в два раза. Есть возможность пойти «Ва-банк»: учащийся поднимает карточку с буквами « ВБ», получает вопрос повышенной трудности из внутреннего круга, результат может быть утроен, но если участник не справился с вопросом заявленного уровня, он лишается всех своих ранее заработанных баллов.
Игра длится либо до достижения определенного количества баллов, либо до определенного количества ставок, например, каждый участник, имеет право сделать поочередно по пять ошибок.
Игра соответствующим образом оформляется, для чего используются настенные плакаты, стенды, декорации в русле тематики игры. Очень эффектным является музыкальное сопровождение. Оканчивается она подведением итогов, определением победителя и классным чаепитием
Примерные вопросы для игры «Что? Где? Когда?»
(тема «Россия второй половины XVIII в. )

1 уровень (желтое)

Полководец, командовавший русскими войсками при штурме турецкой крепости «Измаил».
Книга, о бедственном положении русских крестьян, написанная во второй половине XVIII века, за которую автор был подвергнут ссылке.

2 уровень (зеленый)

Одна из основных причин русско-турецких войн XVIII века.
Суворов - победитель польского восстания Т.Костюшко, был награжден Екатериной II чином фельдмаршала, однако после войны был немедленно отозван из Польши. Почему?

3 уровень (красный)

В девяностых годах восемнадцатого века в Петербурге произошел случай, когда полиция арестовала отставного старичка - полковника за красный домашний колпак на голове; Екатерина II, узнав об этом, распорядилась освободить, но данный инцидент многих не удивил. Почему?
В 1768 году в Польше сейм под нажимом своего короля Станислава Понятовского уравнял в правах православных и католиков. Почему король поступил таким образом?

4 уровень (для эрудитов)

В чем заключались изменения внешнеполитической ориентации России во времена Екатерины II по сравнению с предыдущим царствованием? Что такое «Северная система»?
Апшеронский полк русской армии имел одну примечательную привилегию: был обут исключительно в красные сапоги. Почему?










Приложение № 4

13PAGE 15


13PAGE 14415


Приложение № 4




13 EMBED Visio.Drawing.11 1415

13 EMBED Visio.Drawing.11 1415

13 EMBED Visio.Drawing.11 1415



Root EntryTIMES NEW ROMAN
Times New Roman 
·
·
·
·
·я
·Н
·
·
·
·!Ђ
·
·
·
·
·
·3
·
·
·S PG
·
·
·
·
·
·
·
·
·{
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·Ё
·
·
·
·TIMES NEW ROMAN
Times New RomanTIMES NEW ROMAN
Times New RomanTimes New Romanкрасный  
·
·
·
·
·я
·Н
·
·
·
·!Ђ
·
·
·
·
·
·3
·
·
·S PG
·
·
·
·
·
·
·
·
·{
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·Ё
·
·
·
·TIMES NEW ROMAN
Times New Roman