Урок по русскому языку для 5 класса «Орфограммы в корнях слов»


Конспект урока русского языка с применением игровой технологии на тему «Орфограммы в корнях слов».
Цели урока:
-повторить орфограммы в корнях слов, изученные в начальной школе;
-закрепить умения правильно выделять морфемы, правильно ставить ударение в слове;
-совершенствовать орфографические умения и навыки.
Перед началом урока необходимо раздать учащимся орфографические словари.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, на котором присутствуют учителя из начальной школы и Ваша любимая первая учительница. Давайте порадуем гостей своими знаниями. Итак, начинаем!
За окном стоит промозглая осень, а у нас в классе светло и красиво, вспомним же летние денёчки и отправимся на красивую полянку собирать цветы. В конце урока у нас должен получиться красивый букет, который порадует всех (каждый цветок букета – это задание). Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Беседа по вопросам и выполнение заданий.
Кто мне ответит на вопрос: «Что такое орфограмма?» (Учащиеся отвечают).
Мы повторяем правописание безударных гласных в корне слова.
Ответьте на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова?» (Ребята отвечают).
Кто же отправится «срывать» первый цветок? (К доске вызывается ученик).
1 цветок – первое задание.
Запишем на доске небольшой текст, который распечатан на карточках, и выполним задание.
Задание.
Спишите текст, вставляя пропущенные безударные гласные. Подберите проверочные слова и запишите их в скобках.
Ученик записывает текст на доске, а ребята в тетрадях. Потом проводится проверка.
Небо голубое. Лес. За лесом луг. Озеро б…льшое (…), камыши вокруг. З…лотятся (…) всюду ровные п…ля (…). Это ты, р…дная (…) русская з…мля (…)!
В этом тексте все безударные гласные можно проверить. А что же мы будем делать, если безударную гласную в корне проверить нельзя? (Ребята отвечают).
После выполнения задания на доску прикрепляется первый красивый большой цветок.
Правильно. Написание таких слов нужно запомнить или проверить написание по орфографическому словарю.
Давайте поработаем с такими словами и добавим ещё один цветочек в наш букет.
2 цветок - второе задание.
Поиграем в игру «Кто быстрее?»
Я назову вам слова с непроверяемой безударной гласной в корне, а вы найдете их написание в словаре и запишите слова на доске.
Винегрет, кабинет, костюм, портрет, календарь, пенал.
После выполнения задания на доску прикрепляется второй красивый большой цветок.
3 цветок – третье задание.
Третий цветок окажется в букете, если мы постараемся и вспомним орфограмму «Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова».
Распределительный диктант.
Распределите слова по столбикам, подберите проверочные слова, где это возможно.
Плод, вокзал, березка, футбол, робкий, ловкий, спортсмен.
Проверяемые согласные в корне словаНепроверяемые согласные в корне словаПосле выполнения задания на доску прикрепляется третий красивый большой цветок.
4 цветок - 4 задание.
Запишем слова с удвоенными согласными в корне слова и подчеркнем эти согласные.
Аллея, тонна, класс, трасса, суббота, шоссе.
После выполнения задания на доску прикрепляется четвёртый красивый большой цветок.
5 цветок – пятое задание.
Вспомним правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Задание.
Замените прилагательные в словосочетаниях на противоположные по значению, в которых была бы непроизносимая согласная. Объясните написание непроизносимых согласных.
Печальный день – радостный день.
Солнечное утро – ненастное утро.
Несчастный человек – счастливый человек.
Письменное задание – устное задание.
Маленький завод – гигантский завод.
После выполнения задания на доску прикрепляется пятый красивый большой цветок.
Рефлексия. Итоги урока.
Давайте попробуем оценить свою работу на сегодняшнем уроке.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
Сегодня на уроке мы повторили…
У меня получилось …Своей работой на уроке я…На уроке я работал…Материал урока мне был…
Спасибо. Урок окончен. «Букет знаний» собран. Давайте подарим его вашей первой учительнице. (Можно подарить и букет живых цветов).
Домашнее задание: повторить орфограммы в корнях слов,
выполнить упр. 54.