Методические материалы к выступлению по теме: Внедрение внешней оценки качества образования с целью повышения эффективности работы образовательного учреждения


ВНЕДРЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Из опыта работы директора ГБОУ СОШ №34, учителя математики Мася Юлии Леонидовны
Слайд 1.
  Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы России отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

СЛАЙД 2.
Французский писатель, журналист и общественный деятель Анри Барбюс писал: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

До недавнего времени в образовательной практике использовалась лишь внутренняя оценка качества образования. Желание руководителей иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стало основанием обязательности введения ГИА в виде ОГЭ и ЕГЭ для всех выпускников школ.
ГИА является очень важным элементом системы оценки качества образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления качеством образования.
Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть уровень образования в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр. Качество образования становится ведущей темой современной образовательной политики.
Сегодня определены стандарты обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и оценки его качества как составной части. К вопросу о масштабах оценки качества относится вопрос о количестве и структуре набора показателей, по которым оценивается образовательная организация. Анализ мирового опыта показывает, что уже существуют процедуры внешней оценки, с помощью которых можно производить оценку образовательных программ, образовательных организаций и образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающие качественное образование.
СЛАЙД 3.
Ключевые термины:
качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства
оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования.
СЛАЙД 4.
Требования к качеству образования отражены в следующих нормативно правовых документах:
а) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Независимую оценку качества образования регулируют статьи 95 , 95.1 , 95.2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 
Согласно части 2 статьи 95 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ независимая оценка качества образования включает:
- независимую оценку качества подготовки обучающихся;
- независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
СЛАЙД 5. б) «Концепция модернизации российского образования» на период до 2020 года
в) «Концепция развития математического образования в РФ» утверждена Распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2013 года. №2506.
г) «Стратегическая модернизация содержания общего образования»
д) « Государственный образовательный стандарт».
СЛАЙД 6.
Цель утвержденной Концепции — вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.
СЛАЙД 7.
Основные тезисы Концепции математического образования в РФ:
Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития РФ.
Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребность в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства».
Ежегодно самыми востребованными в 10-11 классах являются профильные математические классы. Это можно объяснить тем, что в городе Севастополе традиционно основные военные и классические государственные вузы – вузы технические, где практически на все факультеты профильный предмет для поступления – математика.
Наша школа традиционно дает неплохие результаты в математических олимпиадах и конкурсах, хорошие результаты по поступлению в вузы на технические специальности. Опыт показывает, что в математические классы идут старшеклассники разного уровня подготовки и способностей к математическим дисциплинам, идут в основном потому, что это основной профиль высшего образования города. Это создает много проблем и никак не способствует личностному развитию учащихся. Главное требование родителей к школе, к учителю – успешная сдача математики для поступления в ВУЗ.
Проблемы математического образования в среднем звене, особенно по геометрии часто доводят до состояния непреодолимого провала в изучении математики. Падение математического образования, и образования в целом, в подростковом возрасте доказано не только российскими, но и международными исследованиями.
СЛАЙД 8.
В соответствии с государственной программой «Развитие образования на 2013–2020 гг.», утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 (подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования") одной из приоритетных задач в сфере оценки качества образования названо формирование унифицированной системы статистики образования на основе международных стандартов. При определении цели реализации государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 гг.» отмечено, что важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации должна стать общероссийская система оценки качества образования, включающая, среди других показателей, участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества результатов образования.
СЛАЙД 9.
Среди ожидаемых результатов к 2020 г. указано увеличение числа международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Россия участвует на регулярной основе, – до 7 международных исследований.
СЛАЙД 10.
Начиная с 1988 г. Россия принимает активное участие практически во всех международных исследованиях качества общего образования, проводимых Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Econimic Co-operation and Development).
СЛАЙД 11.
Основные международные исследования качества образования можно разделить на две группы:
исследования, оценивающие уровень образовательных достижений учащихся (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, ICILS);
исследования, связанные с оценкой педагогического образования, убеждений и практик учителей (TEDS-M, NorBA, TALIS).
В Перечне мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 гг. отмечено, что будет обеспечено участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования .Будет также создана возможность присоединения России к другим сравнительным международным исследованиям качества образования по мере их появления. Обеспечение участия Российской Федерации в международных исследованиях качества образования в последующем будет связано с корректировкой основных образовательных программ с учетом результатов международных сопоставительных исследований качества образования и задачей улучшения образовательных программ.
СЛАЙД 12.
Международные исследования , связанные с оценкой педагогического образования, убеждений и практик учителей, можно разделить на 3 группы:
К 1-й группе относится исследование TEDS-M (Teacher Education Study in Mathematics), которое нацелено на изучение систем педагогического образования и оценку качества подготовки будущих учителей математики начальной и средней школы. Исследование проводилось в 2008 г., в нем принимала участие и Россия.
СЛАЙД 13.
Исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey) относится ко 2 группе и представляет собой крупнейшее из существующих международных исследований учительского корпуса, проводится Организацией экономического сотрудничества и развития. Его основная тема – образование учителей, повышение квалификации, продвижение по карьерной лестнице. Изучаются обязанности учителей, характер их работы, система государственной поддержки – в общем, все, что связано с их подготовкой и положением в обществе. В 2013–2015 гг. Россия впервые принимает участие в этом крупнейшем международном сравнительном исследовании особенностей подготовки и работы учителей, регулярно проходящем более чем в 30 странах мира.
СЛАЙД 14.
Исследование NorBA (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education) – 3 группа – направлено на изучение мнения учителей математики основной школы об эффективности преподавания математики. В 2013 г. Россия включилась в это исследование.
СЛАЙД 15.
Посмотрим на некоторые результаты исследований: первое, что приходит в голову: в России учатся меньше всех. 35 учебных недель в год 38 недель в развитых странах и 39 в странах со средним уровнем развития. Суммарное число учебных часов, получаемых школьником, так же самое низкое – 8570 в России и 11410 страны среднего экономического развития).
СЛАЙД 16.
В большинстве стран обязательное образование детей начинается с 5 лет. (В России с 7 лет)
Количество лет, в течение которых учится 90% населения страны, составляет в России 11 лет, тогда как в других развитых странах 12-14 лет.

СЛАЙД 17.
Оценка учителями собственных компетенций:
Владеют специальными компьютерными программами:
56% респондентов поставили себе 3 балла, а 28% вообще не владеют.
На 4-5 баллов владеют только 15% опрошенных учителей.
Навыки работы на компьютере: 58% на 4-5 баллов,
38% на 3 балла и 3,2% не владеют таковыми навыками совсем.
Владение иностранным языком:
На 4-5 баллов - 20%
На 3 балла – 57%
Не владеют – 23%.

СЛАЙД 18.
РЕЙТИНГ: Что учителя ценят в своей работе?
1)продолжительный отпуск в летний период – 56% респондентов;
2)общение с учениками – 53%
3)возможность профессионального роста – 41%
4)хороший трудовой коллектив – 40%
5)удобное месторасположение, транспортная доступность – 23%
6)удобный график работы – 21%
7)досрочная пенсия за выслугу лет – 20%
8)социальная значимость профессии – 15%
9)рабочее место, отвечающее современным требованиям – 14%
10) возможность работать после выхода на пенсию – 11%.

СЛАЙД 19.
РЕЙТИНГ: (Укажите Ваши профессиональные цели на ближайшие два - три года).
О чем мечтают российские учителя?
1)повысить квалификацию без отрыва от производства – 36%
2)перейти на работу не связанную с преподаванием – 13%
3)занять более высокую преподавательскую должность – 11%
4)перестать работать – 10,5%
5) получить научную степень или звание – 8%
6) занять более высокую административную должность – 4%
7) сменить профессию -3,9%
8) поехать работать за рубеж – 3,5%
9) перейти на работу в более престижное учебное заведение – 2,6%
10) переехать работать в другой город в пределах РФ – 2,6%.

СЛАЙД 20.
Несовременное содержание образования, большой объем формального знания, не поддерживаемый практикой или другими предметами: самое большое количество изучаемых предметов, например в 7 классе от 12 до 15 предметов, тогда как в США-7-9предметов, во Франции -8 - 9 предметов, в Японии и Финляндии – 9-10 учебных предметов.
Обратимся снова к Концепции развития математического образования в РФ, которая предлагает в начальной школе особую роль отводить созданию условий, сред, ситуаций, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Это действительно важно как с точки зрения развития всех детей, так и для выявления и поддержки особых математических способностей, которые именно в математике могут проявляться в раннем возрасте. Если проанализировать (из собственного опыта и наблюдений), то именно в начальной школе нет особых проблем в изучении математики, в основном дети любят предмет, с удовольствием работают на уроке. Дети находятся в периоде развития операционно-технической сферы, поэтому для них решение примеров, задач, работа с геометрическими фигурами является мотивированной деятельностью. Только проводи своевременную смену видов деятельности на уроке.

На основании Концепции в основной школе интерес к математике будет поддерживаться, в том числе и многообразием ее приложений, компьютерными инструментами и моделями, содержанием образования (программы, учебно-методические комплексы). Думаю содержание образования – это фактор наименее волнующий подростков. Именно подростковый возраст наиболее проблемный школьный возраст. Формирование технических навыков (сложение дробей, формулы сокращенного умножения, признаки равенства треугольников и т.д.) не соответствуют мотивационной сфере личности подростка, для которого самое важное становление собственной целостной идентичности «Кто Я». Я считаю, что проектная деятельность предлагаемая Концепцией соответствует вызовам подросткового возраста, т.к. в этом возрасте в развитии мышления выделяется стадия формальных операций. «Важнейшей характеристикой стадии формальных операций является способность проецировать себя в будущем, отличать реальное (настоящее) от возможного и думать, как могло бы быть». Способность строить связь между действием и возможностями осуществления этой деятельности, ее результатами особенно важна при решении геометрических задач. Наши неуспехи в образовании на основной ступени не только по математике связаны, именно, с неумением использовать потенциальные возможности подростковой мотивации.
Хочу добавить, что открытие специализированных математических классов в 8-9 классе на моей практике в условиях общеобразовательной школы малоэффективно и даже наблюдается обратный эффект – отторжения ранее любимого предмета, т.к. ориентировано на высокомотивированных детей, которых в одной общеобразовательной школе недостаточно.
СЛАЙД 21.
Также Россия является активным участником исследований, оценивающих уровень образовательных достижений учащихся
Международное мониторинговое исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) направлено на изучение читательской грамотности обучающихся 4-х классов. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени завершены три цикла (2001, 2006, 2011 и 2016 гг.), и во всех исследованиях Российская Федерация принимала участие и является лидером.
СЛАЙД 22.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) в качестве своей основной цели выдвигает оценку способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в образовательной организации (далее – ОО) знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Основные задачи международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA следующие: оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания; выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах. Дополнительная инновационная задача в 2012 г. – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде (компьютерное тестирование с использованием интерактивных задач по математической и читательской грамотности, по решению комплексных проблем), оценка финансовой грамотности. Исследование проводится циклично раз в три года, завершено шесть циклов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012 , 2015 гг.). Россия принимала участие во всех циклах, что позволяет выявить динамику результатов.
СЛАЙД 23.
Результаты исследования в 2000-2015 годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира.
Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.).
СЛАЙД 24.
Основной вопрос, который решает исследование PISA:
Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?

СЛАЙД 25.
Основная информация об оценке образовательных достижений в исследовании PISA:
-математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
-естественнонаучная грамотность;
-грамотность чтения;
-компетентность в решении проблем.

СЛАЙД 26.
Пятая часть российских пятнадцатилетних подростков устойчиво демонстрируют результаты грамотности чтения ниже базового уровня и как следствие падение математической и естественнонаучной грамотности.

СЛАЙД 27.
В чем же замысел исследования PISA?
Новое качество образования связано с переориентацией школы на работу в логике компетентностного подхода;
Под компетентностью понимают способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях;
Измерителем уровня развития компетентности является исследование PISA.
СЛАЙД 28.
У наших школьников:
Не сформированы различные типы чтения (читают не так, работают с «приготовленными» текстами);
Отсутствует учебная самостоятельность (например: не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, не используется личный опыт, тест как проблема);
Нет потребности решить проблему (предметы – сигналы; подсчитать – применить формулу, объяснить что-то кому-то).
СЛАЙД 29.
Исследование CIVIC (Civic Education Study) связано со сравнительной оценкой граждановедческой подготовки выпускников средней школы. В 2000 г. в исследовании изучалось состояние граждановедческого образования в России в сравнении с другими странами мира, выявлялись особенности подготовки выпускников, получивших основное (общее) образование, к активному участию в гражданской деятельности общества, т. е. изучались не только знания учащихся в области граждановедческого образования и умения применять их в воображаемых ситуациях, но и интеллектуальные умения, мнения и отношения учащихся к рассматриваемым социальным вопросам.
СЛАЙД 30.
Исследование ICILS (International Computer and Information Literacy Study) направлено на оценку информационной и компьютерной грамотности. Компьютерная и информационная грамотность понимается как способность использовать компьютеры в исследовательских, творческих и коммуникационных целях для эффективного участия в личной, учебной, производственной и общественной деятельности. Это соединение технической компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (т. е. навыков владения техническими возможностями компьютера и (или) определенным программным продуктом) и интеллектуальных способностей для достижения задач коммуникации. Цель данного исследования – оценить подготовленность учащихся 8-х классов к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся стран-участниц, проанализировав выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях. Это первое международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности современных учащихся из разных стран мира, в т. ч. Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В 2013 г. прошел основной этап тестирования. Получены ответы на следующие вопросы:
насколько отличается уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся внутри страны и между странами?
какие факторы влияют на компьютерную и информационную грамотность учащихся?
какова роль общего образования в ее повышении?
СЛАЙД 31.
Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) двухкомпонентное: оно направлено на оценивание математической и естественнонаучной грамотности. В центре внимания – возрастные группы учащихся 4-х и 8-х классов. Исследование проводится циклично – один раз в четыре года. К настоящему времени завершены три цикла (1995, 1999, 2003, 2007, 2011 гг.), и также во всех Российская Федерация принимала участие.
СЛАЙД 32.
Оба исследования (PIRLS и TIMSS) организованы Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA
Ассоциация начала свою деятельность в 1958 году
Штабквартира находится в Амстердаме (Нидеоланды)
Исполнительный директор IEA Дирк ХастедБолее 60 стран являются членами IEA
Более 100 образовательных систем принимают участие в исследованиях IEA
СЛАЙД 33.
TIMSS оценивает:
знания и умения;
отношение к предметам;
интересы и мотивацию к обучению;
содержание образования;
особенности учебного процесса;
условия.
Инструментарий включает:
тесты;
анкеты;
методическое обеспечение;
программное обеспечение.
СЛАЙД 34.
Краткие результаты российских учащихся 4, 8 и 11-х классов в исследовании TIMSS-2015
Российские учащиеся 4, 8 и 11-х классов, по итогам международного исследования качества TIMSS-2015, продемонстрировали высокий уровень математического и естественнонаучного образования, существенно превышающий среднее значение международной шкалы.
По уровню математической подготовки учащихся 4-х классов Россия вошла в десятку лидирующих стран таких как: Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Тайвань и Япония. Результаты остальных 42 стран, участвовавших в исследовании, оказались существенно ниже российских (среди них Англия, США, Финляндия, Германия, Австралия, Канада).По итогам исследования по естествознанию российские школьники 4-х классов значительно превысили результаты учащихся большинства стран-участниц TIMSS и вошли в пятерку лидеров. Только учащиеся Сингапура и Республики Корея, превзошли школьников России, с результатами Японии значимого различия нет. Учащиеся остальных 43 стран показали результаты существенно ниже российских (среди них Гонконг, Тайвань, Финляндия, США, Венгрия, Англия, Чешская Республика, Германия).

СЛАЙД 35.
Итоги исследования подтверждают позитивные эффекты внедрения федерального государственного образовательного стандарта начальной школы. По сравнению с результатами 2011 года российские четвероклассники по уровню математической грамотности поднялись на 21 балл, естественнонаучной - на 15 баллов. Их результаты существенно превышают среднее значение международной шкалы TIMSS, по математике – 564 балла, по естествознанию – 567 баллов.
По результатам TIMSS-2015 по уровню математической грамотности среди восьмиклассников российские школьники набрали 538 баллов, что существенно выше среднего значения в 500 баллов. Это позволило им закрепиться в десятке лидеров, куда также вошли учащиеся из Сингапура, Кореи, Тайваня, Гонконга и Японии. Результаты остальных 32 стран оказались существенно ниже российских (среди них США, Англия, Венгрия, Австралия, Швеция).

По итогам исследования по естествознанию среди учащихся 8 классов российские школьники значительно превысили результаты большинства и вошли в десятку лидеров впереди только учащиеся Сингапура, Японии, Тайваня и Республики Корея. Нет значительного различия с результатами учащихся Словении, Гонконга, Англии и Казахстана. Школьники остальных 30 стран показали результаты существенно ниже российских (среди этих стран США, Венгрия, Канада, Швеция, Австралия).
«Российские учащиеся 11-х классов, изучавшие углубленный профильный курс математики, продемонстрировали самые высокие результаты и заняли первое место среди всех стран-участниц. По итогам исследования школьников 11-х классов, проходящих профильный курс физики, результаты российских учащихся превысили среднее значение шкалы TIMSS, что позволило России занять второе место. Позади остались учащиеся Португалии, Швеции, США, Италии и Франции.
Начиная с 1995 года российские школьники регулярно участвуют в международном мониторинге качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study), организованном Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA - International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Мониторинг проводится каждые четыре года. За прошедшие годы было проведено шесть циклов исследования TIMSS - в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах, которые подтвердили для стран значимость его исследовательских и практических задач. Более 50 стран мира принимают участие в международном исследовании TIMSS.
предмет класс 2011 год 2015 год
место
математика 4
10 7
естествознание 5 4
математика 8 6 6
естествознание 7 7
Результаты обучающихся 11 класса
предмет 1995 год 2008 год 2015 год
место
Математика (профильная) 2 1 1
Физика (профильная) 3 4 2
СЛАЙД 36.
Основные направления и цели оценочной деятельности:
- оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования;
- оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;
- оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников школы на каждом из уровней образования.
СЛАЙД 37.
Независимая оценка качества образования (НОКО) в 2016 году проводится в городе Севастополе впервые. Цель – оценка качества работы образовательных организаций подведомственных Департаменту образования города Севастополя. Такая независимая оценка образовательной деятельности должна проводиться не реже, чем один раз в три года, но не чаще одного раза в год.18 ноября 2016 года ГБОУ СОШ №34 участвовала в НОКО.
Инициатором мероприятия может быть орган исполнительной власти в области управления образованием, представители общественности, сами образовательные организации. В Севастополе независимая оценка качества образования инициирована Общественным советом по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, действующих при Департаменте образования. Общественный совет создан приказом Департамента образования 18.04.2016.
19 апреля состоялось первое заседание Общественного совета, на нем выбраны 27 детских садов и 22 школы для проведения оценочных мероприятий в 2016 году. Совет утвердил Порядок проведения независимой оценки качества образования в городе Севастополе, выработал ряд критериев и показателей, по которым должно оцениваться качество работы образовательной организации и реализуемых этой организацией образовательных программ, сформулирована и поставлена задача разработки методов, условий и форм проведения исследований оператору независимой оценки качества образования. Оценочные мероприятия разрабатываются, подготавливаются и проводится организацией-оператором – Региональным центром оценки качества образования (РЦОКО) города Севастополя. Качество предоставляемых образовательными организациями услуг будет оцениваться при помощи различных методик:
СЛАЙД 38.
- мониторинг официального сайта школы по все направлениям;

СЛАЙД 39.
- независимое анкетирование обучающихся школы старше 14 лет и родителей обучающихся;

СЛАЙД 40.
- общероссийский рейтинг школьных сайтов;

СЛАЙД 41.
- мониторинг персональных сайтов учителей;

СЛАЙД 42.
- оценка материально технической базы образовательной организации.

СЛАЙД 43.
- проведение независимых предметных мониторингов. В 2016 году в школах Севастополя был проведен независимый предметный мониторинг ABBYY.
Объект сравнения Количество участников Средний первичный балл Средний % выполнения
Город Севастополь 3833 7,66 51%
ГБОУ СОШ №34 74 5,93 40%
9-А 25 7,60 51%
9-Б 26 5,15 34%
9-В 23 5,00 33%
Участниками проведения независимой оценки качества образования помимо общественного совета и РЦОКО могут быть обучающиеся, родители, педагоги, государственные органы и органы местного самоуправления, рейтинговые агентства и средства массовой информации.
После завершения работы РЦОКО проанализирует полученные результаты оценочных процедур. По итогам будут сформированы рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, образовательной системы, корректировке образовательных программ. Будет составлен рейтинг образовательных организаций, сформированы аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур. Вся полученная в результате независимой оценки качества образования информация будет предоставлена образовательным учреждениям.
Результаты оценки будут значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, педагогов, органов управления образованием.
СЛАЙД 44.
На этапе введения ФГОС в среднем звене и проведения реформ в системе образования качество рассматривается как главная характеристика образования, которая отражает его фактическое состояние и перспективы развития. Оценка качества выступает как система «обратной связи» и помогает оперативно управлять ею.
Независимая оценка качества образования выражает характеристику состояния образования, основанную на оценке достижений обучающихся и способность удовлетворять потребности личности и общества. Главным показателем качества выступают достижения и успехи обучающихся за конкретный промежуток времени.
Способ оценки качества предусматривает вариативное управление качеством образовательного процесса, например:
применение разноуровневой системы критериев для сравнения фактических результатов с нормативными требованиями,
оценка результатов образовательного процесса и их возможные причины,
представление результатов оценки в итоговых документах.
Необходимо выделить важнейшие принципы контроля обученности:
объективность
систематичность
наглядность
Они и являются главными компонентами образовательного процесса.
Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг внутренний и внешний.Каждый субъект образовательного процесса (учитель, обучающиеся, родители, администрация и другие) заинтересован в обеспечении качества образования.
При оценке качества образования необходимо выделить следующие положения:
оценка качества не должна сводиться только к тестированию знаний обучающихся, хотя и остается одним из самых распространенных показателей.
оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательную организацию во всех направлениях его деятельности.
Независимой оценки качества образования можно достигнуть, используя следующие элементы:
установление стандарта
использование индикаторов (измеряемых величин, КИМов)
установление критерия
сбор данных и оценка результатов
принятие соответствующих мер, оценивание результатов в соответствии со стандартом.
Слайд 45.
На современном этапе ведущее место занимает описание критериев оценки качества, которые обеспечивают сравнение фактических результатов обучения с нормативными требованиями, которые по любому предмету осуществляются на основе стандарта и программ.
Независимая оценка качества образования предусматривает создание ряда комплектов контрольно- измерительных материалов, программ статистической обработки материалов, компьютерную базу данных, специальную подготовку учителей-предметников, организацию мониторинга по всем курсам.
СЛАЙД 45.
По мнению инициаторов реформ российского образования, одним из эффективных инструментов оценки его качества является ОГЭ и ЕГЭ. Разработчики считают, что ОГЭ и ЕГЭ способствуют повышению объективности оценки результатов выпускных экзаменом, создают предпосылки для становления и развития национальной системы контроля качества образования. Такая база данных становится ценным материалом для проведения анализа качества по регионам, стране в целом.
СЛАЙД 46.
По Севастополю в 2016 году более 30% обучающихся не сдали математику в основные сроки.

СЛАЙД 47.
В Севастополе в 2016 году 83% выпускников средней школы сдавали ГИА в форме ЕГЭ и только 8% выпускников основной школы выбрали ОГЭ. Это говорит о необходимости проведения разъяснительной работы среди выпускников основной школы и их родителей. Они должны поверить, что именно такая независимая оценка качества образования возможна в открытом и демократичном обществе, каковым и является РФ, где все граждане заинтересованы в получении объективных данных. При таком подходе российская система оценки качества будет способствовать подъему всего отечественного образования.

СЛАЙД 48.
Полное введение ФГОС планируется завершить к 2021-2022 учебному году.

СЛАЙД 49.
ФГОС ориентирует нас на результат.
- требования к результатам освоения ООП;
- требования к структуре ООП;
- требования к условиям освоения ООП.
СЛАЙД 50.
Требования к результатам освоения ООП:
- предметные результаты;
- личностные результаты;
- метапредметные результаты.
СЛАЙД 51.
Процедуры оценивания делятся на формальные и неформальные.
К формальным процедурам оценивания относятся:
1. Государственная итоговая аттестация.
2.Оценивание предметных результатов обучающихся.
3. Оценивание метапредметных результатов.
Если для оценки первых двух процедур существует конкретный инструментарий, то для оценки метапредметных результатов нет нормативно утвержденных критериев. Разработка таких критериев находится в стадии апробации.

СЛАЙД 52.
Именно этим вопросом и занимается сетевой образовательный округ «Вместе», членом которого уже на протяжении двух лет и является ГБОУ СОШ №34, наряду с еще несколькими школами Севастополя (ГБОУ СОШ №6 и №57) и несколько школ Бурятии.

СЛАЙД 53.

Цель деятельности сетевого образовательного округа «Вместе»: экспертиза сетевых образовательных программ; создание сетевой системы оценки качества образования; проведение курсов повышения квалификации; стажировки по направлению «Внешняя система оценки качества образования»; мастер классы с обучающимися и педагогами; лекционные материалы стажировки (off-лайн); дистанционное обучение (on-лайн, вебинары) и конференции. 
СЛАЙД 54.

СЛАЙД 55.
Практическое задание.
При посещении уроков наших коллег мы предлагаем Вам заполнить диагностическую карту сформированности УУД у наших обучающихся. При подведении итогов семинара мы предложим Вам инструментарий по оценке метапредметных УУД, который был разработан педагогами сетевого образовательного округа «Вместе» и сейчас находится в стадии апробации.

СЛАЙД 56.
Инновационные черты системы оценки:
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
содержательная и критериальная основа планируемых результатов;
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.)
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ;
сочетание внутренней и внешней оценки.
СЛАЙД 57. Вашему вниманию предложена структура системы оценки качества образования в начальной и основной школе в соответствии с ФГОС.

СЛАЙД 58. Внешняя оценка это оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность
Процедуры:
Государственная итоговая аттестация
Аттестация работников образования
Аккредитация образовательных учреждений
Мониторинговые исследования качества образования.
СЛАЙД 59. Функции внешней оценки:
1. Задавать образцы, ориентиры содержания и критериев для внутренней системы оценки;
2. Возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
СЛАЙД 60. Негативные тенденции и проблемы:
1.Ухудшение качества педагогического корпуса
- крайне медленное обновление кадров
2. Региональная дифференциация
- по расходам на 1 учащегося в 2015 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности).
- доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) 3. Дифференциация на уровне школ
- В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2015 году получили по ЕГЭ по математике не более 55 баллов.
- Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%.
4. Стагнация внешкольного образования
- в 2015 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 34% школьников.

СЛАЙД 61. Что делать с результатами внешней оценки?
Решения относительно ученика
Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на ступени основного общего образования.
Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося при обучении в 5 классе (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
СЛАЙД 62. Решения относительно учителя
Для аттестации педагога (один из критериев, наряду с профессиональным портфолио, самооценкой учителя, оценкой администрацией школы, оценкой родителями, результатами методической работы, свидетельствами о прохождении повышения квалификации и др.)
Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки учащихся
СЛАЙД 63. Решения относительно школы
Учредителем - при проведении аккредитации ОУ (как один из критериев деятельности школы)
Администрация ОУ- в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательного учреждения
Администрация ОУ и методическое объединение учителей начальной школы проектируют систему методической работы и повышения квалификации педагогов начальной школы, выбирают УМК по которым проводится обучение.
СЛАЙД 64. Решения относительно муниципального уровня и региона
Проектирование системы методической работы и повышения квалификации.
Сравнение школ, находящихся в сходных условиях (кластерный подход), по результатом итоговой оценки с целью разработки программ поддержки школ с низкими результатами.
Решение учредителя материалы в публичный доклад школ и других информационных источниках с целью информирования широкой общественности о качестве образования в конкретном ОУ.
СЛАЙД 65.

СЛАЙД 66. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.