Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательного учреждения дополнительного образования


Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра управления, экономики и права
Пирогова Елена Сергеевна
Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательного учреждения
дополнительного образования
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент в образовании» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений)
Научный руководитель:
Рахметов Рустам Рафалович
старший преподаватель кафедры
управления, экономики и права

Челябинск, 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование образовательного маркетинга___ 6
Общая теория маркетинга_________________________ 6
Особенности образовательного маркетинга___________ 8
Маркетинговый подход в учреждении дополнительного образования____________________________________ 17
ГЛАВА 2. Оценка услуг досуговой сферы в учреждении дополнительного образования_________________________________________________ 29
2.1. Характеристика досуговой сферы услуг дополнительного образования__________________________________________________ 29
2.2. Разработка проекта маркетинговых услуг досуговой сферы
образовательной деятельности учреждения _______________________ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________ 44
ВВЕДЕНИЕ
Перемены в экономической жизни России затрагивают все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Для российских образовательных учреждений всё более значимой становится проблема формирования современной системы управления. Задачи выживания, функционирования и развития, стоящие перед отраслью образования, с особой остротой ставят вопрос освоения установленных в мировом менеджменте законов и закономерностей и их интеграции в отечественную науку и практику. В условиях модернизации российского образования требуется поиск резервных возможностей совершенствования его качества. Инновационность, как явление, более всего свойственна тем образовательным учреждениям, которые стремятся соответствовать современным требованиям. Особое место в области решения данных проблем занимают учреждения дополнительного образования детей, в которых весь педагогический коллектив нацелен на творческий поиск наилучших путей развития. Однако, вместе с тем, лишь немногие руководители владеют современными рычагами управления этим процессом.
Учитывая возрастающую конкуренцию на рынке образовательных услуг, для оценки потенциального спроса следует обратиться к маркетинговым способам исследования рынка, цель которых состоит в выявлении перспективных потребностей, оценке степени их удовлетворения, проверке конкретных гипотез и прогнозировании потребительского поведения. С этой точки зрения имеет смысл применить методику проведения маркетинговых исследований к анализу проблем современного образования. Анализ спроса на образовательные услуги даст возможность оценить перспективность деятельности учреждения и соответственно сформировать учебную программу. Исследование поможет найти ответ на вопрос: “Каким следует быть современному образовательному учреждению?” Несомненно, для управления образовательным учреждением необходимо освоение современных маркетинговых технологий исследования потребностей и запросов детей и их родителей, выявления потенциальных потребителей и изменений окружающей среды и социального заказа. Сегодня сама жизнь заставляет ориентироваться на рынок. Поскольку реформа в области образования ведет к процессу разрушения прежней единообразной системы учебных заведений, происходит дифференциация содержания образования. Другими словами, существенно изменился объект управления, должно измениться и управление им. Оно принимает другое качество, принимает образ менеджмента.
Таким образом, с учетом новых экономических и социальных условий, а также на основе изложенного, можно говорить об актуальности исследования вопроса целесообразности и эффективности применения маркетингового подхода в организации деятельности учреждения дополнительного образования детей. В данной работе рассматривается вопрос: какие инновационные подходы и управленческие решения, интегрирующие маркетинговый подход, будут способствовать совершенствованию качества и повышению эффективности деятельности учреждений системы дополнительного образования детей. Данная тема актуальна ввиду необходимости ее теоретической и практической разработки для дальнейшего совершенствования качества деятельности образовательных учреждений.
Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования детей все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения дополнительного образования детей своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждение. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Цель аттестационной работы: разработка системы управления маркетингом образовательных услуг, обеспечивающей повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
Объект исследования: образовательные услуги учреждения дополнительного образования детей.
Предмет исследования: маркетинг образовательных услуг в системе управления образовательным учреждением и средства и механизмы обеспечения его эффективности
Задачи исследования:
1.Изучить возможности маркетинга образовательных услуг как эффективного механизма обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения.
2.Выявить эффективные технологии планирования комплекса маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования.
3.Разработать проект маркетинговых услуг досуговой сферы
образовательной деятельности учреждения на 2012 - 2013 учебный год.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование образовательного маркетинга
1.1.Общая теория маркетинга
Общая теория маркетинга, обстоятельно разработанная в трудах зарубежных ученых, в т.ч. переведенных в нашей стране (Б.Берман, Ф.Котлер, Г.-Г.Леттау, Дж.Эванс и другие) создавалась на опыте развитых рыночных стран, не адаптирована к современным отечественным условиям и не содержит практически ничего сколько-нибудь серьезно анализирующего особенности ни переходного периода, ни тем более - такой деликатной сферы, как образование.
Монографии и брошюры отечественных авторов по маркетингу (Г.Абрамишвили, Д.И.Баркан, И.Н.Герчикова, Е.П.Голубков, В.Е.Демидов, П.С.Завьялов, В.А.Соловьев, В.Е.Хруцкий, А.Ю.Юданов и другие) в значительной части представляют собой анализ и обобщение зарубежного опыта, причем в основном - по вопросам маркетинга материальных товаров. Отдельные исследования, прямо или косвенно затрагивающие маркетинг услуг (С.Д.Бодрунов, С.И.Майоров, И.В.Маккавей, В.Ф.Уколов и другие) сосредоточены или на анализе маркетинга услуг как таковых, или только подходят к проблематике образования, оставаясь в рамках рассмотрения информационных услуг.
За рубежом отдельные маркетинговые и граничащие с маркетингом исследования и разработки в сфере образования велись и ведутся такими учеными и специалистами-организаторами образования как S.Heptonstall, V.Chinapah, K.Gellert, L.Kavasos, T.lupton, D.Sink и другие, в т.ч. под эгидой или в рамках мероприятий ЮНЕСКО, СЕПЕС и др. В методологическом плане особую важность имеют разработки Т.Шульца. В отечественной экономике, теории управления, педагогике и других науках в той части, в какой их предметом интереса выступает образование, следует отметить работы таких ученых и специалистов как Г.Г.Азгальдов, Б.А.Амосов, А.М.Бабич, Е.Н.Богачев, А.И.Галаган, В.В.Громыко, Л.И.Евенко, Т.А.Евстигнеева, Е.В.Егоров, Е.Н.Жильцов, Ю.И.Иванов, Ф.М.Русинов, В.В.Карпов, М.Н.Катханов, А.А. Кушель, Е.И.Князев, Е.Н.Попов, А.Я.Савельев, Н.А.Селезнева, Л.Н.Сосновская, А.И.Субетто, Ю.Г.Татур, В.В.Чекмарев, Ю.А.Чернецкий и др.
Однако, кроме малотиражных разработок А.Г.Шахримань-яна и У.Г.Зиннурова, ни одна из известных работ не может претендовать на комплексное рассмотрение проблематики маркетинга образовательных услуг, а чаще всего они написаны вне маркетингового подхода. Разработка маркетинга образовательных услуг - это фактически "белое пятно" в комплексах экономических, управленческих, педагогических наук и дисциплин.
Предметом исследования и разработки в данной книге выступают возможности и перспективы реализации маркетингового подхода в сфере образования в условиях трансформационного периода в России. Объект изучения - формирующийся отечественный рынок образовательных услуг и практика отношений между его участниками. В определенной степени исследуется также практика осуществления маркетинговых подходов и действий в сфере образования в развитых рыночных странах.
Целью исследования является разработка концепции, стратегии, комплекса инструментов (средств) маркетинга и организационно-управленческих мер по его реализации на формирующемся отечественном рынке образовательных услуг. В соответствии с этой целью представляется необходимым решить следующие задачи:
сформировать концепцию (философию, комплекс базовых принципов) маркетинга в сфере образования, с учетом отличительных особенностей этой сферы;
разработать типологию и механизмы формирования, оценки и оптимизации маркетинговых стратегий образовательных учреждений;
создать комплекс инструментов маркетинговых исследований и действий в сфере образования, позволяющих исследовать и сегментировать рынок, формировать адекватное спросу предложение образовательных услуг, ценовую политику, коммуникации и продвижение услуг на рынок;
выработать основные направления и меры по организации и управлению маркетинговой деятельностью в образовательных учреждениях, с учетом особенностей трансформационного периода и современной отечественной ситуации, возможностей помощи со стороны федеральных и региональных органов управления, общественных организаций.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ публикаций и статистических данных, макро- и микроэкономический анализ, маркетинговый анализ рынка, контент-анализ рекламных и информационных сообщений, социологические опросы, интервью, анкетирование, методы экспертных оценок и прогнозирования, экономико-математическое моделирование, включенный эксперимент, методы теории управления.
Особенности образовательного маркетинга
С переходом на рыночную экономику в России начал формироваться рынок образовательных услуг, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей в данной сфере. Особое значение придается сектору услуг по предоставлению возможности получения высшего образования.
Несмотря на некоторую новизну излагаемого вопроса, маркетинг образовательных услуг получил достаточное освещение в отечественных изданиях. Это вызвано тем, что теоретические положения и маркетинговые подходы находят применение и на рынке образовательных услуг. В условиях сокращающегося государственного финансирования образовательных услуг усиливается конкурентная среда в этой области, что является одной из причин привлечения внебюджетных средств.
Основными субъектами маркетинга образовательных услуг являются образовательные учреждения, которые формируют предложения по подготовке специалистов на различных уровнях, — академии, университеты, институты и колледжи.
Маркетинг образовательных учреждений способствует изучению рынка, прогнозированию, ценообразованию и определению наиболее перспективных направлений их развития. Посреднические структуры в сфере образования способствуют продвижению услуг с использованием различных каналов сбыта, рекламных средств информации, а в ряде случаев и финансированию участников рынка образовательных услуг.
Проводимые рекламные кампании позволяют изучать рынок с целью определения избытка или недостатка тех или иных специалистов, сравнения цен на образовательные услуги в регионах.
Особая роль на рынке образовательных услуг принадлежит государству, которое определяет политику образования в стране, предоставляет налоговые льготы государственным вузам, определяет перечень востребованных профессий, организует подготовку квалифицированных кадров и правовую защиту образовательных учреждений. В этих условиях вуз с наименьшими затратами может сосредоточиться на внутренней деятельности, содержании учебных программ, обеспечивая качественную и быструю подготовку специалистов, удовлетворяя потребности рынка труда.
Применение маркетинга в вузе имеет внутреннюю и внешнюю направленность. При этом внутренняя направленность преследует использование дополнительного ресурса к развитию в целях выявления значимости образовательных услуг в условиях перехода к рыночной экономике. Закон РФ «Об образовании» регламентирует как управление системой образования, так и правила экономической деятельности образовательных учреждений. В нем разграничены полномочия между государственными органами и вузами. При этом вузы получают большую самостоятельность ведения учебного процесса, его методического обеспечения, разработки и утверждения учебных планов и программ по дисциплинам соответствующего курса.
Развитие российского рынка образовательных услуг актуализирует проблему определения перспектив становления образовательного маркетинга и проведения маркетинговых исследований в области образования. Определение особенностей маркетинга требует учета как сущности и специфики образовательного продукта, так и этапа развития, на котором находится российская система образования.
В настоящее время система образования России характеризуется глубокими противоречиями. Во-первых, мы наблюдаем явный дисбаланс между состоянием и развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях. Во-вторых, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги, его повышение на получение высшего образования, переподготовку и сокращение на начальное и среднее образование в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. В-третьих, отсутствие квалифицированных специалистов в области современных маркетинга и менеджмента и отток перспективных специалистов в другие сферы деятельности, в то время как именно сфера образования способна обеспечить подготовку и переподготовку кадров для любой из отраслей экономики. Именно в этих условиях ставится проблема развития образовательного маркетинга.
Маркетинг в любой отрасли определяется спецификой продукта. Современная трактовка сущности образовательного продукта, прежде всего услуги, охватывает все стороны развития личности, предполагает не только собственно образование в виде усвоения опыта предыдущих поколений в форме знаний, умений и навыков, но и воспитание определенных качеств поведения и их дальнейшую корректировку, физическое и интеллектуальное развитие человека в целом, формирование у него способности к дальнейшему развитию и саморазвитию. С одной стороны, это расширяет возможности образовательных учреждений по привлечению различных целевых групп потребителей, позволяет увеличить арсенал маркетингового инструментария. С другой стороны, приняв маркетинговую концепцию в своей деятельности, образовательные учреждения вынуждены учитывать все потребности своих клиентов. Отсюда вытекает, в том числе, необходимость восстановления разрушенной системы воспитания в российских школах и вузах, реализации научной деятельности студентов и преподавателей в высших учебных заведениях, системы социального обеспечения учащихся.
Спецификой образовательного маркетинга является также и то, что хозяйственные организации в образовании как одной из социальных сфер являются преимущественно некоммерческими и могут использовать различные источники финансирования. Маркетинговая деятельность образовательного учреждения дифференцируется для непосредственных потребителей (учащихся и их родителей) и доноров (заказчиков), в качестве которых могут выступать различные промышленные и финансовые компании, частные предприниматели, зарубежные и отечественные общественные организации, политические партии, государственные и муниципальные органы власти. Маркетинговая деятельность становится многомерной в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах.
Информационная асимметрия на рынке образовательных продуктов также должна учитываться при определении образовательного маркетинга. В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений маркетинговая деятельность может легко скатиться до интенсификации коммерческих усилий как по отношению к клиентам, так и по отношению к заказчикам. Иногда за респектабельным видом образовательного учреждения скрывается целевая установка – максимально заработать при низком качестве образовательного процесса.
Актуальным для образования становится главная цель маркетинга – обеспеченности удовлетворенности потребителя, которая возможна только при оценке результата образования. Сложность оценки результата образования заключается в том, что, во-первых, результат пролонгирован по времени от момента приобретения образовательной услуги до момента применения знаний и навыков в практической деятельности. Во-вторых, результат оценивается получателем с определенной долей субъективизма: молодые люди, получающие образование впервые, часто оценивают удовлетворенность как легкость сдачи экзамена, простоту обучения и т.д., в то же время лица, получающие второе высшее образование, оценивают содержание курсов и профессионализм преподавателей. Поэтому такой многосторонний аспект оценки удовлетворенности образования позволяет легко завуалировать результативность образования, делая акцент на дополняющие услуги. Поэтому школы "повышают" качество образовательных услуг, а армия малограмотных молодых людей только растет, в вузах поднимают вопросы по развитию образовательного маркетинга, но степень трудоустройства выпускников падает.
Отсутствие маркетингового подхода в образовательных учреждениях не стимулирует ни к проведению маркетинговых исследований удовлетворенности образовательным продуктом, ни к повышению качества образования, так как это требует больших усилий, изменения мировоззрения и организационных преобразований.
Функции, которые выполняет сфера образования в общественной системе, долговременное воздействие на экономику в целом предполагают реализацию концепции социально-ответственного маркетинга. Некоторые учителя, преподаватели, научные работники показывают нам примеры социальной ответственности за судьбы своих воспитанников, за судьбу России. Но в условиях, когда они вынуждены искать способы зарабатывать средства для себя, своей семьи и сохранения собственного образовательного учреждения, система в целом не может рассчитывать на самоотверженность каждого из работников. Сфере образования необходима помощь со стороны общества и государства, только тогда можно рассчитывать на социально ориентированную деятельность системы образования, а не на ее декларативный характер.
Переход образования к рыночным отношениям обуславливает использование маркетинговой концепции в управлении образовательными учреждениями, однако, как показывает практика, это сдерживается, во-первых, субъективными факторами – нежеланием ряда руководителей перестраивать свою работу, во-вторых, объективными факторами – недостаточным теоретическим обоснованием маркетинга образовательных услуг разных уровней обучения.
В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. В условиях незрелого, формирующегося рынка маркетинг не может проявить себя в полную силу, а его реализация сопряжена со значительными трудностями, однако именно он может помочь существенно сократить трансформационный, переходный период.
Традиционно в условиях рынка необходимость маркетинга возникала по мере того, как отрасль за отраслью подходили к "точке маркетинга" - ситуации, когда наращиваемый объем предложения товаров, услуг впервые уравновешивал доминировавший ранее спрос и в дальнейшем устойчиво превосходил его.
Наша экономика тоже подошла к "точке маркетинга", но иным, более тернистым путем - через превышение темпов падения платежеспособного спроса над темпами падения производства. Эта особенность, легко прослеживаемая применительно к материальным товарам, еще более характерна для сферы услуг, особенно интеллектуальных, хотя проявляется не так выпукло и значительно сложнее, в том числе - в сфере образования.
В целом в мире образование - это одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10-15%. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.
Притягательно образование и по итоговой прибыльности вложений. Окупаемость инвестиций в образование составляет от 3 до 6 долларов на каждый вложенный доллар. Однако такая отдача достигается далеко не сразу, отсрочена во времени. Этим обуславливается необходимость тщательно продуманной современной концепции, стратегии и тактики действий хозяйствующих субъектов в этой сфере.
Маркетинговый подход к управлению деятельностью субъектов рынка встречается с особыми трудностями в сфере образования. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой образование было и остается преимущественно объектом внимания и поддержки государственных структур, финансируется государством и органами управления на местах; потребность в маркетинге здесь до сих проходит период становления. В отношении трансформационного периода современная история дает возможность сделать вывод: во всех странах, успешно строивших современный рынок (например, послевоенные Германия и Япония, а также Германия в период после объединения) государство рассматривало сферу подготовки и переподготовки специалистов (т.е. сферу высшего и дополнительного образования) как приоритетную и исходило из этого в своей инвестиционной политике. Эта особая забота государства сводила необходимость маркетинга в сфере образования к минимуму.
Конституцией и Законом РФ "Об образовании" провозглашены приоритетность сферы образования, а в его процессе - первоочередность интересов личности. Сверхзадача образования - эффективное воспроизводство личности как носителя, потребителя, пользователя и творца национального и мирового интеллектуального потенциала. Потребности трансформационного периода дополнительно задают этой личности требования устремленности к преобразованиям, свободы от устаревших норм и подходов и одновременно - требования взвешенности и ответственности в инициируемых переменах.
Миссия маркетинга в образовании - формирование и реализация стратегии приращения ценности человека. При этом речь идет далеко не только о рыночной ценности, но и о самоценности, и о ценности в общегуманистическом ее понимании, так что каждый из этих аспектов в своем приращении ведет и к приращению остальных. Трансформационный период задает жесткие условия реализации этой миссии - незрелость рынка, низкие ресурсные возможности, включая и дефицит времени.
Принципиально важно осмыслить тот факт, что маркетинг как рыночная философия предпринимательства, как стратегия и тактика поведения участников рыночных отношений, реализуем далеко не только в сфере обмена ценностями между конкретными юридическими, физическими лицами. Субъектом, участником рыночных отношений выступает и государство, но в ином качестве, чем прежде - не единовластным диктатором, а (в лице органов государственного управления, учреждений) - реальным заказчиком и потребителем товаров и услуг. Таким образом, подготовка специалистов, финансируемая из государственного бюджета, в принципиальном отношении является таким же актом обмена, как и оказание платных образовательных услуг. Поэтому сферой маркетинга в образовании выступает не только платное для конкретных потребителей, но и все образование в целом. Этот тезис является ключевым в понимании предлагаемого подхода и его возможностей в решении проблем образования.
Маркетинг образования - это принципиально новая, поисковая сфера маркетинга. Ему еще предстоит складываться и формироваться как научной, прикладной, а также как учебной дисциплине. И во всех отношениях его ожидает немало трудностей.
Маркетинг в сфере образования представляется явлением весьма перспективным и по-своему уникальным, если рассматривать его не только как научную и прикладную, но одновременно и как учебную дисциплину. Во-первых, это одна из немногих учебных дисциплин, которую можно изучать на примере деятельности самого образовательного учреждения; во-вторых, она может и должна быть использована для повышения конкурентоспособности и в конечном итоге - для процветания самого образовательного учреждения; в-третьих, и это можно выделить как главное, маркетинг в сфере образования, в отличие от других сфер, позволяет рассчитывать, что он станет не только делом специалистов-маркетологов, но и войдет весомым компонентом в базовую подготовку и образовательно-культурную среду обучающихся поколений в целом.
Предмет маркетинга в сфере образования - это философия (понимаемая здесь прежде всего как совокупность общих принципов рыночных отношений, как система взглядов), стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон обмена ценностями. Это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности - в образовании; учебного заведения - в развитии и в благосостоянии его сотрудников; фирм и других организаций-заказчиков - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности в этой сфере.
Практическое освоение и применение маркетинга образовательными учреждениями предполагает подготовку организаторских и научно-педагогических кадров сферы образования, способных мыслить и действовать в категориях и на принципах маркетинга, использовать присущие ему инструменты и приемы применительно к особенностям образовательных услуг, процессов и результатов их оказания. Только тогда маркетинг сможет стать не только гарантией развития самого образовательного учреждения на волне спроса, но и средством развития спроса на образование.
Вместе с тем маркетинг в конечном счете будет полезен не только производителям образовательных услуг и продуктов, но и их потребителям, пользователям при выборе и реализации образовательной траектории, при заключении и осуществлении контрактов на образовательные услуги.
Состояние научной разработанности тематики маркетинга образовательных услуг в настоящее время не отвечает практическим потребностям субъектов спроса и предложения этих услуг.
1.3. Маркетинговый подход в учреждении дополнительного образования.
Понятие «маркетинговый подход» еще не достаточно активно используется в практике управления образовательными учреждениями, поэтому следует раскрыть основной смысл понятия, концепцию, задачи и функции, субъекты, объекты и другие составляющие маркетинга в системе дополнительного образования детей.
В Типовом Положении о деятельности внешкольных учреждений указано, что учреждение дополнительного образования несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество реализуемых образовательных программ, соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей, однако, критерии качества деятельности учреждений дополнительного образования детей нигде не обозначены. Интерес к маркетинговому подходу обусловлен прежде всего пониманием дополнительного образования детей как особого образовательно-воспитательного пространства, где осуществляется специальная деятельность по приращению, углублению знаний личности, развитию её интеллектуальных, физических, духовных сфер с учетом индивидуальных особенностей, мотиваций и личностных установок; укреплению здоровья и формированию основ и навыков культуросообразной досуговой деятельности. Приоритетным является принцип признания уникальности личности.
Залогом успеха деятельности учреждения дополнительного образования детей является степень соответствия конечных результатов системы образования социальному заказу, требованиям родителей и учащихся, другими словами, это степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. При этом деятельность УДОД происходит в условиях глобальных перемен в жизни российского общества, изменения социально-экономических отношений, неблагоприятной ситуации в области культуры, спорта, в духовно-нравственной сфере. Произошедшие в последние десятилетия изменения в социальной сфере требуют нового подхода к организации работы всей системы образования и системы дополнительного образования в частности. Таковы предпосылки применения педагогического маркетинга.
Цель маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования являются процессом сложным и многогранным, что предполагает различные варианты определения самого понятия. Маркетинговые исследования — это экономически целесообразный способ определения того, в чем люди нуждаются, чего желают, о чем думают, во что верят или что делают. Результаты маркетинговых исследований помогают оказывать услуги или проводить политику в соответствии с требованиями потребителей, общества. Маркетинговые исследования — комплекс мероприятий, предполагающих сбор, регистрацию и анализ информации с целью облегчения процесса принятия ответственных управленческих решений. Правомерной была бы попытка ввести понятие «педагогический маркетинг» как вид организационно-педагогической деятельности, основанный на интеграции педагогических, экономических и управленческих подходов к созданию целостной системы оказания образовательно-воспитательных услуг населению, обеспечивающий совершенствование качества дополнительного образования детей.
«Суть маркетинга в учреждениях дополнительного образования прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей, то есть детей и их родителей. Эти дифференцированные запросы определяют стратегию и тактику учреждения, его программу и направления тех или иных образовательных услуг. Вся педагогическая деятельность направлена на удовлетворение личностных потребностей в образовательных услугах. Успех работы учреждения дополнительного образования детей зависит от спроса на его услуги и образовательный продукт, от того, соответствуют ли они потребностям потенциальных клиентов. Интересы, запросы и мотивация нынешнего молодого поколения все время меняются и значительно отличаются от тех, что были 10 – 15 лет назад. Да и требования родителей очень изменились. Хотя часто они не совпадают с тем, что хочет их ребенок. А работа учреждений дополнительного образования не всегда строится с учетом новых, актуальных в данное время интересов своих потребителей» (Анджапаридзе Т. В.).
Составляющие маркетингового исследования.
Составными частями маркетингового подхода в дополнительном образовании детей являются: изучение и формирование спроса на образовательные услуги, формирование рынка образовательных услуг, организация связи производителя услуг и их потребителя, анализ рынка образовательных услуг и стратегическое управление этим процессом.
Итак, каковы же задачи педагогического маркетинга? Прежде всего, это стратегические задачи, которые определяются необходимостью успешного перехода от унифицированного образования к образованию по выбору, привлечения всех участников образовательного процесса к творческому взаимодействию. Технический уровень решения задачи тесно взаимосвязан с экономическим — нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.
Следующая задача – определить, на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой маркетинговой задачи обуславливает успех дела. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного потребителя. Учреждение дополнительного образования детей, как и любая организация, предлагает в определенной форме и объеме товарную услугу.
По определению А. П. Панкрухина «маркетинг образования – это деятельность образовательного учреждения, направленная на удовлетворение дифференцированных образовательных потребностей личности посредством маркетинговых исследований, маркетингового планирования и маркетинговых коммуникаций».
Современного потребителя можно разделить условно на три группы:
имеющие ярко выраженный заказ;
имеющие потребности, но не сформировавшие свой заказ системе образования по тем или иным причинам;
индифферентные.
Удовлетворить первых, помочь сформировать заказ вторым и развить потребность в образовательных услугах у третьих, добиваясь наилучшего согласования внутренних возможностей учреждения (интеллектуального и материального потенциала) с требованиями внешней среды (рыночные условия, потребительский спрос, действия конкурентов) - это и есть основные цели образовательного (педагогического) маркетинга как важнейшей составной части педагогического менеджмента. Успешное осуществление маркетинга образовательных услуг ведет к удовлетворению не только потребностей личности, но и к удовлетворению потребностей учебного заведения (в собственном развитии и благосостоянии его сотрудников), организаций-заказчиков (в росте кадрового потенциала), общества (в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала).
Сегодня учеными предлагаются два типа маркетинга в образовании:
маркетинг, который ориентирован на образовательную услугу (когда деятельность ОУ направлена на создание новых образовательных услуг или усовершенствование имеющихся);
маркетинг, ориентированный на потребителя (когда деятельность ОУ нацелена на удовлетворение дифференцированных потребностей и на изучение рынка).
Достижение целей учреждения зависит от глубины изучения запросов потребителей и полноты их удовлетворения по сравнению с конкурентами. Образовательная организация должна найти свою нишу, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. Вот основные инструменты, которые предлагает концепция маркетинга:
методы оценки и прогнозирования влияния внешней среды;
маркетинговое планирование, которое позволяет учреждению самостоятельно оценивать как возможности рынка, так и свой потенциал;
методы формирования товаров и услуг.
Основные этапы маркетингового исследования.
В первую очередь необходимо разработать план маркетинга (стратегическое планирование).
Сбор и анализ «внутренней» информации (самообследование) может стать основой для создания системы мониторинга результатов деятельности учреждения образования. Оно может стать стимулом развития ОУ, т.к. способность учреждения образования к объективной и полной оценке своих целей, условий их реализации, результатов деятельности, оформлению выводов, корректировке дальнейших задач характеризует его способность к саморазвитию, повышению качества обучения. Самообследование – это непрерывный поэтапный процесс, рассчитанный на длительное время.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. В ходе проведения SWOT-анализа определяются преимущества образовательного учреждения, его недостатки, факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке образовательных услуг и факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке. Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать и структурировать всю имеющуюся информацию об учреждении и рынке, по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы и, видя ясную картину «поля боя», принять взвешенные решения, касающиеся деятельности учреждения. SWOT-анализ — это промежуточное звено между формулированием главной цели учреждения и определением задач, решение которых приведёт к её достижению.
Затем администрация учреждения взвешивает силы и оцениваете рыночную ситуацию, чтобы понять, каким образом это лучше сделать (определяется стратегия). Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями. Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшей организации деятельности учреждения:
Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны учреждения?
Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?
За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны образовательного учреждения и возможности и угрозы рынка образовательных услуг. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития данного учреждения, а также какие проблемы необходимо срочно решить.
Анализ собранной информации, в том числе, позволяет заниматься формированием и развитием такого важного элемента как имидж организации. Имидж - это целостный образ организации, имеющий оценочную характеристику, выполняющий триединую функцию (идентификации, идеализации, противопоставления) и замещающий реальный объект при коммуникациях. Имидж - это важный инструмент и способ воздействия, который имеется у любой организации вообще и образовательных учреждений в частности для оказания влияния на потребителей их услуг и органы власти.
И, наконец, на основе анализа состояния учреждения, сложившейся ситуации на рынке образовательных услуг и перспектив можно приступить к разработке плана действий. Системный подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования. «Планирование-- это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения» (И.И. Буева). То есть необходимо четко сформулировать цель и определить пути, ведущие к её достижению.
Стратегическое планирование
Стратегический план деятельности учреждения дополнительного образования –это формы, методы и практики действа, с помощью которого должны начинаться все процессы жизнедеятельности учреждения -- осмысление учебно-воспитательного процесса; настройка организационно-технических, методических и управленческих схем развития учреждения.
Основными этапами в подготовке и проведении стратегического планирования в учреждениях дополнительного образования детей являются:
выявление проблемы и формулирование целей исследования;
установка плана сбора первичной и вторичной информации;
разработка плана выборки (кого спросить, какое количество опрашиваемых необходимо, оптимальный способ связи с аудиторией);
проведение опроса и сбор информации;
систематизация и анализ собранной информации;
представление основных результатов исследования.
Следует отметить, что прогностические изыскания в практике работы образовательных учреждений находятся пока еще на стадии становления. Педагогическая практика нуждается в выработке теории прогноза, включающей в себя обоснованность самой процессуальной стороны разработки прогнозов, а также ведущие методы и приемы получения опережающей информации о состоянии образовательного учреждения как системы.
Построение образа будущего учреждения дополнительного образования детей начинается с определения того контингента обучающихся, на удовлетворение потребностей (образовательных, оздоровительных, культурно-досуговых, социально-адаптационных и др.) которого оно будет работать. Таким образом, уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, т.е. та часть общего социального заказа на образование, целям которого оно служит. Затем следует обратиться к результатам проблемно-ориентированного анализа (SWOT-анализа) и выделить те проблемы, которые потребуется решить.
Рассматривая актуальные направления развития учреждения, необходимо уделить особое внимание внедрению в учреждении новаций. Понятие «стратегия» неразрывно связано с инновационными процессами, то есть практическим осуществлением качественно новых решений. Инновационными могут быть и дополнительные образовательные программы, нововведения в административно-хозяйственной, финансовой, методической, других сферах жизни организации. Главное, что у работников выработаны конструктивные способы решения субъективно новых профессиональных задач.
Важной составляющей взаимодействия организации с окружением является получение ресурсов извне: финансовых, материальных, организационных от муниципалитета, предприятий, общественных организаций, от родителей. Для анализа наличного положения вещей необходимо оценить структуру получаемых ресурсов. Сегодня в большинстве своем финансирование учреждений дополнительного образования детей осуществляется муниципальными органами власти. В то же время, в концепции модернизации российского образования предусматривается активно использовать в качестве ресурса финансирования образовательных учреждений - расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения.
Этапы и программы реализации стратегии
Оценка действий. Может быть разработан инструментарий качественного или количественного анализа запланированных действий. Необходимо предусмотреть серию опросов с целью изучения информированности населения о действиях организации, а также оценки организации реальными и потенциальными пользователями.
Одним из ориентиров, задаваемых современными взглядами на деятельность образовательных учреждений, является демократизация управления. Проблема, осложняемая отсутствием у членов коллектива необходимого опыта демократического участия. Поэтому в программе следует оценить, в какой степени педагоги готовы конструктивно решать вопросы жизни организации? Имеются ли реально действующие органы самоуправления (профсоюзный комитет, совет трудового коллектива)?
Использование ИКТ. Для значительного числа учреждений дополнительного образования серьезной трудностью является недостаточность информационного обеспечения деятельности. Конечно, стартовые возможности районных домов творчества или спортивных школ и областных учреждений серьезно различаются. Однако наличие страницы в Интернете, использование мультимедиа средств при презентации результатов деятельности обучающихся, становятся сегодня непременными атрибутами повседневности современного УДОД.
Стадия генерирования идей и рекомендаций.
Стадия выбора и принятия окончательного решения. Прекращение прений в процессе планирования и осуществление перехода от планирования к действию требуют определенной дисциплины. При этом необходима система, которая бы поощряла быстрое продвижение в вопросах, по которым имеется общее согласие.
Успешное стратегическое планирование характеризуется самоанализом организации, сопоставлением сложных альтернатив и расстановкой приоритетов. «Новое определение понятия «стратегическое управление» опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует всю деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие требованиям внешней среды, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.» (Г.И. Кукатов, заместитель директора Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева).Заключение по 1 главе.
Всё вышесказанное обосновывает необходимость маркетингового подхода к совершенствованию качества дополнительного образования детей, который включает в себя процедуры, закономерности и принципы развития педагогической системы в условиях маркетинговых исследований. В современных условиях важно учитывать новые признаки (показатели) качества дополнительного образования, среди которых: удовлетворенность населения (потребителя) образовательными услугами, содержательное богатство предоставляемых услуг, высокий технологический и методический уровень проводимых занятий, творческое состояние педагогического коллектива, притягательность и привлекательность образовательного учреждения для потребителей образовательных услуг, экономическая результативность, проявляющаяся в улучшении финансового состояния учреждений дополнительного образования детей и субъектов образовательной деятельности (педагогов).Маркетинговый подход к совершенствованию качества дополнительного образования детей представляет собой единство экономических и педагогических методов и технологий, создающих систему условий, обеспечивающих практическую реализацию целенаправленного планирования, производства, продвижения и реализации образовательных услуг. Такими условиями являются: организация маркетинговой деятельности на основе исследования социума с целью выявления востребованных потребителем услуг; создание экономически обоснованных нормативно-правовых основ реализации образовательных услуг; обучение педагогов и сотрудников маркетинговой деятельности и постоянному совершенствованию качества образовательных услуг, управление дополнительным образованием детей на основе принципов стратегического развития образовательной системы.
Особенности маркетингового подхода к совершенствованию качества дополнительного образования детей заключаются в следующем:
более высокий уровень добровольности выбора образовательных услуг потребителями;
количественное и качественное многообразие ассортимента услуг;
пространственная, временная, организационная свобода образовательной деятельности.
Эффективность маркетингового подхода к совершенствованию качества дополнительного образования детей зависит от профессионализма педагогических кадров и управленческой команды, владеющих как педагогическими, так и маркетинговыми методами и технологиями изучения и воздействия на рынок образовательных услуг. «Процесс формирования маркетинговой компетенции в учреждении дополнительного образования детей нужно начинать в первую очередь с управленцев: заместителей директоров, руководителей структурных подразделений, методистов, педагогов-профессионалов. К сожалению, образовательные учреждения не в состоянии иметь структурные подразделения по маркетингу. Поэтому эти функции должны возлагаться прежде всего на руководящий состав» (Т. В. Анджапаридзе). Необходимо принять за аксиому, что это уже не завтрашний день, а наша реальность. «Безусловно, маркетинг сегодня необходим любому образовательному учреждению. Управление современной школой невозможно без опоры на современный маркетинговый инструментарий».
Развитие педагогического маркетинга в системе дополнительного образования детей востребовано нынешним состоянием образовательной деятельности в стране, детерминировано спецификой учреждений дополнительного образования, характеризующихся мобильностью, динамичностью содержания их работы и наличием возможностей безболезненной перестройки в них управленческих подходов.
ГЛАВА 2. Оценка услуг досуговой сферы в учреждении дополнительного образования.
2.1. Характеристика досуговой сферы услуг дополнительного образования.
Деятельность человека, в том числе педагогическая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Социокультурное пространство образовательного учреждения представляет собой особым образом организованную территорию, на которой осуществляется обучение, воспитание, развитие ребенка, а также профессиональная самореализация и развитие педагогических кадров, совершенствование педагогической компетентности родителей. Содержательный смысл понятия «социокультурное пространство» связан с процессом становления и развития личности как субъекта культуры.
Степень развитости социокультурного пространства образовательного учреждения определяется тем, какую часть детей близлежащего социума охватывает его образовательная система; какие сферы их жизнедеятельности она развивает; насколько развиты и эффективно функционируют другие компоненты пространства; насколько сформированы связи между его компонентами и в какой мере они придают целостность этому пространству, влияют на эффективность процесса социализации подрастающего поколения.Социокультурное пространство УДОД формируют специфические для него виды деятельности. Как известно, Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) утвержден новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений – дворцов и домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т.п. Теперь они называются учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) и являются специализированными заведениями, созданными для оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного досуга детей.
Структурно в своем современном виде дополнительное образование детей (ДОД) представлено двумя основными объемными блоками:
образовательным;
культурно-досуговым
При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают это различными способами.
Системообразующим компонентом в этом единстве, и это существенно отличает дополнительное образование детей от внешкольной работы, выступает масштабный образовательный блок. Его назначение - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Обучение детей осуществляется на основе образовательных программ (программ дополнительного образования детей),разрабатываемых, как правило, самими педагогами; спектр видов деятельности, на основе которых создаются такие программы, чрезвычайно разнообразен, а их систематизация осуществляется по 11 направленностям, причем официально утвержденный перечень последних является открытым и может быть дополнен.
Культурно-досуговая деятельность, как и раньше во внешкольных учреждениях, продолжает оставаться весьма значимым звеном работы УДОД, важным компонентом его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы УДОД нацелены не только наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени, досуга своих сверстников.
Что же обычно понимается под культурно-досуговой деятельностью УДОД? Как правило, этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) – праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, спортивных соревнований, тематических дней и недель, вечеров и т.п.
Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досуговая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздорови­тельные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих про­дуктивно-волевых возможностях.
Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти подчас скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратимся к общественной значимости досуговой деятельности.
Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, связанные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и разнообразием социальных связей, индивидуальные потребности превращаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осознает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно обращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям (большинство которых носит коллективный характер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.
Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекается с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и искусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристрастия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.
Индивидуальное развитие человека трансформирует его социальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени. В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте.
Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.
Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.
Сбор и анализ «внутренней» информации (самообследование) может стать основой для создания системы мониторинга результатов деятельности учреждения образования. Оно может стать стимулом развития ОУ, т.к. способность учреждения образования к объективной и полной оценке своих целей, условий их реализации, результатов деятельности, оформлению выводов, корректировке дальнейших задач характеризует его способность к саморазвитию, повышению качества обучения. Таким образом, было проведено в учреждении анкетирование на изучение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых ДДТ.
Цель исследования – изучить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых ДДТ.
В анкетировании приняли участие 204 родителя
1.От нахождения Вашего ребёнка в ДДТ у Вас преобладают:

2.Считаете ли Вы, что педагоги уважительно относятся к Вашему ребёнку?
3.Есть ли в ДДТ педагоги, являющиеся авторитетом для Вашего ребёнка?

4.Как Вы считаете, применяется ли педагогами ДДТ индивидуальный подход к обучению и воспитанию Вашего ребенка?


5.На достижение каких наиболее важных образовательных результатов, по Вашему мнению, направлена деятельность ДДТ (возможен выбор нескольких вариантов)

6. Оцените свою осведомленность в образовательных услугах, предоставляемых ДДТ:

7.Оцените степень Вашей удовлетворённости различными условиями, существующими в ДДТ, по пятибалльной шкале: 5 – совершенно удовлетворён, 4 – удовлетворён, 3 – удовлетворён отчасти, 2 – не удовлетворён, 1 – такое условие отсутствует.

Анализируя проведенное исследование, можно сделать вывод, что родители в полной мере осведомлены образовательными услугами, предоставляемыми ДДТ, большинство опрошенных родителей довольны и заинтересованы, что их дети посещают учреждение дополнительного образования детей, потому что развиваются творческие способности детей, приобретается опыт социального общения, взаимодействия с окружающими, воспитываются личностные качества воспитанников. Также в большинстве случаев родители удовлетворены уровнем нагрузки и учетом интересов их ребенка, профессиональным уровнем педагогов, санитарно-гигиеническими условиями и материально-технической оснащенностью ДДТ, родительским участием в воспитательном процессе учреждения.
2.2. Разработка проекта маркетинговых услуг досуговой сферы
образовательной деятельности учреждения на 2012 - 2013 учебный год.
Цель проекта:
Создание образовательной среды, позволяющей наиболее полно реализовать потребности детей и родителей Дома детского творчества.
Задачи:
Определить основные потребительские предпочтения на рынке образовательных услуг и рынке труда и степень удовлетворенности потребителей предоставляемой образовательной услугой учреждения;
Совершенствовать имеющиеся образовательные программы и разработать программы дополнительных услуг;
Организовать рекламу образовательной деятельности досуговой среды учреждения.
Скорректировать имидж учреждения на основе проведения PR-акций (связь с СМИ, выпуск брошюр, публичное проведение открытых занятий, разработка фирменного стиля и пр.);
Организовать поиск партнеров для оказания общественной поддержки деятельности учреждения.
Совершенствовать материально-техническую базу учреждения.
Ресурсы проекта
Наличие:
материально-технической базы учреждения (аппаратура для проведения мероприятий)
помещений:
- ( большие залы в разных частях города) для проведения массовых мероприятий;
- малые аудитории для проведения мероприятий локального характера
фондовый сценарный материал
штат педагогов – организаторов, методистов
инфраструктура маркетингового процесса – СМИ, Интернет, общественные организации, партнеры
мотивация педагогического коллектива на создание конкурентоспособной образовательной среды в учреждении.
Проект маркетинговых услуг досуговой сферы
образовательной деятельности учреждения на 2012 - 2013 учебный год
№ п/п Название мероприятия Взаимосвязь служб
Сроки
1. Определить основные потребительские предпочтения на рынке образовательных услуг и рынке труда и степень удовлетворенности потребителей предоставляемой образовательной услугой учреждения.
Анкетирование населения Методист - психолог
Октябрь
январь
Анкетирование населения через информационные источники: сайт учреждения, СМИ
Методист по ИКТ- компетенции,
Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по общим вопросам В течение года
Беседы с родителями, непосредственными потребителями услуг
Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по общим вопросам, руководители структурных подразделений
педагоги дополнительного образования В течение года
2. Совершенствовать имеющиеся образовательные программы и разработать программы, проекты, сценарии дополнительных услуг в досуговой сфере
Мозговой штурм инициативной творческой группы по созданию идей новых проектов года 2012-2013. Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по общим вопросам август
Запуск образовательно- игровой программы «Форд Боярд». Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель структурного подразделения ноябрь
Разработка и реализация серии образовательно- игровых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги- организаторы В течение года
Восстановление и внедрение на рынок услуг развлекательной программы «Мана- мана». Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги - организаторы Февраль- март
Каскад новогодних праздников для населения города Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги - организаторы Декабрь- январь
3. Организовать рекламу образовательной деятельности досуговой среды учреждения
Информационные источники: сайт учреждения, СМИ Заместитель директора по воспитательной работе В течение года
План досуговых мероприятий на месяц для населения города Заместитель директора по воспитательной работе Ежемесячно
Публикация статей Заместитель директора по воспитательной работе Ежемесячно
Реклама в СМИ, сайтах заместитель директора по общим вопросам По востребованности
4. Скорректировать имидж учреждения на основе проведения PR-акций.
Благотворительная акция в поддержку ребенка «Доброе сердце» совместно с «Экран-ТВ» Заместитель директора по воспитательной работе ноябрь
Разработка и внедрение телевизионного проекта для проведения досуга семьи дома «Пока мама занята» с «Миасс-ТВ» Заместитель директора по воспитательной работе Март- октябрь
Проведение праздников для населения города Заместитель директора по воспитательной работе В течение года по плану учреждения
Разработка фирменного стиля Заместитель директора по общим вопросам ноябрь
Выпуск брошюр рекламного характера
Заместитель директора по общим вопросам
В течение года
Связь со СМИ
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по общим вопросам В течение года
5. Работа с партнерами в рамках проекта «Содружество» для оказания общественной поддержки деятельности учреждения.
Организация и проведение концертов и досуговых мероприятий для партнеров учреждения Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по общим вопросам По заказу
(Приложение)
6. Совершенствовать материально-техническую базу учреждения
Приобретение комплекта «выездной аппаратуры» Заместитель директора по АХЧ
Заместитель директора по воспитательной работе октябрь
Приобретение реквизита для проведения игровых программ Заместитель директора по АХЧ
Заместитель директора по воспитательной работе Октябрь- ноябрь
Пошив костюмов Заместитель директора по АХЧ Октябрь- май
ВЫВОД
Проанализировав литературу, можно сделать вывод о том, что одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Суть маркетинга в учреждениях дополнительного образования прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей, то есть детей и их родителей. Эти дифференцированные запросы определяют стратегию и тактику учреждения, его программу и направления тех или иных образовательных услуг.
Список литературы.
Анджапаридзе Т. В. Маркетинговая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей / Т. В. Анджапаридзе // Методист – М., 2006. - №5
Анджапаридзе Т. В. Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей / Т. В. Анджапаридзе // Дополнительное образование - М., 2006.
Анджапаридзе Т. В. Изучение маркетинговой окружающей среды УДОД / Тезисы науч. практ. конф. «Применение маркетинговых технологий при воспитании социальной активности детей», ЦТР и ГО «Романтик». - Щелково, 2006.
Беккер О. М. Система дополнительного образования в Первомайском районе г. Ижевска // Дополнительное образование. М., 2000.
Голубков Е. П. Маркетинговые исследования. М., 1998.
Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2000.
Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. СПб: Питер, 2002.
Карпов А. В., Пономарева В. В. Монография/разд. «Психология рефлексивных механизмов управления».- М.: Институт психологии РАН, 2000 .
Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1998.
Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. – М.: Агентство «Мегаполис», 2008.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
Музалевская А. Н. Маркетинговые технологии в дополнительном образовании: опыт, проблемы, перспективы. - Оренбург: ППЛ «Поиск», 2003.
Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг / On-line версия, 2008.
Панкрухин А. П. Маркетинг. Учебник – М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 1999.
Томас Вулф.Управление некоммерческой организацией. - М., 2001.
Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. – М., 1998.
Интернетисточники:
Краткое описание документа Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика
Н.А. Нагапетьянц. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности, 2007
Н.Н. Григорьева Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
Учебный курс (учебно-методический комплекс) Особенности маркетинга образовательных учреждений.
Маркетинговые исследования в деятельности УДОД. Целесообразность применения. Кожевникова Наталья Ивановна
Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.Красноярский государственный университет.
Областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко
Маркетинговые исследования в учреждениях дополнительного образования детей(Практический инструментарий)Составители: Музалевская А.Н., Филимонова Н.А. 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 41, ОДТДМ, каб. 209
Приложение 1
АНКЕТА для родителей
«Определение имиджа учреждения
дополнительного образования детей – УДОД»
Отметьте знаком «+» выбранный вами ответ.
1.Что способствовало выбору вами данного УДОД?
близкое расположение к дому;
хорошие отзывы о нем ваших знакомых;
реклама данного учреждения, увиденная вами в СМИ;
 что-то еще_________________
2.Что привлекает вас в образе руководителя выбранного вами УДОД?
профессионализм;
интеллигентность;
высокий рейтинг среди других руководителей;
что-то еще_________________
3.Как вы оцениваете качество образовательных услуг данного УДОД?
высоко;
средне;
удовлетворительно;
низко.
4. Удовлетворяет ли вас уровень комфортности образовательной среды?
полностью;
частично;
не удовлетворяет.
5.Удовлетворяет ли вас стиль взаимоотношений участников образовательного процесса (оцените по пятибалльной системе)?
ученик-учитель_______
учитель-учитель_______
учитель-родитель_______
6.Реализуются ли ваши целевые установки от посещения УДОД?
выбор будущей профессии;
заполнение досуга;
укрепление здоровья;
возможность самоутверждения ребенка среди сверстников.
7.Удовлетворяют ли вас условия, в которых занимается ваш ребенок (оцените по пятибалльной системе)?
материально-техническое обеспечение__________
санитарно-гигиенические условия______________
учебное обеспечение__________________________
Приложение 2
Анкета для родителей
Если Ваш ребенок уже посещает какой-либо кружок, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Что повлияло на выбор именно этой секции, кружка, клуба и т.п.? (отметьте столько вариантов, сколько считаете нужным) (*)Педагоги посоветовали
Недалеко от дома
Ходит за компанию с друзьями
Бесплатно
Сейчас это популярно, многие занимаются в этом направлении
Настояли, чтобы хоть чем-то занимался
Хорошая реклама; много слышали об этом, читали
Нравится режим работы, очень удобный
Затрудняюсь ответить
2. Что нравится Вашему ребенку в кружке (секции) который он посещает? (отметьте столько вариантов, сколько считаете нужным) (*)Здесь чуткие, добрые, отзывчивые, знающие преподаватели
Нескучные, разнообразные занятия
Хорошая атмосфера, проводятся совместные мероприятия
Часто проводятся соревнования, конкурсы
Красиво оформленное помещение
Интересно проводит своё свободное время
Много приспособлений для занятий, хорошее оснащение
Затрудняюсь ответить
3. Что бы Вы хотели улучшить в работе кружка, секции, которые посещает Ваш ребенок? (отметьте столько вариантов, сколько считаете нужным) (*)Ввести более удобное расписание занятий
Лучше оборудовать кабинеты
Проводить более интересные занятия
Хочу, чтобы коллектив был дружнее
Чаще проводить публичные мероприятия
Улучшить оформление и ремонт помещений
Чаще проводить конкурсы, соревнования
Хочется, чтобы преподаватели были внимательнее
Другое
Приложение 3
Анкета
«Удовлетворенность родителей качеством
образовательных услуг, предоставляемых ДДТ»
1.От нахождения Вашего ребёнка в ДДТ у Вас преобладают:

2.Считаете ли Вы, что педагоги уважительно относятся к Вашему ребёнку?

3.Есть ли в ДДТ педагоги, являющиеся авторитетом для Вашего ребёнка?

4.Как Вы считаете, применяется ли педагогами ДДТ индивидуальный подход к обучению и воспитанию Вашего ребенка?

5.На достижение каких наиболее важных образовательных результатов, по Вашему мнению, направлена деятельность ДДТ (возможен выбор нескольких вариантов)

6.Оцените свою осведомленность в образовательных услугах, предоставляемых ДДТ

7.Оцените степень Вашей удовлетворённости различными условиями, существующими в ДДТ, по пятибалльной шкале: 5 – совершенно удовлетворён, 4 – удовлетворён, 3 – удовлетворён отчасти, 2 – не удовлетворён, 1 – такое условие отсутствует.