Рабочая программа Русский язык и культура речи для специальности Электроснабжение


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
для специальности 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

2015 г.
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией
гуманитарных и обществоведческих дисциплин и ОБЖ
Протокол № ____ от ________ 20____г
Председатель _________/Плющова М.А./ Составлена в соответствии с
обязательным минимумом и примерной программой Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 10-89 и уровню подготовки выпускника по специальнос-ти 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)».
Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 20____г
_____________ /Григорьева С.С./
Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»
Разработчик: Веретенникова О.В. – преподаватель
ОБПОУ «Железногорский ПК»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).
Разработана рабочая программа на основе ФГОС СПО по указанной специальности, в соответствии с формируемыми компетенциями, рекомендациями работодателя и спецификой образовательной деятельности колледжа.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:
соответствии с формируемыми компетенциями, рекомендациями работодателя в результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
создавать тексты в устной и письменной форме;
различать элементы нормированной и ненормированной речи;
определять функционально-стилевую принадлежность текста;
создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов;
владеть фонетическими средствами речевой выразительности;
определять лексическое значение слова;
находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологических оборотов;
- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой;
пользоваться синтаксическими средствами при создании текстов;
пользоваться правилами правописания, знаками препинания;
соответствии с формируемыми компетенциями, рекомендациями работодателя в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различия между языком и речью;
функции языка, основные функциональные стили литературного языка;
признаки литературного языка и типы речевой нормы;
основные компоненты культуры речи;
особенности русского произношения и ударения, орфоэпические нормы;
лексические и фразеологические единицы языка;
способы словообразования; самостоятельные и служебные части речи;
синтаксический строй предложения;
правила правописания;
смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии впрофессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и вкоманде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального
и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка - 72 часа,
в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 48 часов;
- внеаудиторная самостоятельная работа - 24 часа.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего), 24
в том числе осуществлять поиск и использование информации для подготовки рефератов и презентаций; работать с текстами разных стилей; совершенствовать коммуникативные способности, составлять предложения и тексты, исправлять речевые ошибки в текстах со спецлексикой, редактировать тексты, работать со словарями. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Наименование
разделов и
тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, внеаудиторная самостоятельная работа Объём
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Язык и речь. 4 Введение Содержание учебного материала.
Русский язык, его составляющие. Язык и речь. Устная и письменная формы речи. Книжная и разговорная речь.
2
2
1
Тема 1.1.
Понятие культуры речи. Содержание учебного материала.
Становление и развитие литературного языка. Аспекты культуры речи. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи. 2
2 1
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Подготовка реферата «Коммуникативные качества речи». 2 Раздел 2.
Функциональные стили речи. 4 Тема 2.1.
Функциональные стили современного русского литературного языка Содержание учебного материала.
Функциональные стили современного русского литературного языка, их взаимодействие. Научный стиль речи.
Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль речи. Разговорный и художественный стили. 4
2
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с текстами разных стилей; составление резюме. 4 Раздел 3.
Лексика и фразеология. Лексикография. 10 Тема 3.1.
Лексические средства выразительности. Содержание учебного материала.
Слово, его лексическое значение. Лексические средства выразительности речи. Фразеологический состав русского языка. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. 2
2
2
Тема 3.2.
Лексические нормы. Содержание учебного материала.
Лексические нормы русского литературного языка. Виды речевых ошибок. Исправление речевых ошибок. Лексикография. Основные типы словарей. 8
2 2
Практическое занятие № 1.
Лексико-фразеологические упражнения. 2 Практическое занятие № 2.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. 2 Практическое занятие № 3.
Синонимы, антонимы, паронимы. 2 Внеаудиторная самостоятельная работа.
Исправление речевых ошибок в текстах со спецлексикой, редактирование. 4 Раздел 4.
Фонетика и орфоэпия. 4 Тема 4.1.
Орфоэпические нормы. Содержание учебного материала.
Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. 2
2 2
Тема 4.2.
Нормы ударения. Содержание учебного материала.
Акцентология. Особенности русского ударения. Нормы ударения. Фонетические средства языковой выразительности: ассонанс, аллитерация. 2
3 2
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с орфоэпическим словарём. 2 Раздел 5.
Графика и орфография. Морфемика. 11 Тема 5.1.
Основные принципы русской орфографии. Содержание учебного материала.
Графика. Слоговой принцип русской графики. Орфография. Типы и виды орфограмм. 2
2 2
Тема 5.2.
Основные орфографические правила. Содержание учебного материала.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Корни с чередованием. Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц.
Правописание окончаний слов различных частей речи. Безударные гласные в окончаниях существительных. Склонение имён существительных. Безударные гласные в окончаниях глаголов. Спряжение глаголов. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий.
Правописание суффиксов различных частей речи. Гласные и согласные в суффиксах имён существительных, прилагательных. Безударные гласные в суффиксах причастий.
Правописание Н-НН в разных частях речи.
Правописание НЕ и НИ. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Состав слова. Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. 9
2
2
2
1
2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Выполнение тренировочных упражнений но орфографии. Тестирование на сайте «Грамота.ру» 4 Раздел 6.
Морфология. 6 Тема 6.1.
Морфологические нормы. Содержание учебного материала.
Понятие о морфологии. Морфологические нормы имени существительного. Морфологические нормы имени прилагательного.
Морфологические нормы имени числительного. Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия. Морфологические нормы местоимения. 6
2
2 2
Практическое занятие № 4.
Употребление форм различных частей речи. 2 Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация. 4 Тема 7.1.
Синтаксические нормы словосочетания и предложения. Содержание учебного материала.
Понятие о синтаксисе. Основные синтаксические единицы. Синтаксическая характеристика предложений. Синтаксические нормы словосочетания. Синтаксические нормы предложения. 2
2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Составление текста на тему «Развитие энергетики РФ». 2 Тема 7.2.
Принципы русской пунктуации. Содержание учебного материала.
Понятие о пунктуации. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. 2
2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Составление предложений с деепричастными и причастными оборотами на тему «Деловое общение». Выполнение интерактивного диктанта на сайте «Грамота.ру». 2 Раздел 8.
Лингвистика текста. 3 Тема 8.1.
Текст и его признаки. Содержание учебного материала.
Структура текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. 3
1 2
Практическое занятие № 5.
Функционально - смысловые типы речи. 2 Резервные часы 2 Всего: 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете «Русский язык и культура речи».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2013. - 544 с.
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е Крючков, Л.А. Чешко. - 44-е изд. - М.: Просвещение, 2012 –
с.
3.Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учеб. пособие для средн. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 2011. - 414 с.
4.Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: ОО «Издательство Оникс», 2012. - 384 с.
Дополнительные источники: Словари:
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2013. - 1200 с.
Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / Под ред. С.Г. Бархударова и др. - М.: Рус. яз., 2011. - 400 с.
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М.:Рус. яз. - Медиа;
Дрофа, 2012. - 893 с.
Орфоэпический словарь русского языка / авт. - сост. Новинская Н.И. - Ростов н / Д: «Феникс», 2014. - 336 с.
Учебный словарь синонимов русского языка / Авт. В.И.Зимин, Л.П.Алекторова и др. - М.: Школа-Пресс, 2011. - 384 с.
Новый словарь иностранный слов. - Мн.: Современный литератор, 2009. - 1088с.
Новый словарь иностранных слов. / Сост. М. Ситникова – Ростов н / Д: «Феникс», 2013. - 304 с.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. -
М.: Прозерпина, 2012. - 400 с.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2013. - 576 с.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2011. - 431 с.
Лопатин В.В. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М.:
Эксмо, 2012. - 512 с.
Грабчикова Е.С. Толковый словарь-справочник русского языка. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2011. - 544 с.
Интернет-ресурсы.
Сайт www.gramota.ru
Сайт www.uchportal.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Освоенные умения: - создавать тексты в устной и письмен-ной форме (У1); Составление текстов со спецлексикой, написание изложения, сочинения- рассуждения.
- различать элементы нормированной и ненормированной речи (У2); Наблюдение за выполнением практической работы, составление таблицы.
- определять функционально-стиле-вую принадлежность текста (У3); Работа с интернет-ресурсами.
- создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям про-фессиональной подготовки студен-тов(У4); Составление текстов со спецлексикой.
- определять лексическое значение слова; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологических оборотов (У5); Наблюдение за выполнением практической работы.
- пользоваться нормами словообра-зования применительно к общеупотребительной, общенаучной
и профессиональной лексике (У6); Самостоятельная внеаудиторная работа.
- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой (У7); Наблюдение за выполнением практической работы.
- пользоваться синтаксическими средствами при создании текстов (У8); Самостоятельная внеаудиторная работа.
- пользоваться правилами правописания, знаками препинания (У9); Работа с интернет-ресурсами, выполне-ние интерактивного диктанта.
Усвоенные знания: - различий между языком и речью (Зн1); Устный, фронтальный и комбинирован-ный опрос. Самостоятельная внеауди-торная работа.
- функций языка, основных функцио-нальных стилей литературного языка (Зн2); Устный, фронтальный и комбинирован-ный опрос. Работа с текстами разных стилей.
- признаков литературного языка и типов речевой нормы (Зн3); Устный, фронтальный и комбинирован-ный опрос. Тестирование. Наблюде-ние за выполнением практической работы.
- основных компонентов культуры речи (Зн4); Проверка рефератов.
- особенностей русского произноше-ния и ударения, орфоэпических норм (Зн5); Самостоятельная внеаудиторная работа.
- лексических и фразеологических единиц языка (Зн6); Наблюдение за выполнением практической работы, отчет. Терминологический диктант.
- способов словообразования (Зн7); Работа со словообразовательным словарём.
- самостоятельных и служебных частей речи (Зн8); Устный, фронтальный и комбинирован-ный опрос.
- синтаксического строя предложения (Зн9); Наблюдение за выполнением практической работы, отчет.
- правил правописания (Зн10); Устный, фронтальный и комбинирован-ный опрос. Работа с интернет-ресурсами.
- смыслоразличительной роли орфографии и знаков препинания (Зн11). Устный, фронтальный и комбинирован-ный опрос, диктант.. Работа с интернет-ресурсами.