Урок по химии на тему Гидролиз (10 класс)

Тема: Гидролиз
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Проблемно-исследовательский.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока:
Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии.
Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
Оборудование:
Реактивы: растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы лакмус, фенолфталеин.
Таблица сильных и слабых электролитов. Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.

Ход урока:
I этап урока подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта

Содержание урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся

. Опорные вопросы:
Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
Что показывает степень электролитической диссоциации?
Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
Какие вы знаете индикаторы?

Фронтальный опрос в форме беседы

Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов
На экране терминала показываем цвета индикаторов в разных средах

Устные ответы на вопросы учителя

Объяснение формулы у доски. Запись на доске и в тетради
Ученик проделывает
опыт.
Делается вывод о том, какие ионы отвечают за цвет индикаторов

2. Подготовка таблицы для заполнения данными хода эксперимента
Таблица 1 проецируется на экран
Построение таблицы в тетради

3. Проведение эксперимента учащимися под руководством учителя
Вместе с учащимися заносит результаты наблюдений в таблицу
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водных растворах солей




II этап урока проблемная задача. Обсуждение в парах и группах класса. Ответ формулируется учащимися
Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию.
Учитель задает вопросы:
Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет?
Какие ионы отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?
Есть ли эти ионы в солях?
Является ли вода электролитом?
На какие ионы диссоциирует вода?
Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей.
Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в следующей таблице:
Формула соли
Лакмус
Фенол-фталеин
Реакция
Какие ионы

AlCl3
красный

кислая
Н+ >

Na2CO3
синий
малиновый
щелочная
OH– >

NaCl
фиолетовый

нейтральная
H+ = OH–



III этап урока самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме
На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране терминала с заранее созданными слайдами

AlCl3



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Al(OH)3

HCl


слабое основание

сильная кислота
Что сильнее, того и больше!

[OH–]
<
[H+]




Кислая среда


Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.
Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток ионов водорода.
Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.

Na2CO3



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


NaOH

H2CO3


сильное основание

слабая кислота
Что сильнее, того и больше!

[OH–]
>
[H+]


Щелочная среда




Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.
Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.
IV этап урока формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы
Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов.
Делается вывод, что гидролиз это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» вода, «лизис» разложение.
Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид-ионов.
АlСl3 А13+ + 3Сl–
Н2O Н+ + ОН–
__________________________________________________________________________________________
Al3+ + 3Сl– + Н2O АlOН2+ + 3Сl– + Н+
Аl3+ + Н2O АlOН2+ + Н+
Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет.
Na2CO3 2Na+ + СO32–
Н2O Н+ + ОН–
_____________________________________________________________________________________________________________
2Na+ + СO32– + Н2O 2Na+ + HCO3– + ОН–
СO32– + Н2O НСO3– + ОН–
Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым.

V этап урока закрепление изученного материала
На экран терминала проецируется задание:
Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:
1 вариант 2 вариант
а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)
б) сульфата калия б) сульфита натрия
в) сульфида натрия в) нитрата бария
Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.
Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
Затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).
Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5» и «4», и левую руку, которые получили «3».
Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания.


VI этап урока подведение итогов
Беседа учителя с учащимися.
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе.
Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.
Домашнее задание.
Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.
Сильные и слабые электролиты
Степень электролитической
диссоциации
Основания
Кислоты
Соли

Сильные
· > 30%
Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов LiOH, KOH, NaOH, RbOH, CsOH,Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2
HCl,H2SO4, HNO3 HIO3, НI, НВг, НСlO4, HBrO3, HClO3
Все растворимые соли: хлориды, бромиды, йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды щелочных металлов и аммония, нитраты всех металлов

Электролиты средней силы 3%<
·<30%

H3PO4, H2SO3


Слабые
· < 3%
NН4ОН и все труднорастворимые гидроксиды: Zn(OH)2, Cu(OH)2, Сг(ОН)3, Fe(OH)2, Mn(OH)2, Fe(OH)3, Ni(OH)2, Sn(OH)2, Al(OH)3, Co(OH)2, Pb(OH)2
H2CO3, H2S, HCN, НСlO, НСlO2, H3BO3, H3PO3, H2SiO3, H3AsO4, H2SnO4



Дополнительные материалы к уроку
О значении и применении гидролиза...
Гидролизу подвергаются всем хорошо известные органические вещества. Происходит это под действием биологических катализаторов ферментов. В организме человека под действием следующих ферментов происходит гидролиз: амилаза - фермент крахмала; целлюлоза - фермент целлюлозы; протеаза фермент белка
Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды. В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти. В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу (это реакция Кирхгофа, 1811 г.). Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей.
Продукты гидролиза целлюлозы это бумага, хлопчатобумажные ткани.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15