Документ Реализация концепции личностно развивающего обучения на уроках ОПК и во внеурочной деятельности


Реализация концепции личностно развивающего обучения на уроках «Основ православной культуры» и через внеурочную деятельность
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации, одним из ведущих приоритетов является личностно-ориентированная направленность учебного процесса. Поэтому, считаю, что главная цель образования — это
формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в мировую культуру, освоение её прошлого, настоящего и будущего;
воспитание и развитие таких качеств личности, которые отвечали бы требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Цель моей педагогической деятельности (до введения курса ОПК) — общекультурное, личностное и познавательное, духовное и нравственное развитие младших школьников. Иначе — развитие личности ребёнка. Эти же цели сохранились (совпали) и при введении с 1 сентября 2012 года курса ОПК.
Курс «Основы православной культуры» введён с целью приобщения обучающихся к отечественному наследию. Основная задача курса – не просто получение обучающимися знаний о культуре, вере, традициях и основных исторических событиях России, но и формирование у обучающихся правильного отношения к семье, народу, родной земле, к миру и самому себе путем анализа основных событий русской истории, изучения неповторимого своеобразия русской культуры и основ православия. Курс «Основы православной культуры» включает в себя знакомство с родным городом, краем, страной.
В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно незнакомому человеку, - это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура - это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура - это прежде всего уважение к ближнему.
Национальная культура складывается из ряда элементов, таких как вероисповедание, принятое в регионе, уклад жизни, традиции, обряды, традиционные ремесла и занятия, повседневный быт, национальная кухня, одежда, национальная музыка, песни и танцы и т.п. Таким образом, данный предмет, кроме познавательного, имеет важное воспитательное значение, способствуя формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей, ответственности за свою жизнь, подлинного и осознанного патриотического чувства.
Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. ВНЕУРОЧНАЯ: «Мы играем» - русские национальные игры, пословицы, считалочки, чистоговорки, поговорки и т.д. «Азбука здоровья»- правильное питание: русская национальная кухня; соблюдение традиций национальной культуры, т.е. сохранение ЗОЖ.
Говоря об использовании внутренних ресурсов школы, введение курса ОПК нельзя не остановиться на программах, реализуемых в рамках внеурочной деятельности. Творческая группа учителей, участвующих в реализации ФГОС II поколения, разработала и апробировала программы внеурочной деятельности для учащихся начальных классов. Одна из программ («Мой край») нацелена на формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае, его традициях, культурном наследии народов, проживающих на данной территории. «Доноведение» включает материал о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережное отношение к объектам культуры; осознание детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны и, опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья).В рамках реализации программы «Мой край» осуществляются образовательные поездки по культурно-историческим местам г.Таганрога и близлежащим населенным пунктам Ростовской области (Азов, Новочеркасск, Старочеркасск и т.д.)
Во внеурочной деятельности учителями систематически используются цифровые образовательные ресурсы: компьютер, проектор, Интернет. Их применение позволяет расширить возможности учебного процесса, делает его более интересным, вовлекает учащихся в активную деятельность.
В школе создано и на протяжении многих лет работает УНИО, в рамках которого организована исследовательская и проектная работа учащихся, начиная с начальной школы. Учащиеся одного из 4-х классов проводят исследовательскую деятельность по теме: «История Донского края в сказках и легендах». Это интегрированный проект, охватывающий область изобразительного искусства и английского языка. В прошлом году была издана I книга, рассказывающая о древних народах, населяющих Донскую землю. В книге собраны легенды о растительном и животном мире, переведенные на английский язык учащимися класса и проиллюстрированные ими. В настоящее время дети изучают культуру, историю казачества и готовят книгу о быте казаков, их обычаях и их праздниках.
Благотворительные акции ярмарка помощь детям-инвалидам, ветеранам ВО войны, «Под флагом добра», «Каштанка»- помощь бездомным животным, «Помоги птицам зимой»-изготовление кормушек…воспитывают в детях милосердие и сострадание.
Уроки по ОПК- уроки добра, на которых дети рассказывают о своих добрых делах и поступках своих родных и знакомых, читают стихи, поют песни..
В городском музее Лавка Чеховых обучающиеся познакомились с православными праздниками на Руси (Рождество, Крещение, Пасха), с национальными играми детей России.
Экскурсия в С.-Петербург показала заинтересованность обучающихся в познании истории православного Отечества.