Методическая разработка мастер-класса по теме: «Формирование представления о техническом приеме работы акварельными красками»


Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Дом детского творчества г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
Методическая разработка мастер-класса по теме:
«Формирование представления о техническом приеме работы акварельными красками»
ПДО
Новик Э.Ф.

г. Холмск
2017г.
1. Тема: «Акварель. Этюд яблока».
2. Уровень образования обучающихся: педагоги ДДТ г. Холмска.
3.. Форма учебной работы – мастер-класс.
4 Методы обучения – проблемный, сравнения, сопоставления, словесный, поисковый, наглядный.
Цель:
Формирование представлений о техническом приеме работы акварельными красками.
Задачи:
•Обучение приему работы акварельными красками «лессировка»;
•Расширение диапазона творческих возможностей педагогов.
•Воспитание умения находить красоту в организации цвета и формы.
Оборудование: акварель, листы бумаги формата А-3
Зрительный ряд: видеоряд акварельных учебных работ, работы педагога и детей по теме. Эпиграф Э.Делакруа.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен «Ноктюрн»
План работы:
1 этап. Информационно-теоретический.
Теоретический материал по основам акварельной живописи
2 этап. Практический:
а) выполнение этюда яблока;
б) организация окружающего пространства.
3 этап. Итоговый. Рефлексия.
Ход занятия:
7.1 этап. Информационно - теоретический.
-Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию небольшой видеоряд учебных работ.
- Как вы думаете, для чего я предложила вам для просмотра эти работы?
-Что вы можете сказать об этих работах? Чем они выполнены? Что отличает эти работы от, например масляной живописи? (Передача световоздушной среды, блики, прозрачность, легкость изображения)
-Да, речь сегодня пойдет об акварельной живописи.
Эжен Делакруа сказал: «Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей».
И само слово «живопись» означает живо писать, то есть писать окружающее так, как оно выглядит в настоящей жизни. А в жизни нас окружает цветной мир.
-Отсюда можно сделать вывод, что основой живописи является цвет.
-Нельзя полностью овладеть художественными навыками, не изучая пристально окружающий мир. Я часто говорю своим ученикам, что рисует не рука, а глаза. Нельзя нарисовать, не видя предмет, не изучив зрительно его форму, цвет, местоположение.
-Научиться рисовать с натуры может практически каждый, главное для художника - научится видеть, наблюдать и получать от этого удовольствие.
-Я стараюсь развить это и в себе и в своих учениках, как можно больше.
2 этап. Практический.
- Давайте и мы рассмотрим яблоко, обратив внимание на его объемность, толщину и высоту, на изменение его форм. Какая поверхность яблока по фактуре?
- Изображение яблока начинаем с обозначения общей формы, напоминающей простую геометрическую фигуру.
- Обратите внимание на определение размера яблока по отношению к размеру листа бумаги и его положению относительно центра листа. Не забудьте о компоновке с учетом падающей тени.
- Переходим к построению формы яблока.
- Определяем наклон оси по отношению к вашему положению.
-Отображаем характерные особенности формы – углубления и выпуклости на его поверхности, искривления отдельных участков. Ведём закруглённые линии легко и свободно.
- При рисовании с натуры время от времени проверяем правильность изображения, отходя от рисунка.
Перед тем, как приступить к работе красками, давайте вспомним, что такое акварель и что мы о ней должны помнить?
Акварелью называют и краску, и технику живописи и готовое произведение. При создании произведений в технике акварели используются специальные акварельные краски, которые растворяясь в воде, образуют полупрозрачную смесь тонко перетёртого пигмента.
- В акварельной живописи чаще всего применяется техника работы, которая называется «лессировка». Что это такое? - В лессировке каждый следующий слой – это придание насыщенности цветом и тонами рисунку.
-
Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками, один слой поверх другого, при этом нижний слой должен быть сухим. Техника работы слоями требует времени, так как наложение мазков можно выполнять только после высыхания первого слоя, но в результате получаются яркие, насыщенные цвета. (Показ работ педагога )- Локальный цвет яблока- темно-красный. Но мы так же видим и другие цвета и их оттенки. Назовите их.
-Наносим сначала нижний цвет, который проглядывает через верхний темно-красный.
- Блики сначала оставляем белыми.
- Путем смешений, переходов, наслоений находим такие цветовые отношения, чтобы взаимодействие красок на плоскости изображало единый цвет предмета в реальной среде.
- Тени на разных частях яблока имеют разные очертания и качества темноты, так как они лишены разного количества световых лучей.
- Какие цвета используем для передачи собственной тени?
- Не забываем про отраженный свет от поверхности – это рефлексы. Они зависят от цвета поверхности и смешения его с цветом предмета в этой части.
-Закончим работу оборванным фоном и падающей тенью. По окончании еще раз доработаем мелкие детали.
3 этап. Итоговый. Рефлексия.
-Посмотрите, какая получилась красота, яблоки просто светятся – так хорошо передан объем, цвет, светотени!
Что вы испытывали во время работы?