Отчет о применении современных образовательных технологий


ВВЕДЕНИЕ
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач - достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях. «Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере.
Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Таким образом, с вступлением в силу ФГОС система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения и уже сегодня создается образовательное пространство, позволяющее целенаправленно развивать личность ребенка.
Т.е. образование – это не цель, а средство решить профессиональные, экономические, личные проблемы человека. Задача учителя – подготовить успешными наших детей в будущем. Как сделать знания действенными? Как создать продукт, пользуясь которым, выпускник школы мог бы всегда быть уверенным в своих знаниях и, благодаря им, защищенным в жизни? Как научить всех!? Да так, чтобы знания обучающихся соответствовали ФГОСам и не навредили их здоровью. Как создать ситуацию успеха на уроке и добиться хороших результатов?
Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что моя задача как учителя, состоит в том, чтобы обучать не только базовым навыкам, таким как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Решить поставленные задачи возможно при использовании современных образовательных технологий (СОТ), которые будут направлены на:
формирование умений, необходимых для изучения русского языка и литературы;
повышение мотивации к учебной деятельности;
развитие аналитического и критического мышления;
формирование универсальных учебных действий (УУД);
на активизацию познавательной деятельности, организацию её на основе уровневой дифференциации;
сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Изучая и обобщая ценные находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно в процессе обучения и воспитательной работе широко применяю современные образовательные развивающие технологии. Считаю, что продуктивный результат можно получить, используя в комплексе элементы различных технологий. Для своей педагогической деятельности я отобрала следующие технологии: технологию проблемного обучения, технологию развивающего обучения, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационную технологию и использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило создать условия для самореализации учащихся, за счет разнообразных видов деятельности, получения радости от общения на уроке. Применяю нестандартные формы обучения и создаю атмосферу психологической поддержки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.
1.1. Технология развивающего обучения
В развивающем обучении ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении. Основу содержания развивающего обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете.
Свойства методической системы:
концепция целенаправленной учебной деятельности;
проблемное изложение знаний;
метод учебных задач;
коллективно-распределительная деятельность.
Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли результативнее решать первостепенные проблемы уроков русского языка:
формирование орфографических навыков учащихся
обогащение лексического запаса детей;
овладение нормами литературного языка;
формирование навыков связной устной и письменной речи;
развитие творческих способностей учащихся;
К формированию орфографической грамотности я веду учеников сознательным путем, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план, тезисы.
Ребенку нужна постоянная активность, поэтому учитель должен стремиться к соавторству с ребенком, к сотрудничеству с ним. Планируя свою работу на уроке, я планирую и работу каждого ученика, его активное участие в процессе познания, овладения правилом, умением его применять, в выработке устойчивых навыков.
1.2. Технология проблемного обучения в учебном процессе
Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Проблемное обучение предполагает: во-первых, усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых, усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих, развитие его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика, проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью - все это является обязательными условиями успешного обучения. Проблемное преподавание в настоящее время – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования.
Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. При решении проблемы учащиеся преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигает высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые.
Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Подойти к созданию учебной проблемы можно не только через создание проблемной ситуации, но и через рассказанную легенду или интересный биографический факт. Решение учебной проблемы тоже можно искать не через гипотезы, а через подводящий диалог – ряд вопросов и заданий, приводящих к открытию нового знания. Это более легкий способ построения проблемного урока. Например, работа по стихосложению начинается в подборе рифмы к словам. Потом пробуем сочинять стихи по готовой форме, используя приём «буриме». Затем ребята пробуют сочинять стихи самостоятельно на заданную тему.
Не могу не упомянуть одну из методик Дж. Родари: чтобы выразительно писать и говорить, Джанни Родари изобрёл упражнение и назвал его «биномы фантазии».
Бином, вспомним, обозначает «два». Если мы возьмём два далёких по смыслу существительных и подумаем, то обнаружим точки соприкосновения, разбудим фантазию, сможем через одно выразить другое. В речи появляются интересные выражения, метафоры…
«Биномы фантазии»
ЗАПАХ – СОЛНЦЕ
Что может быть общего и солнца и запахом? Поэт К. Бальмонт спорит с теми, кто не видит ничего общего между жарким светилом и запахами;
Запах солнца? Что за вздор?
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы –
Все сплелось в согласный хор,
Все сплелось в один узор!
И мы попробовали «сплести в один узор» два существительных.
ПИСЬМО – РЕЧКА В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке жаркий день
РУКА – БЕРЕЗА Березовые ветви, как ласковые руки...
ЛАМПА – РОЗА Как роза, кокетлива лампа настольная.
ОКНО – ЗЕРКАЛО В окно, как в зеркало, гляжусь.
ТОПОР – МЫСЛЬ Мысль ученого остра, как топор.
Таким образом знакомимся со сравнениями и эпитетами и учимся придумывать новые «биномы»
Во внеурочной деятельности некоторые мои ученики тоже проявляют познавательный интерес и творчество, участвуя в разнообразных творческих конкурсах, предметных олимпиадах, организации соревнований, игр и исследовательской работе.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет открывать знания вместе с детьми, предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, которая способна видеть прекрасное и сопереживать чужой боли. А моя задача как учителя - направить изучение учебного материала в нужное русло и не подменить их познавательный опыт своим.
1.3. Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтныхх и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
И для достижения этих целей я часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к классу с вопросами:
- Что вы уже знали об этом?
- Где получили информацию?
- Как в жизни к этому надо относиться?
Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик работает у доски или с учебником, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность). Часто от такой вот беседы переходим к эвристической задаче – лучшему способу мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса: «Предлагаю составить упражнение. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками?» это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении учитель видит орфографические правила, которые трудны для конкретного ученика, что является своеобразной формой диагностики.
Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Подобные задания развивают языковую интуицию, заставляют школьников более пристально всматриваться в слово в единстве его структуры, в том числе исторически обусловленной, влияющей на современное написание, что влечёт за собой работу с этимологией слова.
Итак, выделим положительные стороны использования современных образовательных технологий в учебном процессе:
- создание ситуации успеха у обучающихся;
- повышение мотивации учебной деятельности, прирост учебных достижений;
- овладение современными информационными технологиями, умение находить необходимую информацию;
- создание оптимальных условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности;
- формирование способностей к постоянному приобретению новых знаний и умений, применение их на практике;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группах, в паре, в коллективе;
- включение учащихся в познавательную деятельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника школы.
II. Использование информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Для учителя это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны для подготовки к государственной итоговой аттестации. Учащиеся имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, во время которого учащийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мною  разработаны мультимедийные презентации, которые я  с успехом использую  на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на  уроках закрепления и обобщения, интегрированных уроках.
Очень удобно использовать презентации на уроках русского языка при работе над сочинением и изложением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Контроль знаний учащихся провожу с помощью специализированного программно-аппаратного комплекса учителя: оборудование для тестирования качества знаний обучающихся. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Тесты для контроля знаний по предметам разрабатываю как самостоятельно, так и на взятые на сайтах http://rus.reshuege.ru/, http://rus.sdamgia.ru/.
В своей работе нередко использую уже готовые детские электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/, электронные формы контроля,
Особую помощь оказывают учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
- как обучать;
- как создать в классе, соответствующую новому способу обучения,
образовательную среду;
- с помощью чего учить;
- как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках русского языка и литературы, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
III.Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на – природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практической ориентации). Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.
Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе лекции-визуализация, основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий показать связь русского языка и компьютера.
Лекция вдвоем, представляющая собой работу учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале, как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.
Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся.
Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".
Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Школьная лекция целесообразна:
при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим;
при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы;
при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;
при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера;
при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.
Также очень эффективны и другие нестандартные формы:
уроки-семинары;
уроки- экскурсии;
уроки-путешествия;
уроки-исследования;
уроки-концерты.
Все эти формы уроков становится формой реализации мотивации и самоопределения учащихся.
Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув здоровьесберегающие условия и приемы. В первую очередь это:
выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики. фуикциональности кабинета, режим питья);
система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения. слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь возможность на уроке применять их по потребности), интенсивностью работы и номера урока в расписании;
снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении. Использование на уроке всего пространства класса, а если нужно, и рекреации;
в любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка.
В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.
С каким настроение вы идете на урок?

2. Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка?

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений.
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.
Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой. Поэтому возникает необходимость в формировании у учащихся культуры здоровья, воспитании потребности вести здоровый образ жизни, обеспечении необходимыми знаниями, формировании соответствующих навыков. И главная роль в этом принадлежит, конечно, учителю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу можно решить с помощью использования современных образовательных технологий и сделать обучение привлекательным.
Главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим найти, открыть для себя новое им неизвестное и неиспытанное.
В результате проведенной работы я пришла к выводу о том, что систематическое использование современных образовательных технологий во время уроков и во внеурочное время, способствует достижению положительных результатов:
на мои уроки дети идут с желанием
я смогла достичь 100 % успеваемости среди учащихся
учащиеся моего класса активно участвуют и становятся призерами и победителями в викторинах, конкурсах и олимпиадах на школьном, муниципальном, российском уровнях
Хочется отметить, что использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволило не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Мне, как учителю, использование СОТ даёт возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011 2. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009 3.Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008 4. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011
http://www.aphorisme.ru/by-themes/zdorovie/?q=87http://mlm-to4ka.ru/zdorove/tsitaty-o-zdorove2.htmlhttp://www.fat-man.ru/samye-poleznye-yagody/Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2
им. Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского
г. Ейска МО Ейский район _____________/А.И. Кучерова /
Директор МБОУ СОШ № 2 им.Героя Советского Союза
А.В. Ляпидевского г. Ейска МО
Ейский район ____________/Е.В.Ратникова/