План-конспект урока. Тема Цветок — как генеративный орган растения


Тема урока: Цветок – генеративный орган, его значение и строение.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить формировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений, раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка, сформировать понятие о формуле цветка.
Развивающие: формировать умения учащихся определять типы цветов и по их внешнему виду составлять формулы, развивать умения работать в группе. Продолжить развитие мышления, памяти, научить анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органов растении
Воспитательные: стимулировать развитие познавательного процесса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений учащихся, воспитание бережного отношения к природе.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать: строение цветка: околоцветник (простой, двойной); чашечка, венчик, пестик (рыльце, завязь, столбик), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка; соцветия и их виды (кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка) и их биологическое значение; функции цветка.
Уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций цветка, распознавать и описывать по рисункам строение цветка и типы соцветий; сравнивать по заданным критериям строение цветков разных растений.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: таблицы; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; компьютерная презентация «Строение цветка», мультимедийный проектор, лабораторное оборудование
Ход урока
Этапы Содержание учебного материала
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места.
Приветствуют учителя
Актуализация знаний Определение потребностей и мотивов
1.Мы уже знакомы со многими органами растений. Назовите известные вам органы растительного организма? 1.Устно излагают ранее полученные знания и умения (называют вегетативные органы растений: корень, побег, состоящий из стебля, листа, почки)
2.Каким словом мы можем объединить эти органы? 2.Вегетативные органы растений
3.А с какими же органами мы еще подробно не знакомились? 3.Генеративными органами
4.Какие же органы называются генеративными? 4.Отвечающие за половое размножение (цветок, семя , плод)
5.А что формируется из этих органов раньше? 5.Цветок
Какова же сегодняшняя тема? (слайд 1)
Озвучивание цели урока: (слайд 2)
выяснить функции и особенности строения цветка, как важного генеративного органа; научиться распознавать части цветка и изучить двойное оплодотворение. Записывают тему и цель урока в тетрадь
Принятие учебных целей и условий их достижения
(слайд 2) Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова Андерсена « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
Как вы понимаете эти слова?
И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.
Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.
Высказывают предположения о роли солнца, значении цветов в жизни человека
3.Изучение нового
материала
А теперь переходим к изучению нового материала.
В ходе лабораторной работы мы с вами начнем разбирать строение цветка (слайд 4-5)
(слайд 6)
В ходе лабораторной работы мы с вами выяснили какие структуры составляю цветок, а теперь поговорим о них более подробно
Цветок — это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Как любой побег, цветок развивается из почки.
Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем.

Чашечка, венчик, тычинки и пестики — это видоизменённые листья.
(схема на слайде 6)
Цветок снаружи окружает околоцветник. Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.
(слайд 7)
Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник. Например у тюльпана

Если околоцветник образован белее или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником. Например у цветов яблони.
(слайд 8)
Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми.

(слайд 9)
Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными (околоцветник простой раздельнолистный) или срастаться (околоцветник простой сростнолистный).
Пример:
У тюльпана и лилии околоцветник простой раздельнолистный, а у ландыша — сростнолистный.
(слайд 10)
У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики, образуя сростнолистную чашечку, и лепестки — сростнолепестный венчик.
Пример:
Цветки примулы, например, имеют сростнолистную чашечку и сростнолепестный венчик.
У лютика и вишни цветки имеют раздельнолистную чашечку и раздельнолепестный венчик.
У колокольчика чашечка раздельнолистная, а венчик — сростнолепестный.
Если венчик цветка состоит из несросшихся лепестков, то он свободнолепестный.

Если лепестки срастаются в нижней части в трубку — это сростнолепестный венчик.
(слайд 11) Репродуктивные части цветка: пестик и тычинка
В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик(-и) и тычинки.

У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце.
Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.
(Слайд 12) Цветки обоеполые и раздельнополые
У обоеполых цветков имеются и тычинки, и пестик.

(слайд 13)
У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные или мужские цветки), или только пестик (пестичные или женские цветки).

(слайд 14)
Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными.
(слайд 15)
Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными.
Цветы на верхушке стебля могут находиться по одному или могут быть собраны в соцветие.
Первичная диагностика знаний учащегося об изучаемом фрагменте содержания нового материала
(слайд 16)
1)На экране вы видите таблицу, в этой таблице нужно отметить высказывание «+» если вы с ним согласны, если не согласны – «-»
Тычинка-это мужская часть цветка. +
Пестик выделяет нектар. +
Завязь – это часть тычинки. -
Цветы распускаются исключительно для человека. -
Яркие лепестки привлекают насекомых. +
В пестике есть пыльца. -
Некоторые цветы употребляют в пищу. +
Главное значение цветка - половое размножение. +
2) Онлайн проверка
Введение новой информации
(слайд 17) Двойное оплодотворение
Такой способ оплодотворения характерен только для покрытосеменных растений. Что служит началу этого процесса?
Процесс оплодотворения начинается с цветка.
На тычинке находятся пыльник с пыльцевыми зернами.
Когда пыльцевые зерна созревают, под действием внешних факторов они начинают свое «движение».
Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и двух генеративных клеток.
Пыльца попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря особенностям строения оболочки, а также липким сахаристым выделениям рыльца, к которому пыльца прилипает.
Хочу заметить, что рыльце обладает избирательной функцией соответствующее данному растению, т.к. пыльца разных видов растений может оседать на рыльце.
Попав на рыльце, зерно набухает и прорастает, затем вегетативная клетка проникает во внутрь завязи, образуя пыльцевую трубку, которая проходит между клетками рыльца и столбика, а затем врастает в полость семязачатка, где вегетативная клетка доходит до яйцеклетки и заканчивает свое существование. Далее по пыльцевой трубке спускаются два спермия, один из них наиболее активен.
Один из спермиев, который наиболее активен, подходит к яйцеклетки и за счет взаимодействия клеток происходит слияние содержимого и взаимная ассимиляция.
Второй спермии сливается с центральным ядром, которое диплоидное, и становится триплоидным.
Триплоидное ядро в дальнейшем процессе становится – эндоспермом – запасающиеся вещества, необходимые для развития зародыша.
На дне семязачатка находятся три клетки – антиподы. Они осуществляют непосредственную связь зародышевого листка с покровами семязачатка и тканями завязи.
На верху семязачатка находится яйцевой аппарат, который состоит из трех клеток:
Между этими клетками генетически распределены функции:
Одно из ядер участвует в формировании яйцеклетки, две других становятся основой сопровождающие деятельность яйцеклетки – они называются синергиды.
Синергиды стимулируют действие спермиев за счет выделения химических веществ, или хемотаксиса.
4.Итоговый самоконтроль
А теперь посмотрим, как вы все запомнили.
для закрепления, я предлагаю, следующее задание. Диагностика уровня освоения учащимся нового знания
3)Установите соответствие (задание на экране)
1.Цветок-
2. Околоцветник-
3. Двудомные-
4. Пестик-
5. Тычинка-
6. Однодомный-
7. Двуполый-
а) на разных растениях пестичные и тычиночные цветы
б) мужская часть цветка
в) женская часть цветка
г) орган семенного размножения
д) в одном цветке и пестики и тычинки
е) на одном растении и пестичные и тычиночные цветы
ж) состоит из лепестков венчика и чашелистиков. Подведение итогов и домашнее задание
§ 22, 23, выучить понятия.
Подготовиться к проверочной работе.