урок Закрепление. Нос-орган обоняния. Язык-орган вкуса


Познание мира 3 класс Дата ______
Урок №___
Тема: Нос-орган обоняния. Язык-орган вкуса
Цель: Закрепить знания о значении органов обоняния и вкуса.
Задачи: Установить взаимосвязь органов обоняния и вкуса с познанием окружающего мира. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. Развивать мышление, речь, познавательные интересы. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний. Воспитание соблюдения здорового образа жизни, правил гигиены при уходе за носом и языком.
Тип: комбинированный
Оборудование: компьютер, презентация «Нос-орган обоняния. Язык-орган вкуса», памятки «Правила работы в группе», «Распределение ролей». пакетики с наполнителями: давленый чеснок, растворимый кофе, цедра мандарина, ватка с ароматами духов; пакеты с сахаром, солью, лимонной кислотой, оценочные листы, листы самооценки, карточки с названиями профессий.
Ход урока:
I. Оргмомент.Деление на группы. Распределение ролей.
(Памятки лежат на столах)
II. Постановка учебной задачи
- Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи?
Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.
- Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах.
Давайте вспомним Правила работы в группе:
В группе должен быть организатор обсуждения.
Каждый может высказать свою версию решения.
Один говорит, а остальные слушают.Каждая версия обсуждается в группе,В группе согласуется общее решение,Представитель группы защищает согласованное решение перед классом
Прежде, чем начать работу, зарядимся доброй энергией, настроимся на успех. Встали, возьмите друг друга за руки, передайте импульс: улыбнитесь друг другу – вы команда.
III. Проверка усвоения изученного материала:
- Что мы будем исследовать?
Отгадать загадку 1 группе:
Между двух светилЯ в середине один. Нос.

Отгадать загадку 2 группе:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. Язык.
Вопрос 3 группе:
Чистота – залог ... здоровья.
Заполнение оценочного листа.
Оцениваем себя сами по 5 балльной системе
Оценка учителя
Ф.И. учащегося Отгадывание
загадок Практическая работа Занимательная
минутка Заполнение таблицы Выступление ребят по пунктам «Знаю» и «Хочу узнать».
- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы. Во второй графе запишите, что бы вы хотели узнать по этой теме.
Понятие, тема Знаю Хочу узнать Узнал
Нос Понятие, тема Знаю Хочу узнать Узнал
Язык Понятие, тема Знаю Хочу узнать Узнал
Правила гигиены при уходе за носом и языком
Выступление ребят по пунктам «Знаю» и «Хочу узнать».
Заполнение оценочного листа.
IV. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
Чудо – нос. После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание: Задержу дыхание… Раз, два, три, четыре – Снова дышим: глубже, шире.
V. Практическая работа
Практическая работа для группы «Нос»
Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.
Ход работы. Перед вами  пакетики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая их, определить, какие именно вещества находятся в пакетах? Что мы должны сделать? (понюхать).
Определите эти вещества.
- Какие запахи вы определили?
Запах № 1 - чеснок                         Запах № 3 – цедра мандарина
Запах № 2 - кофе                           Запах № 4 – ватка с ароматом духов
- Когда вы ощущали запах? Когда делали вдох.
- Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?
Вывод: Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма)
Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса, неприятные - предупреждают об опасности – утечке газа, испорченной пищи и т.д. Таким образом, нос работает как сторож.
Подберите научное определение. Нос-это орган чего? орган обоняния. 
Практическая работа для группы «Язык»
- Рассмотрите свой язык в зеркало. Что вы увидели? Полоски, красные точки.
Опыт.
Цель: выяснить, что и как чувствует язык.
Ход опыта: на столе три конверта с разными веществами, нужно определить на вкус, какие они. Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? Можем ли мы на глаз определить, что в них находится?
- Как будем определять? (попробуем языком).
- Пробуйте самым кончиком.
Наблюдения:У вещества в пакете № 1 соленый вкус.У вещества № 2 - сладкий.У вещества № 3 - кислый.- С помощью какого органа мы узнавали вещества на вкус? (Орган вкуса - язык).
- Какой вкус почувствовали?
– Что помогло вам почувствовать вкус? (При ответе «рот» предложить исследование губами.)
- Какие вещества в пакетах? (Сахар. Соль. Лимонная кислота.)- Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).
Вывод: Язык помогает нам  отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного.
Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.
– Дайте научное определение этому органу. Язык – это орган чего? вкуса
Практическая работа для 3-ей группы «Правила гигиены» .Составить два кластера.
- Для людей определенных профессий очень важно чтобы был хорошо развит определенный орган чувств? Попробуйте найти эти профессии.
Группе дается задание распределить названия профессий.
- Людям каких профессий нужно острое чувство обоняния? (Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.)
- Людям каких профессий нужно острое чувство вкуса? (Дегустаторы, повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей)
Вывод (продолжи высказывание).
Органы чувств нужны и важны, потому что…
Выступление ребят.
Заполнение оценочного листа.
VI. Занимательная минутка «А знаете ли вы?»1. Вопрос группам от группы «Нос»:
- Как вы понимаете поговорку «зарубить на носу»?
Выслушивают ответы детей.
Объясняют значение поговорки «зарубить на носу»:
- Смысл этих слов довольно ясен  -  «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».
2. Вопрос группам от группы «Язык»:
- Как вы понимаете выражение «держать язык за зубами»?
Выслушивают ответы детей.
Объясняют значение фразеологизма «держать язык за зубами»:
- «Держать язык за зубами» означает молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
3. Вопрос группам от группы «Правила гигиены»:
- Как вы понимаете пословицу: «Береги нос в большой мороз»?
Выслушивают ответы детей.
Объясняют: Это означает, что в холодное время года при низких температурах воздуха мы не должны забывать про свой нос, так как этот орган остается незащищенным. Нос необходимо прикрывать шарфом, иначе его можно отморозить.
Заполнение оценочного листа.

VII. Повторение изученного материала.
- Наши исследователи хорошо поработали, мы познакомились с органами чувств человека. А управляет работой всех органов чувств головной мозг человека! И я хочу, чтобы ваш мозг сейчас еще немножко подумал.
Заполнить таблицу: приклеить в столбцы соответствующие слова.
Заполни таблицу:
органы зрения уши          различаем и узнаем предметы, их цвет, форму, величину
органы осязания глаза        слышим целый мир звуков
органы обоняния язык       определяем вкус  
орган вкуса нос          чувствуем запахи
орган слуха кожа      ощущаем теплоту, холод, боль
Выступление ребят. Проверка.
Заполнение графы «Узнали».
Заполнение оценочного листа.
VIII. Итог урока:
Выводы:
- Органы чувств - наши … верные помощники.
- Они помогают узнать, что… происходит  в окружающем мире в мире.
- Они показывают нам… разные признаки и свойства 
Заполнение графы «Узнали»
Оцените вклад каждого в работу группы по 5-бальной системе. Объясните.
IX. Домашнее задание: заполнить памятку в Дневниках наблюдения «Береги органы чувств»
XI. Рефлексия:
- Вот и закончилось наше исследование.
Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями.
Заполнение Листа самооценки.
Лист самооценки (ставим +)
Ф.И. ________________________________
Да Не очень Нет
Доволен ли ты своей работой? Доволен ли ты работой группы в целом? Удалось ли группе провести исследование? Смогла ли группа записать результаты исследования? Доволен ли ты отчётным выступлением группы? Какую отметку ты поставишь своей работе? Какую отметку ты поставишь за работу всей группы? Твоё настроение