Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова. Однокоренные родственные слова


МБОУ «ТСШ» пгт. Тура
Конспект урока русского языка
« Корень слова. Однокоренные слова».
Разработала:
Гвоздева Инна Анатольевна
учитель 2 «В» класса
2016 г.
Целевые установки:
Предметные:
-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
-формировать умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
- формировать умения ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию;
-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
-умение объяснять и аргументированно обосновывать выполняемые действия.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные:
-воспитывать любовь к родному языку,
-воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
-воспитывать уважение к труду и его результату,
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Материально-техническое обеспечение:
Учебник «Русский язык» 2 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ В .П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение,2013г.. – 143с. : ил. – ( Школа России);
Интерактивная доска, компьютер учителя.
Оборудование:
Карточки для дифференцированной работы, словари, музыкальное сопровождение (релаксация). Памятка «Как найти корень слова».
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам  на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него:
- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям!
Мотивация. Речевая разминка.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.
-  У нас сегодня всё получится!
Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
II. Чистописание.
- Чтобы мы писали правильно, сделаем пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья…(соединять пальцы рук от большого к мизинцу)
А теперь нас ждет чистописание
Запишем пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии :Не тот грамотен, кто писать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Она станет девизом нашего урока
III. Актуализация опорных знаний.
1.Беседа
- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?
- Что их объединяет?( общий корень)
- Кто сформулирует тему урока? (Корень слова. Однокоренные слова) Назовите наши учебные задачи. (Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах).
Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками?
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Какие слова можно назвать родственными? (Близкие по смыслу и имеют одинаковый корень ).
- Назовите эту общую часть. ..(Корень). Как выделяем корень?(Дугой).
Что такое слово «корень» слова мы узнавали в словаре.
(1 ученик отвечает, остальные дополняют).
Корень:
подземная часть растения;
часть волоса, зуба, ногтя;
начало, источник чего-либо;часть слова.
Наше слово «корень» имеет несколько значений .Как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).
Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (Часть слова).
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
4. Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
IV. Закрепление.
1. Работа по учебнику. Словарь однокоренных слов стр.135.
Выпишем с комментированием однокоренные слова к словам, записанным на доске: дом, звезда, хлеб. Комментирование с места.
2. Алгоритм выделения корня.
Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:
1 шаг: Прочитай слово. Выясни его смысл.
2 шаг: Подбери к слову родственные (однокоренные слова)
3 шаг: Сравни однокоренные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.
4 шаг: Выдели корень слова знаком.
Эту памятку мы вложим в папку «Памятки».
3. А сейчас выделим корень в записанных словах с комментированием.
4.Музыкальную физкультминутку проводят учащиеся.
V. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.-Я прочитаю вам сказку
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На экране  появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.-Посмотрите на экран
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
                         (Е. Измайлов)
-Давайте попробуем прочитать эти слова.
-Как они называются? (Однокоренными.)
.– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Запишите эти слова – Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) у доски
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик– маленький стол, настольный– стоящий (находящийся) на столе, столовый– нужный для стола, застолье– еда на столе.)
– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
Учитель может добавить:
– Сравните свои выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр.61.
– Что для вас было новым? Непонятным?
5. Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Распределились в группы.
- А теперь давайте поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 6 деревьев с корнями. Подберите однокоренные слова к этим корням.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа - ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
3 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
4 группа - вод –
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
5 группа-уч-
ученик, ученица, учёба, учебный,
6 группа-лес-
лесной, лесник, лесистый, перелесок, лес, лесок 6.Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( Учебник стр.упр.№ ___ . Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко. Если трудно, можно обратиться к словарю «Разбор слов по составу». Посмотрите на выставку.
VI. Итог урока.
Рефлексия.
Мне было интересно:
Мне понравилось...
Я хвалю себя за...
Карточки для индивидуальной работы
Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень.
Мы ездили в…. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .
(Лес, лесника, лесок, лесной)
Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.
На каникулах мы поедем к бабушке. В большом... много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … .(Доме, домашний, домик)
Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.
В школу мы приходим... . Старательные … слушают внимательно. Учёба- серьёзный труд.
(Учиться, ученики, учёба)