Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме Корень. Однокоренные слова (УМК Школа России)


МБОУ «Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»
Колпнянского района Орловской области
Урок русского языка в 3 классе
по УМК «Школа России»
Тема урока:

учитель начальных классов
Проценко Г.А.
Цели:
уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково,
учить находить корень в словах.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием «однокоренные слова»;
учить подбирать родственные (однокоренные) слова;
выделять корень слова в однокоренных словах;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
совершенствовать представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Развивающие:  
развивать наблюдательность, память, творческие способности, речь
совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог.
 Воспитательные: 
воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;
воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно,
помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Цели: после урока учащиеся смогут
- подбирать однокоренные слова, выделять корень в словах,
продолжить формирование умения подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне,
выражать собственную точку зрения.
Основные понятия: корень, однокоренные слова.
Ресурсы урока:
учебник Русский язык для 3 класса общеобразовательных учреждений авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2013 г.,
поурочные разработки по русскому языку 3 класс, автор О. И. Дмитриева, Москва «Просвещение» 2013г.,
;
раздаточные материалы, таблица, рабочие листы, схемы; каждому,
мультимедийный проектор, колонки, мультимедийная презентация,
карточки для составления схемы-опоры, экран, «Копилка русского языка», рисунки, словарь –интернет.
Тип урока - урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Технологическая карта урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 этап
Организационный момент - приветствует учащихся,
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
- У нас урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: (слайд 2)
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять. не более
….
мин.
2 этап.
Проверка домашнего задания - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по пройденной теме
- В какие группы вы дома объединили слова?
- Назовите выделенный корень.
- Дайте определение, что такое корень? - работают с тетрадью,
отвечают на вопросы учителя, вспоминая, изученный ранее материал. не более
….
мин.
3 этап.
Актуализация знаний.
- объяснение учителя:
- Запишите число, классная работа.
- Всем, кто будет писать грамотно и красиво, я буду очень благодарна.
- работа с зелёной доской:
- Спишите однокоренные слова, выделите в них корень.
Вода, подводник, водичка, водяной.
Цвет, цветник, цветной.
Ходики, переход, подход, ходовой.
- проверка выполненной работы, - записывают в тетрадях число,
списывают задание с зелёной доски, выделяют корень,
проверяют выполненную работу совместно с учителем,
не более
….
мин.
4 этап. Самоопределение к деятельности - объяснение учителя:
- Возьмите листочки, прочитайте слова. Спишите. Выделите в словах корень.
Садовник, лётчик, перевозчик.
- проверка выполненной работы,
- Расскажите, как вы находили корень в словах? работают с раздаточным материалом,
- отвечают на проблемные вопросы, не более
….
мин.
5 этап. Целеполагание и планирование - формулирование темы урока:
- Сформулируйте тему урока.
- формулирование целей урока:
- Назовите цели урока. - формулируют тему урока,
формулируют цели урока,
не более
….
мин.
6 этап. «Открытие» нового знания I.. работа по учебнику:
- Прочитайте сведения о языке на стр. 75
- Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
- Приведите примеры.
работа с упражнением:
- Прочитайте задание.
- Откройте словарь однокоренных слов с 140. Рассмотрите.
- Выполните задания.
II. словарная работа:
- Составьте из данных букв слово: ЦОЛИАСТ (слайд)
- Зачитайте лексическое значение этого слова.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- составьте предложение со словом СТОЛИЦА, запишите.
- Запомните написание этого слова. - работают с учебником,
- приводят примеры,
- выполняют упр. 133.
выполняют самопроверку, взаимопроверку,
работают с новым словарным словом: составляют, записывают, запоминают,
не более
….
мин
Физкультпауза без прерывания учебной деятельности - объясняет условия игры «Найди своё дерево»:
- Вот 2 дерева с корнями, а вы листочки с этих деревьев.
- Найдите своё дерево.
- Посмотрите, какие у вас чудные деревья получились!
- Назовите корни в однокоренных словах. - ребята получили свой листочек и находят нужное дерево,
не более
……
мин.
7 этап. Первичное закрепление I.. работа в парах: (слайд)
- Из данных предложений составьте связный текст.
- Озаглавьте его и запишите.
Снег укрыл пни и кусты.
Вот сугроб.
Утром выпал первый снежок.
Там спит медведь.
– Прочитайте получившийся текст.
– Найдите в тексте однокоренные слова, докажите свой выбор.
– Выделите корень (снег, снежок).
– Что вы заметили?
- От какого корня образовалось слово снежок?
– Какой можно сделать вывод?
- В первом предложении, подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
Утром выпал первый снежок.
- Назовите словосочетания.
- Разберите одно из них.
– Найдите в тексте слово, в котором букв больше, чем звуков.
– Запишите это слово. работают над составлением текста,
отвечают на вопросы учителя:
в этих словах есть общая часть и общее значение,
согласные в корне чередуются,
от слова снег,
делают вывод: при образовании однокоренных слов, в корне слова может происходить чередование согласных звуков
- выпал утром - снежок первый
- медведь – 7 б., 6 зв. не более
…..
мин.
8 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
объясняет условия игры «Узнай кто это?»:
- Отгадайте загадки.
- Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова.
- Выделите в словах корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит...)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(Повар, сварил, варенье...)
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал?
(Тракторист, трактор...)
- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?
- играя в игру, отгадывают загадки, подбирают однокоренные слова, выделяют корень,
не более
…..
мин.
9 этап. Рефлексия и оценивание. акцентирует внимание детей:
- Вернёмся к строчкам с которого начался наш урок.Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.Научился применять,Задания теперь легко мне выполнять.- Что искали?
- Какое знание открыли? 
- Кто научился применять?- Задания легко теперь вам выполнять? ответы учащихся: не более
…..
мин.
10 этап.
Домашнее задание задаёт домашнее задание:
- Прочитать информацию в рублике «Страничка для любознательных» стр. 76, упр № 136. записывают в дневники, не более
….
мин.
11 этап. Оценивание и итог урока. - встаньте и изобразите собой шкалу успеха, покажите, на сколько сегодня вы:
1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
   (Сидят за партами – плохо, слабо;
  Просто стоят – хорошо;
 Стоят,  руки вверх – отлично).самооценка учащихся,
оценивание детей учителем. не более
…..
мин.