Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России тема:Однокоренные слова. Корень слова

КОНСПЕКТ УРОКА


Учебный предмет: русский язык
Система начального образования: УМК Школа России
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
Год издания учебника: 2012год, № страниц учебника с.61-62
Тема урока: Однокоренные слова, корень слова.
Класс: 3 класс


Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать , различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями
Оборудование:
1. Учебник
2. Презентация к уроку

1. Организационный момент.(1мин)
2. Самоопределение к деятельности.(2мин)
-Послушайте сказку и подумайте , о чём пойдет речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
-Здравствуй,- говорит один,-я, корень, а ты кто?
-А я тоже корень,-отвечает другой.
-Я в земле живу,-сказал первый.-А ты где живёшь?
-А я, в словах,-ответил второй
-Ну какой же корень может быть в словах-усмехнулся первый.
-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?(об однокоренных словах)
-Прочитайте слова
Море,морж,морская.
-Найдите лишнее слово.Докажите.
-Сформулируйте тему урока.
3.Работа по теме урока(25 мин)
1) Презентация
2)работа по учебнику
Упр.107(с.61)
- Прочитайте
-Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
Как называется общая часть родственных слов?(корень)
-Выполните письменное задание к упр.
-Прочитайте однокоренные слова , назовите корень.
-Прочитайте ниже сведения о языке.
-какие слова называются однокоренными?.
Как пишется корень в однокоренных словах?
Прочитайте правило ещё раз.Закройте учебники.Расскажите правило соседу по парте.
Упр.108(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка)
3) Игра «Третий лишний»
-Найдите лишнее слово в каждой строчке.
1)Желток,железо,жёлтый.
2)Носильщик,нос,носатый
3)Часовщик,часть,час.
4)Печурка,печать,печник.
-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть?(нет)
-Что у них ещё должно быть общее?(лекс. Значение)
Послушай те рассказ.
Чужак.
Собрались у воды родственники.Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются.Водиель на гармошке наигрывает.Водомерка с водорослями заиграла.Водичка по макушкам на одной ножке скачет.Даже сам Водяной пожаловал.И все старуху Воду жду
Вышла мудрая вода на крыльцо. Глянула на госей, сразу чужака приметила.Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился.Где ему родственников искать.
-Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?(водитель)
-Почему гости не сразу приметили чужака?( В этом слове тоже корень Вод)
-Не поможете ли ему тоже найти своих родственников?(Водит идр.)
-Составьте список родственников Воды.Выделите в словах корень.
4.Физминутка(1мин)
5.Закрепление изученного материала.(18мин)
1)Работа по учебнику
Упр.109(с.62)
-прочитайте
-Разделите слова на группы.Запишите.(Проверка.Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень, и часть речи.)
Упр.110(с.62)
(самостоятельное выполнение проверка)
-Назовите синонимы
Назовите однокоренные слова.
2.Работа со словом из словаря
-Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать по осень стали-
Не одну нашли , а десять!
Как её названье,дети?(картофель)
-Найдите слово Картофель в орфографическом словаре
-Запишите его в тетрадь.Обозначьте орфограммы.
-Составьте предложение со словом картофель.Запишите.
-Запомните написание этого слова.
7.Рефлексия.(3мин)
Спишите однокоренные слова выделите в них корень.Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1)Бегать,бегун,пробег,беговой.
2)Домашний,домишко,домовой,домик.
3)Светить,светлый ,светленький,светильник.
4)Конюшня,конный,конница,коняга.
-Какие слова называются однокоренными.
-Как пишутся корни в однокоренных словах.
-Оцени свою работу на уроке.
7.Подведение итогов урока.(1ми)
-Назовите два признака однокоренных слов.
Д.З
Упр.111 (с.62)

15