Отчет о применении информационно- коммуникационных технологий, в том числе сетевых и дистанционных в учебном процессе и внеурочной деятельности


Отчет о применении информационно- коммуникационных технологий, в том числе сетевых и дистанционных в учебном процессе и внеурочной деятельности
Работая в начальной школе, я обратила внимание на то, что объем информации, который обрушивается на учеников начальных классов, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад.  Информационные навыки  уже прочно входят в их менталитет:  они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства. Всевозможные плееры, мобильные телефоны стали  неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать «сырьем» для формирования знаний. Поэтому основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик.
Пожалуй, это и послужило толчком к тому, что я стала искать такую организацию учебных занятий, которая соответствовала бы современным требованиям, предъявленным современной школе.
Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования.                 
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Именно поэтому информационно-компьютерные технологии стали предметом моего исследования.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
Усвоить базовые знания по предмету;
Систематизировать усвоенные знания;
Сформировать навыки самоконтроля;
Сформировать мотивацию к учению в целом и к определенному предмету в частности;
Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу. Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программных средств в начальной школе – это обучение чтению, орфографии и каллиграфии с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Уроки Кирилла и Мефодия», «Мир природы», «Учимся лепить из пластилина», «Буква потерялась», «Семейный наставник», «Развивай-ка» (Занимательная математика), «СВАН», «Пентамино», «Кот учёный», «Емеля» и др.
Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий – эффективное средство развития компонентов учебной деятельности. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда намного выше по информационной плотности.
Для определения эффективности мультимедиа технологии в учебно-воспитательном процессе был проведён опрос среди и родителей. Учащиеся положительно отнеслись к внедрению в учебный процесс компьютера. Мнение учащихся и родителей можно представить следующей диаграммой:

По результатам проведенного анкетирования на 15% у 85% учащихся прослеживается рост познавательной активности. У 95% учащихся усиление мотивации к обучению.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет развивать умение учащихся овладевать практическими способами работы с информацией.
По результатам внутришкольного мониторинга в течении трёх лет на 25% увеличилось умение самостоятельно находить информацию. 95% учащихся моего класса могут самостоятельно составить презентацию.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах интернет-сообщества «Всё для детского сада»(http://www.moi-detsad.ru).
Создала свой мини-сайт в социальной сети работников образования «Наша сеть»(http://www.nsportal.ru/ignatenko-olga-dmitrievna), на котором разместила своё электронное портфолио, авторские материалы (конспекты занятий, сценарии, материалы опыта работы)
Как учитель начальных классов я принимаю дистанционное участие в педагогических конкурсах, фестивалях, обмениваюсь педагогическим опытом. Самым массовым и представительным открытым педагогическим форумом, на котором педагоги делятся  своими педагогическими находками, является Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября» (http://festival.1september.ru) ,  в «Сети творческих учителей» (http://it-n.ru).
Большие возможности открывает Интернет для организации внеурочной работы с учащимися. Например, Центр творческих инициатив «Snail» (http://nic-snail.ru)  предлагает учащимся и учителям, родителям и всем желающим раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Уроки Кирилла и Мефодия», «Мир природы», «Учимся лепить из пластилина», «Буква потерялась», «Семейный наставник», «Развивай-ка» (Занимательная математика), «СВАН», «Пентамино», «Кот учёный», «Емеля».
Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволяет мне производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. При проведении проверочных работ чаще всего выбираю тестирование.  Результативность обучения повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 12-15 % , зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%, возросла сформированность информационно-коммуникативной компетенции среди моих учеников с 34% до 70% за 2011 – 2014 гг.
По результатам внутришкольного мониторинга использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе обеспечило рост показателей качества предметных знаний в классе в течение трех лет на 24 %,умения работать с текстами - на 21%, умения работать с информацией на 40%.
Учитель начальных классов Е.М.ГранюкДиректор МБОУ СОШ № 7 Г.Ю. Кушнарев
" 5" мая 2015