Доклад на тему Формы и приемы проверки знаний на уроках обществознания


Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа №17
Доклад на тему:
«Формы и приёмы проверки знаний на уроке обществознания»
Выполнила: учитель истории и обществознания Бутовская Л.Д.
 На этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится очень важной, так как контроль или проверка знаний является одним из значимых и главных этапов обучения.
Проверка знаний позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.
  Чтобы правильно  строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной  трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.
Место и роль проверки знаний на уроках обществознания.
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Большую роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений, она позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала, на основании полученной в результате проверки знаний информации.
Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов проверки выполняют различные функции:
- контролирующую; - обучающую; - образовательную; - воспитательную;
- корректирующую; - информационную
В зависимости от места проверки и оценки в учебном процессе, объёма заданий, времени отводимого на проверку и числа учащихся выделяют: текущий контроль, осуществляемый учителем в ходе повседневной работе, в основном на уроке; периодический, который проводится после изучения темы, раздела программы; итоговый - в конце учебной четверти или года.
По числу проверяемых и характеру вопросов, проверка может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной.
Требования к организации проверки знаний:
1) Учитель проверяет и оценивает качество усвоение программного учебного материала. Знания, умения и навыки школьников проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения учебных программ. Качество усвоения содержания программы - основной критерий оценки знаний.
2) Проверка знаний должна быть систематичной в течение всех лет школьного обучения.
3) Проверка и оценка знаний должна носить индивидуальный характер. Каждый ученик должен понимать, что проверяются и оцениваются его знания, его умения и навыки.
4) Проверка и оценка знаний должны способствовать развитию умственных способностей учащихся, они должны влиять на общее развитие учащихся.
5) Формы и проверки знаний, умений и навыков учащихся должны быть самыми разнообразными.
Таким образом, на каждом этапе проверки учителю важно чётко представлять себе, какой компонент знаний и какие умения школьников будут проверяться, с какой целью это будет делаться.
Основные виды, методы и формы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
Виды контроля. В современной педагогике различают следующие виды контроля:
•  предварительный; •  текущий; •  тематический; •  рубежный (поэтапный);
•  итоговый; •  заключительный.
Методы контроля. Методы контроля – это способы деятельности педагога и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
Метод устного контроля — наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе которого педагог получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.
Метод письменного контроля — наряду с устным является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым. Письменные работы по обществознанию могут быть самыми разнообразными: диктанты (технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов, докладов.
Формы контроля. На уроках обществознания, как и на любых других уроках, возможно применение различных форм и методов проверки знаний.
Долгое время «основной формой учёта проверки знаний и контроля над работой учащихся» считался опрос. Функции опроса очень многообразны.
Формы опроса:
фронтальный (беседа)
групповой (работа по карточкам)
индивидуальный
Комбинированный опрос сочетает в себе проведение фронтального, группового и индивидуального опроса, наиболее ярко и в полной мере опрос может проявляться на повторительном обобщающем уроке.
Чтобы проверить усвоение материала можно провести следующую работу: подобрать иллюстрацию по разделам и типам, например: в один конверт поместить иллюстрации, а в другой их названия или отрывки из знакомого текста, ключевые слова к изображению. Ученики должны правильно соединить те и другие материалы.
Проверка знаний может происходить с помощью тестовых заданий. Здесь обучающимся предлагается несколько (обычно2-3) варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Задания теста должны быть сформулирован чётко, кратко, чтобы всем был понятен смысл того, что у них спрашивается.
Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых обучающимися при ответе на вопросы умственных действий, а так же словесной формулировкой.
Разноуровневые задания позволяют преодолеть отставание слабых, неуверенных в себе учеников. Среди проверочных знаний выделяют вопросы; активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление ( на сравнение, обобщение), речь.
В своей работе важно приучать школьников пояснять устные ответы схематическими рисунками, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему.
На уроках обществознания ученикам предлагается найти в тексте имена, даты, термины; объяснить термины при помощи словаря; выделить в абзаце основную мысль; составить план, пересказать текст, с включением иллюстраций. Типология заданий может различаться по степени предварительной помощи ученикам объёму учебного материала, его сложности, цели.
Работа с аппликациями может быть использована в ходе проверки. Такие работы могут быть связаны с отработкой приёма моделирования, используемого для развития речи учеников.
Игра - это педагогически направленная творческая деятельность. Прежде чем начать игру, учитель знакомит учеников с её правилами, порядком работы. Существуют различные классификации игр, используемые на уроках обществознания.
Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся.
Проверка знаний является так называемой “обратной связью” между учеником и учителем, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. В соответствие с данным утверждением к учителю предъявляется ряд педагогических требований:
Прежде всего, индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения каждого учащегося итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся;
единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.
Таким образом, овладение методикой проверки знаний и умений - одна из важных и трудных задач, стоящих перед учителем. Проверка знаний - необходимое звено в процессе обучения и является обязательным его компонентом.
Список литературы:
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М., 1972 - стр.153
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с
Качалова Л.П. «Контроль знаний». Статья http://sh12kyzyl.edusite.ru/DswMedia/kontrol-zun.pdfСтуденкин М.Г., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе, методическое пособие для учителя. Гуманит.изд.центр Владос 2001г. стр.256