Материалы к уроку Всеобщей истории: Немецкая женщина в первой половине ХХ века


Материалы к уроку Всеобщей истории:
«Немецкая женщина в первой половине ХХ века»
Материалы разработаны
студенткой Вятского государственного университета г. Кирова
группы «История» Факультета гуманитарных и социальных наук
Шутовой Ксенией Александровной
Положение женщины в семье, обществе и государстве постоянно менялось в течение истории человечества. До начала железного века женщина играла доминирующую роль в обществе, так как она являлась хранительницей очага и огня. Также именно в древности с женщиной был связан культ плодородия и продолжения рода. Конечно, эти аспекты сохраняются за женщиной и сейчас. Но в индустриальном обществе женщина пытается самореализоваться после долгого нахождения на позициях бесправного человека. С расширением возможностей к самореализации женщины в некоторых случаях даже доминируют над мужчинами. Женщин начинают принимать на работу на более престижные специальности, среди женщин появляются чиновники, юристы, профессора, врачи и владелицы бизнеса.
Это самоопределение и возвышение женщины ведет к тому, что они начинают занимать ведущие позиции государства. Но никто не отменял их способность к рождению детей, ведению домашнего хозяйства и строению малой социальной группы общества – семьи.
Именно последнее Гитлеровская Германия видела в главной функции женщин в обществе. Идеология Третьего Рейха четко регламентировала и в дальнейшем контролировала все обязанности и права всех членов германского общества. Для выявления отличий женщины Третьего Рейха необходимо представить положение женщины в обществе до прихода А. Гитлера к власти и установления его диктатуры.
Положение женщин до 1933 г.Изменения в обществе в большинстве случаев происходят при изменении политической составляющей. Именно изменение политического положения женщин привело к возрастанию ее роли в обществе. Первые инициативные группы женщин Германии появились в годы революции 1848-1849 гг., а уже к началу нового столетия, ХХ века, более 13 тысяч немок были объединены Всеобщим германским женским союзом. Главными целями этого союза были:
«допуск женщин к ответственным должностям в общине и государстве, прежде всего таких, которые особенно близко касаются интересов женщин (школы для девочек, государственная и коммунальная социальная политика, вопросы работниц, правосудие и т.д.),
привлечение женщин к осуществлению правосудия в качестве неспециалистов (женщины-шеффены и присяжные заседатели),
участие женщин в церковных выборах,
участие женщин в коммунальных выборах,
участие женщин в политических выборах».
Как мы видим, женщины добивались равноправия среди всего населения. Конечно, получить его было сложно, так как в Германии была популярна точка зрения, что женщина является большим ребенком, промежуточной ступенью между ребенком и мужчиной, выдвинутая философом Артуром Шопенгауэром. Вплоть до Ноябрьской революции 1918-1919 гг. женщины не могли добиться политических прав. В результате революции женщины получили избирательное право и 310 женщин баллотировались в парламент Веймарской республики. А Мария Юхаш 19 февраля 1919 г. в свой речи заявила, что женщины получили «причитающееся им право гражданок государства, …но не лишаем себя права быть иными людьми, быть женщинами». То есть, женщина получила равноправие, но от главной физиологической функции, как продолжение человеческого рода, не отказалась.Но получив избирательное право, женское движение начало терять популярность. Несмотря на это, в женском движении была одна особенность – борьба против фашизма. Именно это в дальнейшем привело к большому непониманию и противостоянию политике Гитлера среди женщин.
Добившись политических прав, женщина получила большие возможности в самореализации экономического плана. Все больше женщин стало появляться на производстве и сельском хозяйстве. В Германии было много противников женского труда, но в годы Первой Мировой войны женщины более активно вовлекались в процесс производства. При этом война ухудшила социальную защищенность женщин - были отменены многие улучшенные условия труда: воскресный выходной, 10-часовой рабочий день, отпуска по беременности и рождению ребенка. Однако, все это не отпугивало женщин от устройства на работу. Все больше женщин появлялось в машиностроении, тяжелой промышленности, химической и горнодобывающей промышленности.
Такие профессии, как проводники, железнодорожники, почтальоны, кассиры, работники военных предприятий, считавшиеся поныне мужскими, все больше осваивали женщины. Но население себя утешало тем, что женщины только на время войны занимают эти тяжелые профессии – «сами работающие женщины должны четко осознать, что они заменяют мужчину только на время войны и что после нее мужчина опять будет претендовать на свое место в профессиональной жизни». Но постепенно стали появляться «типичные» женские профессии: продавщицы, социальные работницы, машинистки-стенографистки и учительницы народных школ.Чтобы получить место работы по этим профессиям, женщинам необходимо было соответствующее образование. Этого добиться было наиболее сложно в Германии. Девочки учились в начальных школах для девочек, а посещение гимназий и университетов было разрешено только в 1896 г. Но процедура получения допуска на лекции в университет в качестве вольных слушательниц была очень сложна. «Сначала должны получить письменное согласие Королевского университетского попечительского совета, …от ректора свидетельство на разрешении, …письменное согласие господ профессоров и доцентов,…и представить в университетское казначейство». Это была очень сложная процедура, поэтому движение женщин выступало за разрешение девушкам получать высшее образование без всех этих формальностей. И с 1909 г. женщины могли обучаться во всех университетах Германии на равных правах с мужчинами. Высшее образование позволяло девушке работать учителем полных средних школ, а иногда и преподавателем в университете, адвокатом и судьей.
Таким образом, видно, что до периода Третьего Рейха женщины стали равноправными с мужчинами гражданами государства. Благодаря своим стараниям и встречным реформам государства женщина получила право выражать и провозглашать свои политические идеи, получать высшее образование и занимать престижные профессии.
Женщина в 1933-1945 гг.С приходом национал-социалистов к власти в Германии резко изменилось положение женщин в обществе. Добившись всех прав и возможностей, женщины все снова теряли. По мнению А. Гитлера, мир женщины состоял из ее семьи, мужа, детей и дома. Это обуславливалось необходимостью упрочения положения мужчин в обществе, но не говорило о неполноценности женщин. Йозеф Геббельс говорил: «Мы отстраняем ее от парламентски-демократических козней, … не потому что мы не уважаем женщину, а потому что мы ее слишком уважаем».
Но, несмотря на это, НСДАП дала женщинам право голосования и агитировала их на свою сторону во время избирательной компании. Основными мотивами симпатии женщин к национал-социалистам являлись: пропаганда идеи женщины-помощницы своего мужа, укрепление институтов брака и семьи в обществе, а также восстановление достоинств женщины как матери, гарантировавшей будущее германской расы. Эти мотивы гарантировали разграничение женщин и мужчин, но также предотвращали «конфликт обоих полов друг с другом, пока каждая часть выполняет задачу, предписанную ей природой».
Пропагандируя культ матери и плодородия, хранительницы очага и компаньонки мужа, немцы отводили большую роль женщине в формировании, управлении и развитии женских идеологических организаций. Эти организации были направлены на формирование «расового здоровья» и обучение матерей. Также особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения, особенно это касалось девочек. Они проходили сложную систему образования, состоящую Союза Юнгмедель, Союза немецких девушек (БДМ) и Организации БДМ. «Немецкие девочки в возрасте от 10 до 14 лет зачислялись в организацию «Юнгмедель». «Они носили одинаковую форму, состоящую из белой блузки и длинной синей юбки, носков и тяжелых, отнюдь не женственных военных ботинок». По выходным дням они отправлялись в походы с тяжелыми рюкзаками, ко время которых приобщались к немецкой философии. После окончания школы Юнгмедель и вступления в БДМ девушки давали торжественное обещание юнгмедель. (См. прилож. 1) Девушки обещали слушаться и повиноваться руководительницам, выступать за защиту и единство немецкой молодежи, служить фюреру А.Гитлеру. После прохождения этих ступеней обучения и воспитания девушек привлекали в работе национал-социалистических организаций для распространения пропагандистского материала, сбора взносов и благотворительности. Женщины состояли в Имперском союзе немецких домохозяек, Германском Красном Кресте, Национал-социалистической благотворительности и Германском трудовом фронте (ДАФ).
Эти общественные организации стали некоторой заменой школьного и университетского образования девочек. Это образование не отменялось, но шло четкое деление образования для мальчиков и для девочек. Адольф Гитлер в своей книге «Моя борьба» говорит, что целью мужского воспитания является физическое обучение, а затем моральное и культурное; «цель женского воспитания – быть будущей матерью». Девочки не могли получать полное школьное образование, гимназии были закрыты, а будущие матери учились в неполных средних школах с обучением иностранного языка и домашнего хозяйства. В высшие учебные заведения девушки практически не могли поступить, на них была установлена 10-процентная квота. Помимо образования любовь к Третьему рейху воспитывали через игры с одноименным названием: «отдельные фишки и счетчики «Третьего рейха»», которая предполагала передвижение фишек по полю и исследование карт сражений Третьего Рейха. Ситуация несколько изменилась с началом подготовки к войне – девушек призывали на работу в университеты и школы в виду нехватки квалифицированных кадров.
Все это говорит об отведении женщине большой роли в строительстве политики государства. Также кроме физиологических и политических функций в государстве женщина активно участвовала в экономике Германии.
С приходом А.Гитлера к власти начала проводиться политика устранения безработицы среди мужчин. Национал-социалисты в женщине видели работницу домашнего хозяйства или же работницу социальной сферы. Женщины должны были освободить занятые ими рабочие места для мужчин. Процесс смены социального статуса женщины проходил болезненно, так как женщины только недавно смогли добиться своих полных социальных прав и стали равноправными с мужчинами членами общества.
Последовало множество жалоб от женщин-чиновниц, учительниц и служащих. Добившись высокого статуса и положения в обществе, они были вынуждены покинуть свои посты. Лишь небольшая группа женщин сохранила свои должности – организация «работы с молодежью и социального обеспечения молодежи», а также учителя по некоторым дисциплинам.
Экономическое строительство предполагало выдачу брачных ссуд, кредитов на обзаведение хозяйством, развитие программ по организации социального обеспечения для матерей и ребенка. Даже экономика развивала политику воспитания культа материнства и продолжения рода.
В непосредственной связи с экономическими преобразованиями проводилась демографическая политика. Женщин увольняли с производства под предлогом, что именно женщины являются главным звеном в увеличении численности арийской расы.
Первым шагом стимулирования ухода женщин с работы была выдача брачных ссуд. Условия получения данной ссуды были несложными: вступление или нахождение в браке, отказ невесты/жены от наемной работы и до выдачи ссуды невеста работала не менее 6 месяцев наемной работницей. Ссуда выдавалась в размене одной тысячи рейхсмарок в виде талонов. Они давали «право на приобретение мебели и домашней утвари в торговых точках, которые готовы к приему таких талонов». Помимо ссуды, семьи получали дотации в размере 10 марок на каждого пятого ребенка и следующего, а с 1938 - на каждого третьего.
Несмотря на все эти выплаты государством, повышения рождаемости и прироста населения не было. Одна треть семей были бездетными, а в каждой четвертой был всего один ребенок. Реакцией государства на это было введение уголовного наказания на совершение абортов, введение налоговых ставок на бездетные семьи. Также был снижен брачный возраст девушек до 16 лет, а также подписан закон, разрешавший прекращать брачные отношения по причине отказа от продолжения рода одного из супругов с целью повторного создания семьи. Но и это не смогло решить проблем. Тогда Гитлер пошел на следующий шаг – поддержка внебрачного материнства.
В декабре 1935 г. Гиммер подписал указ о создании организации Лебенсборн (Источник жизни). Эта организации должны была заботиться о незамужних матерях, женах и детях эсэсовцев. Для поощрения брачного и внебрачного материнства был создан культ матери. Многодетным матерям с 1939 г. в зависимости от количества детей вручали золотой, серебряный и бронзовый Материнский крест. Дополнительным стимулом в повышении рождаемости стало открытие материнских школ и курсов, которые организовывали отдых и досуг матерей и детей. (См. прилож. 2)
Но самым радикальным и решающим шагом в повышении рождаемости являлись планы Гитлера и Гиммлера по отмене моногамной семьи. Это было связано с преобладанием женского населения в Третьем Рейхе, особенно в военные годы. Но и в полигамной семье нельзя было обходить принципы физического и расового здоровья родителей. (См. прилож. 3 и 4)
При заключении брака необходимо было убедиться в физическом и психическом здоровье супруга, изучить предков и наследственность. Также необходимо учитывать, что брак должен строиться на любви и с желанием иметь много детей. Но и самым главным условием была принадлежность к нордической крови.
Однако ситуация несколько изменилась с началом подготовки к войне и ее ходом. Немецкое руководство все больше стало обращаться к помощи женщин. Но труд был завуалирован под многими приказами и указами. В 1938 г. Герман Геринг ввел для женщин обязательный год – обязательная работа в течение одного года в сельском или домашнем хозяйстве всех незамужних женщин до 25 лет при приеме на табачную, текстильную, швейную промышленность и на государственную службу.
А с началом Второй Мировой войны все больше женщин стало привлекаться на производство. Но это было не введение всеобщей трудовой повинности, а призыв приобщиться к работающим соотечественницам. Выходом для восполнения рабочей силы руководство нашло в привлечние иностранной рабочей силы. Вторая Мировая война требовала большой отдачи производства и промышленности, поэтому в 1943 г. была введена регистрация и проверка работоспособности женщин 17-45 лет под знаком тотальной войны. Но, как и в прежние времена, женщин не допускали к тяжелой промышленности и опасному производству. Еще и действовал закон о защите работающей матери, принятый 17 мая 1942 г. По нему запрещалось работать будущим матерям на тяжелых работах и последних неделях беременности, работать после родов, работать сверхурочно, ночью и праздники; а также говорилось о запрете увольнения беременных сотрудниц и необходимости еженедельных заработных выплат «в течение 6 недель до и 6 недель после родов».
Национал-социалисты пытались всеми силами оградить женщин от производства и ждали от них выполнения их главной функции – преумножения арийской расы. Но в условиях войны обещание создать упорядоченную семейную жизнь и защитить честь и достоинство немецкой женщины оставалось только пропагандистским лозунгом.


Приложение 1
Торжественное обещание юнгмедель, 1939 г.
Юнгмедель, которые сегодня, в день рождения фюрера, принимаются в БДМ, должны дать торжественное обещание:
Руководительница БДМ: "Я торжественно обещаю верно и самоотверженно служить фюреру Адольфу Гитлеру в Гитлерюгенде".
Юнгмедель повторяют.
Руководительница БДМ: "Я торжественно обещаю всегда выступать в защиту единства и товарищества немецкой молодежи".
Юнгмедель повторяют.
Руководительница БДМ: "Я торжественно обещаю повиноваться имперскому фюреру молодежи и всем руководительницам БДМ".
Юнгмедель повторяют.
Руководительница БДМ: "Я торжественно обещаю возле нашего священного знамени, что всегда буду стараться быть достойной его. Да поможет мне Бог".
Юнгмедель повторяют.
Руководительница БДМ: "Как ответственная руководительница БДМ принимаю вас в ряды Союза немецких девушек".
Приложение 2
Образцовый учебный план имперской службы матерей, 1934 г.
Общее обучение
обучение матерей национал-социалистическому мировоззрению
задачи женщины в новом государстве
женщина как представительница народа (демографические вопросы)
учение о наследственности и забота о наследственности как задача матери
женщина в немецком праве
немецкие обычаи и немецкие праздники
Ведение домашнего хозяйства
Приготовление пищи
правильный выбор и правильное приготовление блюд с практическими упражнениями
беседы о калорийности наиболее распространенных продуктов питания
Домашнее хозяйство
практические указания по ведению домашнего хозяйства
как я создаю уютную квартиру ограниченными средствами
Шитье
улучшение и изменение одежды
изготовление детской одежды
Ведение домашнего хозяйства в узком смысле
покупки
распределение денег на хозяйственные нужды
домашняя бухгалтерия
Мать и ее ребенок
беременность
роды и послеродовой период
Уход, питание, одежда младенца и маленького ребенка
с практическими упражнениями
физическое и психическое развитие здорового ребенка
трудновоспитуемые дети
детская игра, детское пение и материал для детского чтения, занятия с детьми с практическими упражнениями
Охрана здоровья и лечение
охрана здоровья в семье
охрана здоровья матери
детские болезни
инфекционные болезни
лечение на дому, включая приготовление больничного питания и уход за больным
Религиозно-нравственное воспитание
брак в свете религии
ребенок и религия
культивирование религиозных обычаев в семье.
Приложение 3
Десять заповедей для выбора супруга,
изданных имперским комитетом народного здравоохранения,
ноябрь 1934 г.
...2. Если ты наследственно здоров, ты не должен (должна) остаться безбрачным(ой)
Все, что есть в тебе, все качества твоего тела и духа - преходящи. Они - наследие, подарок твоих предков. Они продолжают жить в тебе и в непрерывной цепи. Тот, кто без серьезных оснований остается безбрачным, разрывает эту цепь поколений. Твоя жизнь - только временное явление, род и народ продолжат свое существование. Духовное и физическое наследие возрождается в детях:
...5. Как немец (немка), выбирай только супруга(у) той же или нордической крови
...Смешение неподходящих друг другу рас (гибридизация) часто ведет к вырождению и гибели людей и народов и тем быстрее, чем меньше расовые качества подходят друг другу. Оберегай себя от упадка, держись подальше от инородцев внеевропейского расового происхождения! (...)
6. При выборе своего супруга спрашивай о его предках
Ты женишься (выходишь замуж) не только за своего супруга, но и в известной мере за его предков. Полноценных потомков можно ожидать только там, где есть полноценные предки. Дары разума и души в точности так же являются частью наследственности, как цвет глаз и волос. Плохие задатки наследуются точно так же, как и хорошие. Хороший человек может нести в себе зародышевые клетки (наследственность), которые в детях превращаются в беду. Поэтому никогда не выходи замуж (женись) за хорошего человека из плохой семьи...
7. Здоровье - предпосылка внешней красоты
...Требуй от своего будущего спутника, чтобы он (она) прошел медицинскую проверку на пригодность к браку, как ты сам (сама) должен это сделать...
8. Женись только по любви
9. Ищи себе не (друга) подругу, а спутника для брака
...Смыслом брака являются ребенок и выращивание потомства. Только у духовно, физически и расово одинаковых людей может быть достигнута эта высшая цель на благо их самих и их народа... Слишком большая разница в возрасте между супругами легко превращается в угрозу равновесия в браке.
10. Ты должен (должна) хотеть как можно больше детей
Сохранение народа гарантировано только при наличии трех или четырех детей. Только при максимальном количестве детей имеющиеся в роду задатки проявляются в максимальном числе и разнообразии: Ты уйдешь, а то, что ты дашь своим потомкам, останется. В них возродишься ты сам(а). Твой народ живет вечно!
Приложение 4
Закон о защите здоровья немецкого народа, 18 октября 1935 г.
§ 1 (1). Брак не может быть заключен,
(а) если один из обрученных страдает от болезни, связанной с опасностью заражения, которая может вызвать опасения во вреде для здоровья другого обрученного или здоровья потомков;
(б) если один из обрученных находится под постоянной или временной опекой;
(в) если один из обрученных, не будучи под опекой, страдает от психического заболевания, которое делает этот брак нежелательным для народного сообщества;
(г) если один из обрученных страдает от наследственной болезни, указанной в законе о предотвращении наследственно больного подрастающего поколения.
(2) Постановления пункта (в) первого абзаца не препятствуют браку, если второй обрученный бесплоден.
§ 2. Перед заключением брака обрученные должны подтвердить свидетельством управления здравоохранения (свидетельством о пригодности к браку), что нет никаких препятствий для заключения брака в соответствии с § 1.
§ 3 (1). Заключенный в нарушение § 1 брак является недействительным, если выдача свидетельства о пригодности к браку или содействие служащего загса в заключении брака проведено обрученными с помощью подачи заведомо ложных сведений. Он также является недействительным, если заключен за границей с целью обойти настоящий закон. Объявление брака недействительным может производиться только прокурором.
(2) Брак действителен с самого начала, если препятствия к нему возникают позднее.
§ 4 (1). Тот, кто добивается запрещенного бракосочетания (§ 3), наказывается тюрьмой на срок не менее 3 месяцев. Попытка наказуема...
§ 5 (1). Предписания настоящего закона не применяются, если оба обрученных или жених имеют иностранное гражданство.
Библиографический список использованных источников и литературы.Источники:
Адольф Гитлер. "Моя борьба", 1925 г./ Hitler A. Mein Kampf. 620. Aufl. Munchen, 1941. S. 459, 460. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=3.10"Бременские новости", 5 мая 1915 г./ Schmitter R. Frauen auf dem Weg zur Gleichberechtigung in Deutschland. Stuttgart, 1996. S. 42-45. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=2.6Десять заповедей для выбора супруга, изданных имперским комитетом народного здравоохранения, ноябрь 1934 г. / Schneider R. Frauen unterm Hakenkreuz. Hamburg, 2001. S. 49-52. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=4.23Закон о защите здоровья немецкого народа, 18 октября 1935 г./ Reichsgesetzblatt 1935. Teil I. S. 2246. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=4.24Закон о защите работающей матери, 17 мая 1942 г./ Reichsgesetzblatt 1942. Teil I. S. 321, 322. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=2.16Закон о сокращении безработицы от 1 июня 1933 г./ Reichsgesetzblatt. 1933. Teil I. S. 323-327. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=4.20
Образцовый учебный план имперской службы матерей, 1934 г./ Schneider R. Frauen unterm Hakenkreuz. Hamburg, 2001. S. 43, 44. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=4.32Письмо министра внутренних дел Вильгельма Фрика, 5 октября 1933 г./ Schneider R. Frauen unterm Hakenkreuz. Hamburg, 2001.  S. 37, 38. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=2.11Постановление о допуске женщин к посещению лекций в университете Берлина, 1897 г./ Frauen. Ein historisches Lesebuch. Munchen, 1988. S. 43. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=3.3Программа АДФ, 1905 г. / Baumer G. Die Frau in Volkswirtschaft und Staatsleben der Gegenwart. - Stuttgart, Berlin, 1914. S. 271-272, 274. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=1.1Речь Гитлера перед Национал-социалистическими женщинами на съезде НСДАП в Нюрнберге, 8 сентября 1934 г./ NS-Frauenbuch. Munchen, 1934. S. 10, 11. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=1.23Речь депутата Национального собрания от СДПГ Марии Юхаш 19 февраля 1919 г. /Frauen in Deutschland. Auf dem Weg zur Gleichstellung // Informationen zur politischen Bildung. 1997. Nr. 254. S. 11. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=1.17Речь имперского министра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса по поводу открытия в Берлине выставки "Женщина", 19 марта 1933 г./ Schneider R. Frauen unterm Hakenkreuz. Hamburg, 2001. S. 34. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=1.22Торжественное обещание Юнгмедель, 1939 г./ Klaus M. Madchen in der Hitler Jugend. Koln, 1980. S. 210. Режим доступа: http://yspu.org/hreader/1/?in=docplace&value=1.26Литература:
Боланьо, Р. Третий рейх: роман [Текст]/Пер. с исп. В. Капанадзе. – М.: Астрель, Corpus, 2001. – 384 с.
Ширер, У. Взлет и падение третьего рейха [Текст]. В 2 т. Т.1. /Пер. с англ.; с предисловием и под ред. О.А. Ржешевского.– М.: Воениздат, 1991. – 654 с.