Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе, с помощью различных образовательных технологий.


Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
Проблема чтения становится государственной. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.   Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной – источник получения информации и даже способ общения. Поэтому сейчас перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению.
      Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно. Всем нам понятно, что процесс этот чрезвычайно трудный, который сформировать быстренько нельзя! И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей.
При построении урока чтения использую технологию продуктивного чтения, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс
        Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Задачи:1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.   
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Этапы работы с текстом. Как научить ребенка работать с текстом?
I этап. Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения.Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- Названию
- Имени автора
- Иллюстрациям (перед текстом)
-Выделенным словам (просмотровое чтение)
- Нахождение и проговаривание трудных и длинных слов, их значение
- Привлекая предшествующий читательский опыт
Самое главное на данном этапе – вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение
1) Например, до чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?»           .       
2) Угадай название произведения.Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.
3) Выявление темы занятия при использовании пословиц и поговорок.  Например, догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)  Например,Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип» в разделе «Природа и мы»
1. чтение стихотворений (на экране)
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. (А. Фет)
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной. (И. Бунин)
- о каком времени года говорится в каждом стихотворении?
-Как узнали? По каким признакам?
-На с.100 учебника прочитайте произведение, которое мы будем читать. Как вы думаете, о чем оно? (предположения учащихся)
- Сегодня познакомимся с рассказом, из которого узнаем много интересного из жизни стрижей.
А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.
Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, окружающего мира.II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.Для восприятия текста применяю беседу, фиксацию первичных и последующих впечатлений. Для этого читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Применяю такие приёмы, как:
- чтение-слежение за учителем или  аудиозаписью; комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель);
- самостоятельное чтение  цепочкой  по  предложению;
- чтение  вполголоса;
- чтение и  нахождение  отрывка  к  рисунку;
- чтение  и  установление, что  правдиво, а  что  вымышлено;
- чтение  по  ролям; чтение  по  ролям  диалога, исключая  слова  автора;
- чтение -пометка  непонятных  слов, объяснение и уточнение значений слов выявление совпадений -- первоначальных предположений учащихся с содержанием;
-деление текста на смысловые части;
- составление плана;
- выразительное (осмысленное) чтение.
Во время чтения текста  формируется умение включаться  в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте.

Для чтения произведения использовала аудиоприложение, дети следят за чтением, выделяют сложные для понимания слова.
Например, БЕСЦЕРЕМОННО – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.
ЗАПОЛОШНО – суматошно, неспокойно, взбалмошно.

- Как вы понимаете выражение «у них серьезная и строгая мама», «становиться на крыло». И т.дIII этап. Работа с текстом после чтения. Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.Использую беседу, уточняем позицию автора. На этом этапе организую коллективную деятельность так, чтобы получилась дискуссия  с выдвижением гипотез, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
 Использую следующие виды работы:
организация беседы о личности писателя;   Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.                                                                     
постановка концептуального вопроса к тексту (лучше проблемного);                      
нахождение  в  тексте  отрывка, который  поможет  ответить  на  вопрос;
чтение  самого «важного»  места  в  рассказе  или  в  стихотворении;  
нахождение  отрывка, который  мщжно было бы   бы  прочитать  презрительно,  с насмешкой, радостью, строго, с  мольбой, досадой, возмущенно, весело, печально
осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
стилизация, наблюдение над языком.
эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
творческие задания в группах, парах; творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование).
вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
составь задание соседу, задай вопрос классу  По любому изучаемому произведению предлагаю ученикам придумать задание одноклассникам
например, «Скрип» Астафьева: повторное чтение и деление на части (микротемы); пересказ по составленному плану, а дома можно задать – пересказ от имени Скрипа
На данном этапе мне помогают задания из рабочей тетради, например, с. 82 стих-е Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип»
В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:
Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).
Таким образом, технология продуктивного чтения помогает вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или окружающий мир,в старшем звене – история, биология, география.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных действий: - --- умений строить речевое  высказывание  в соответствии с поставленными задачами,
- умения понимать собеседника (автора);
- умение слушать и понимать других,
- умение работать в группе.
Также формируются и познавательные универсальные действия:
- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем;
- умение на основе анализа текста делать выводы;
- умение находить ответы на вопросы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
А при прогнозировании предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей  формируются регулятивные универсальные действия. Уроки литературного чтения с учётом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии, но и любви к литературе и чтению. На таких  уроках  обязательно идёт формирование  личностныхуниверсальных действий, как: умение выражать эмоции и высказывать своё отношение к героям ; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к обучению.
Список литературы:
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 20100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.