Рабочая программа Основы материаловедения для профессии сварщик

Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих






СОГЛАСОВАНО
Руководитель ____________________
_________________________________
наименование предприятия/организации
_________________/_____________________/
«_____» ________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ СОЧГК
им. О. Колычева
_____________Т. А. Скоморохова
«____» _________2016___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Основы материаловедения
общепрофессионального цикла
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

















Чапаевск, 2016 г.

ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательных, общепрофессиональных
дисциплин, профессиональных модулей
Протокол №_____ от «___»____________20___г.
Председатель __________В. И. Ащепкова

Организация-разработчик: ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева



Составитель:
Чечина Л.Н., преподаватель высшей категории

Эксперты
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Чечина Л.Н., преподаватель высшей категории
Содержательная экспертиза:
Чечина Л.Н., преподаватель, Ащепкова В.И., зав. методическим кабинетом, председатель ПЦК

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016 г. № 50;
- «Методикой разработки основной профессиональной образовательной программы СПО» (М., ФИРО, 2014 г.).

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.













СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины











1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО.03 «Основы материаловедения»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ОП СПО ППКРС ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации взрослого населения, получение рабочей профессии студентами СПО по профессии 19756 «Электрогазосварщик».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины – изучение основных свойств, видов, областей применения, правил хранения и транспортировки материалов, используемых в металлургии и машиностроении
Задачи:
- сформировать у обучающихся необходимый объём знаний об основных свойствах и классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
- научить выполнять механические испытания образцов материалов;
- развить пространственные представления и образное мышление;
- сформировать умения выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать: наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; механические испытания образцов материалов.
В процессе освоения учебной дисциплины обучающиеся должны формировать общие компетенции (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося __52__ часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __36__ часов;
самостоятельной работы обучающегося __16_ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36

в том числе:


лабораторные работы
Не предусмот-рено

практические занятия
18

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16

в том числе:


индивидуальное проектное задание
Не предусмот-рено

тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка сообщения на тему: «Роль отечественных ученых в области металловедения»
Подготовка рефератов по темам: «Механические свойства и методы их определения», «Магнитные свойства»
Подготовка доклада на тему «Черные металлы»
Заполнение таблицы «Свойства чугуна»
Составление конспекта по теме: «Стали с особыми свойствами».
Заполнение таблицы «Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск»
Выполнение рефератов и презентаций. Примерные темы: «Баббиты и их применение», «Антифрикционные материалы», «Сплавы на основе олова, свинца и цинка»
Выполнение рефератов и презентаций. Примерные темы: «Пластмассы», «Сырье для получения пластмасс и резиновых материалов», «Абразивные материалы»
Составление доклада на тему: «Применение наплавочных материалов



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения».

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
52
4

Введение
Содержание
1



1.
История развития металловедения. Понятие о металлах и сплавах: атомно-кристаллическое строение металлов; основные типы кристаллических решеток.
1
2



Самостоятельная работа
2



Подготовка сообщения на тему: «Роль отечественных ученых в области металловедения»
2


Тема 1.
Основные сведения о строении и свойствах металлов и их сплавов. Методы испытания металлических материалов.
Содержание
1

2


1.
Кристаллизация металлов и сплавов. Методы определения макро- и микроструктуры металлов и сплавов. Общая классификация свойств металла
1



Самостоятельная работа
2



Подготовка рефератов по темам: «Механические свойства и методы их определения», «Магнитные свойства»
2


Тема 2.
Основные сведения о теории сплавов.

Содержание
1
2


1.
Основы теории сплавов: кривые охлаждения, критические точки. Железо и его сплавы. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.
1



Практические занятия
2



№1 «Изучение структуры железоуглеродистых сплавов»

1



№2 Изучение структуры цветных металлов
1



Самостоятельная работа
2



Подготовка доклада на тему «Черные металлы»
2


Тема 3.
Чугун
Содержание
2
2


1.
Общая схема получения чугунов: способы литья, основные марки чугунов
1



2.
Применение чугунов в промышленности
1



Самостоятельная работа
1



Заполнение таблицы «Свойства чугуна»
1



Тема 4.
Сталь
Содержание
3
2


1.
Углеродистые стали, свойства и маркировка.
1



2.
Легированные стали, свойства и маркировка. Стали с особыми свойствами
1



3.
Контрольная работа
1



Практические занятия
4



№3 «Исследование микроструктуры сталей».
2



№4 «Изучение правил расшифровки марок сталей и определение содержания углерода и легирующих элементов»
2



Самостоятельная работа
1



Составление конспекта по теме: «Стали с особыми свойствами».
1


Тема 5.
Термическая и химико- термическая обработка металлических материалов
Содержание
4
2


1.
Назначение процесса термической обработки
1



2.
Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск
1



3.
Химико- термическая обработка стали и её назначение
1



4.
Контрольная работа
1



Практические занятия
4



1.
№ 5 Выбор марки металла и способа его обработки для конкретной детали
2



2. №6 Изучение видов термической обработки
2



Самостоятельная работа
1



Заполнение таблицы «Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск»
1


Тема 6.
Цветные металлы и их сплавы
Содержание
2
2


1.
Медь и её сплавы. Алюминий и его сплавы.
1



2.
Магний, титан и их свойства
1



Практические занятия
4



№7 «Расшифровка марок сплавов на основе меди»
2



№8 «Расшифровка марок сплавов на основе алюминия»
2



Самостоятельная работа
2



Выполнение рефератов и презентаций. Примерные темы: «Баббиты и их применение», «Антифрикционные материалы», «Сплавы на основе олова, свинца и цинка»
2


Тема 7.
Твердые сплавы и металлокерамические материалы
Содержание
1
2


1.
Свойства и классификация твёрдых сплавов: минералокерамические материалы; без вольфрамовые твердые сплавы; абразивные материалы
1



Самостоятельная работа
1



Составление конспекта «Применение сплавов»
1


Тема 8.
Неметаллические материалы
Содержание
2
2


1.
Пластические массы, структура полимеров
1



2.
Основные свойства резиновых материалов и их применение. Применение охлаждающих и смазывающих материалов.
1



Практические занятия
4



№9
Изучение структуры полимеров
2



№10
Изучение характеристик полипропиленовых труб

2



Самостоятельная работа
2



Выполнение рефератов и презентаций. Примерные темы: «Пластмассы», «Сырье для получения пластмасс и резиновых материалов», «Абразивные материалы»
2


Тема 9.
Наплавочные материалы
Содержание
1
2


1.
Сущность и назначение наплавочных материалов. Виды наплавочных материалов. Маркировка наплавочных материалов.
1



Самостоятельная работа
2



Составление доклада на тему: «Применение наплавочных материалов»
2



Дифференцированный зачет




Всего
52




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:

1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , и др. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – М.: Издательский центр «Академия, 2014
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]материаловедение (металлообработка) – М.: Издательский центр «Академия, 2013

Интернет- ресурсы:
1.«Все о материалах и материаловедении» (электронный образовательный ресурс). Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Материаловедение (электронный образовательный ресурс).Режим доступа: http://supermetalloved.narod.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.