Формирование познавательных УУД на основе современных технологий


« Формирование познавательных УУД на основе современных образовательных технологий»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. Передо мной, как и перед всеми. встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.
12 сентября 2015 года мною проведена анкета «Как вы владеете универсальными учебными действиями?» Детям было предложено самостоятельно оценить уровень овладения универсальными учебными действиями: умение работать с информацией, учебно-интеллектуальные умения, учебно-организационные умения . В каждом из предложенных случаев, они должны выбрать только один из следующих вариантов ответов: да - владею, нет - не владею. Отметить выбранный вариант ответа и поставить в соответствующей колонке знак +.

Табличный анализ результатов анкетирования:
Уровень Количество обучающихсяСоотношение в процентах
Высокий 16 80
Средний 4 20
Низкий - -
Результаты и анализы анкетирования о сформированности универсальных учебных действий обучающихся 3А класса: в большей степени показывают высокий и средний уровни. Отслеживая результаты мониторинга, видна положительная динамика в развитии всех видов УУД. (см Приложение)
Как же я добиваюсь положительных результатов? На этот вопрос я постараюсь дать ответ.
В своей педагогической деятельности активно использую следующие современные образовательные технологии:
- технологию системно-деятельностного подхода;
- проектно- исследовательскую технологию;
- технологию критического мышления через чтение и письмо.
Наименование
современных
образовательных
технологий Цели применения
современных
образовательных
технологий Компетенции, наформирование
которых направлено
использование
современных
образовательных
технологий Эффекты
использования
современных
образовательных
технологий
1.Исследовательские технологии (проблемно-поиск.) Формирование
навыка
исследовательской
деятельности,
постановки
проблемы и поиска
путей её
разрешения,
представление
полученных
результатов
деятельности. Ценностно-смысловые, образовательные, познавательные, информационно-коммуникативные, общекультурные, учебные. Умение проводить
простейшие
исследования,
формулировать цели
и проблему
исследования и пути
её решения.
2.Системно- деятельностный подход Формирование познавательного мотива (желания узнать, открыть и научитьсяПознавательные,
образовательные,
ценностно-смысловые, учебные, социально-трудовые. Умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу.
3. Технология критического мышления Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения). Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений. Умения мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко, логично; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучив программу формирования УУД, я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на системно- деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику. В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание. Познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками.
Ребенок может найти интересующие его дополнительные материалы в Интернете, т.к. в учебнике опубликованы соответствующие адреса.  Учебники дополнены  тетрадями на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов), хрестоматиями (по литературному чтению и окружающему миру).
     Школьники используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий,  дополнительной литературы,  для самостоятельной подготовки докладов, сообщений, углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное.
Задания учебника ориентирует школьника на открытие знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных  ситуаций.           Важно, что методический аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу в парах и группах, провести практические работы, опыты, эксперименты.         
Система заданий дает учителю возможность организовать проблемно-диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, "создавать велосипед", а только умело использовать богатый материал УМК.
Подробнее рассмотрим вопросы формирования познавательных УУД при чтении текстов на уроках русского языка. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др.В ходе урока литературного чтения учащимся требуется овладеть различными видами и типами чтения. Перечислю виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД . Я применяю ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта.
Т.е реализация системно-деятельного подхода позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный интерес к предмету. Ребенок не получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие».
 Использование  проектно- исследовательской деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, искать нестандартные решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Проектно- исследовательский метод - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Проектно- исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их познавательные и коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе такой работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
Развитие УУД в процессе проектно- исследовательской деятельности
Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД
Замысел Организатор Участник замысливанияВ сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.
В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
Деятельностный этап Консультант Творец В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия.
В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.
Представление работы Координатор Актер В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.
В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.
В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.
В сфере коммуникативных УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Такую работу мы проводим, готовясь к научно-практической конференции младших школьников. Дети самостоятельно выбирают интересующую их тему, затем занимаются поиском информации, анализируют совместно с учителем весь материал, синтезируют, готовят выступление. Итогом такой работы стали победители районной НПК « Я- исследователь» - Куделькина Юлия – 1 место тема « и Полякова Екатерина – 2 место « Компьютер друг или враг?». Среди членов научного общества работы Захаровой Анны « Цветоводы Шатровского района» и Горланова Дмитрия « Что за чудо эта радуга» участвовали во всероссийском конкурсе « Я – исследователь», где заняли 2 и 3 места. Считаю, что я должна научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Такая работа требует больших ресурсных затрат и ведет к развитию и формированию познавательных УУД. ( см. Приложение)
Реализация проектно- исследовательской работы на уроках по ПНШ является неотъемлемой частью УВП. Так на уроках окружающего мира в 1 классе мы выполняем практические работы исследовательского характера занимаемся различением звуков, определением вкуса, мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. ( см. Приложение)
Используя модульную систему ПРОЛОГ мы определяем температуру, влажность, силу звука в классной комнате.
На уроках русского языка мы знакомимся с азбукой вежливости. Учимся писать письмо, поздравление, работаем с картиной ,тем самым реализуем познавательные УУД. ( см. Приложене)
Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства ТРКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и личностных умений, а выстроенные в логике “вызов – осмысление – рефлексия” (три этапа базовой модели технологии), способствуют развитию познавательных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.( см Приложение)
Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия. Так например, познавательные УУД.
Познавательные УУД Приемы ТРКМ
Логические действия Кластер, “Ромашка вопросов”, “Синквейн”, верные - неверные утверждения, “Кубик”, Инсерт“Перепутанные логические цепочки”
Действия постановки и решения проблемы Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”, “тонкие” и “толстые” вопросы, “Ассоциации”, “Мозговой штурм”Остановимся на некоторых приемах ТРКМ более подробно:
  Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.      Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает  развитию речи, мышления, воображения.
Памятка по составлению кластера. ( на слайд?)
        Для создания кластера нужно:
1)  Ознакомиться  с текстом;
2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.
3) Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение, которое является главным  для раскрытия темы, идеи;
-220408549530грибы
00грибы
 4) Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;
  5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.
 6) Схема кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.
 7)  В итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 
На уроках русского языка кластер составляем на этапе « Обобщения полученных знаний» и « Обобщение и систематизаця ранее полученных знаний» например по темам « Имя существительное», « Имя прилагательное», « Глагол» и др.(см прил)
На данных этапах , применяя данный прием, развиваются следующие познавательные УУД:
Умение использовать наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном случае части речи глагола).
Умение систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
На уроке окружающего мира при изучении темы « Грибы» строим кластер на этапе « Актуализация ранее полученных знаний»

ПРИЕМ « ИНСЕРТ» Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Применение данного приема возможно на уроке русского языка по теме « Азбука вежливости. Написание письма» На этапе постановки цели урока.
Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. ( через прием «Инсерт»-определение границ знания и незнания.)
Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (выслушиваются ответы детей)
Итак, тема нашего урока – «Как написать письмо».
Сформулируйте цель урока.
Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте !, рядом с теми вопросами,  на которые вы знаете ответ и ? , если не знаете ответ, но хотите узнать.
Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?
Какие бывают виды  письма?
Какие существуют правила письма?
Из каких частей состоит письмо?
Что такое письмо?
Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока. ( см Приложение)
На уроках литературного чтения при изучении биографии автора, на уроках окружающего мира в основном на этапе « Первичное восприятие нового материала». ( см Прил)
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.Прием синквейна в обучении очень часто использую как метод проверки уровня знаний учеников по какой-либо теме . Написание синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, я считаю, можно лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение. 
Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы? *Самостоятельно при выполнении домашнего задания. *Самостоятельно на уроке. *В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн. *В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн. *При выполнении контрольного задания на составление синквейна. Работать над синквейном нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии(см Приложение примеры детских синквейнов)
Прием “Верные и неверные высказывания”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (см прил)
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, а главное, на развитие познавательных универсальных учебных действий.