Рабочая программа по технологии Перспектива (ФГОС 4 класс)


Пояснительная записка
Нормативная база:
Настоящая рабочая программа по « Технологии» для 4-го класса создана на основе:
- Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
- Федерального перечня учебников и соответствует структуре учебника «Технология» 4 кл., Роговцева Н. И. Москва, «Просвещение», 2013 г.
- Учебной программы « Технология» 1 - 4 классы, разработанной под руководством Роговцева Н. И. Просвещение, 2011 г.
- Примерного регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, утвержденный распоряжением Минобразования Иркутской области №920-мр от 12.08.2011 г. с изменениями от 13.05.2013 «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
- Учебного плана МКОУ Шелаевской СОШ на 2013-2014 учебный год (приказ №127 от 10.06.2013 г.);
- Положения о рабочей программе в МКОУ Шелаевской СОШ, утвержденного приказом № 23 от 20.08.2013.
общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Цели изучения технологии в начальной школе1:
 приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
 приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
 формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
 духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
 формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
 формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
 развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности ребенка на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
 формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
структура курса
Как работать с учебником.
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля
Вагоностроительный завод.
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Полезные ископаемые.
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики.
Автомобильный завод.
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы.
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.
Монетный двор.
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Тиснение по фольге.
Фаянсовый завод.
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика.
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи его разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии.
Обувная фабрика.
Знакомство с историей обуви. Виды материалов, используемых при производстве обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).
Деревообрабатывающее производство.
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различение видов пиломатериалов и способов их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Кондитерская фабрика.
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Бытовая техника.
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство.
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Человек и вода
Водоканал.
Знакомство с водоснабжением города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Порт.
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: прямого, простого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.
Узелковое плетение.
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме.
Человек и воздух
Самолетостроение и ракетостроение.
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, о конструкции самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Ракета-носитель.
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей.
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация
Издательское дело. Создание титульного листа.
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании.
Работа с таблицами.
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Создание содержания книги.
Икт на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле.
Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу».
Переплетные работы.
Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов – шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Обобщение изученного материала
Содержание курса представлено следующими основными разделами:
 общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
 технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
 конструирование и моделирование;
 практика работы на компьютере.
описание места учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитаны на 34 часа в год (1 час в неделю), что соответствует БУП в 4 классах (1–4).
ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
– формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
– формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
– развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
– развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
– ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
целевая ориентация реализации настоящей рабочейпрограммы в практике конкретного образовательногоучреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
учебно-методическое обеспечение
1. Интернет-ресурсы.
1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/index.php
2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
4. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа : http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275
5. Технология. Начальная школа. – Режим доступа : http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Технология. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова, С. В. Анащенкова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.
2. Роговцева, Н. И. Технология. рабочая тетрадь. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова ; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
3. Роговцева, Н. И. Технология. 1–4 классы. Рабочие программы [Текст] / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М. : Просвещение, 2011.
4. Роговцева, Н. И. Технология. методическое пособие с поурочными разработками: 4 кл. [Текст] : пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Шипилова, С. В. Анащенкова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Технология [Электронный ресурс]. – М. : Мин-во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Библиотека электронных наглядных пособий).
2. 1С: Школа. Студия лепки. Животные [Электронный ресурс]. – М. : 1C-Паблишинг, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Технические средства обучения.
1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экспозиционный экран.
4. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
календарно-тематическое планирование

уро-
каДата Тема урока Решаемые проблемы Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)
Понятия Предметные результаты Универсальные учебные действия(УУД) личностные результаты
1 Как работать с учебником
(постановочный, вводный).
учебник,
с. 2–8, рабочая тетрадь, с. 3–6 Рассуждение на тему «Что мы будем делать на уроках технологии в этом
учебном году?».
Поиск ответа на вопрос: зачем нужны пиктограммы? Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приемы работы Учимся новому. Вступительная беседа о том, что будем делать на уроках технологии в 4 классе, объяснение значения термина «технология».
Работа с учебником и рабочей тетрадью: рассматривание, чтение текста (учебник, с. 3, рабочая тетрадь, с. 3). Словарная работа: технологический процесс, приемы работы. Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов.
Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы
с инструментами; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о понятиях: технологическая карта, технологический процесс, технология.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
2–3 Вагоностроительный завод
(постановка и решение учебной задачи).
Учебник,
с. 10–17,
рабочая тетрадь, с. 7–15 Знакомство с историей развития железных дорог в России,
конструкцией вагонов разного назначения.
Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным
циклом изготовления вагона.
, Локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хо́ппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы об истории развития железных дорог в России. Мультимедийная презентация. Беседа «Виды вагонов». Работа с учебником: чтение текста о видах вагонов (с. 11); рассматривание иллюстрации «Элементы конструкции вагона» (с. 12). Коллективный поиск ответа на вопрос: каковы отличия в конструкции разных видов вагонов?
Выполнение задания-теста «Вагоны» в рабочей тетради (с. 7).
Выполнение задания в рабочей тетради (с. 13).
Делаем сами. Анализ готового изделия. Изучение плана работы (учебник, с. 13). Заполнение технологической карты
(рабочая тетрадь, с. 8, 14).
Распределение ролей в группе. Работа над проектом.
Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу; умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные: общеучебные – умеют под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям, самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск
необходимой информации из разных источников о типах вагонов, развертках разных объемных геометрических тел.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме; умеют слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы Положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; сориентированы на уважительное отношение к труду железнодорожников, на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
4 Полезные ископаемые
(освоение нового мате
риала).
Учебник,
с. 18–23,
рабочая тетрадь, с. 16–17 Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга.
Профессии: геолог, буровик Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Полезные ископаемые: нефть». Выполнение задания-теста «Как добывают нефть?» (рабочая тетрадь, с. 16). Работа с учебником (с. 18): месторождения нефти на территории России. Выполнение задания в рабочей тетради (с. 4–5): найти на карте России месторождения нефти. Доставка нефти до потребителя.
Профессии людей, занимающихся добычей полезных ископаемых.
Делаем сами. Анализ готового изделия. Конструкция буровой вышки (учебник, с. 20). Изучение и составление плана работы над изделием (учебник, с. 21–23). Распределение ролей для работы в группе. Работа над проектом «Буровая вышка».
Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения, корректируют работу по ходу его выполнения; определяют критерии оценивания, дают самооценку.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; анализируют информацию; овладеют способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников о полезных ископаемых, их использовании в современном мире.
Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности.
умеют ценить и принимать базовые ценности, такие как: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»; имеют мотивацию к учебной деятельности
5 Малахитовая шкатулка
(освоение нового материала).
Учебник,
с. 24–
27,
рабочая тетрадь,
с. 18 Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессия: мастер по камню Учимся новому. Работа с учебником: чтение текста (с. 24). Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Поделочные камни». Просмотр мультимедийной презентации «Изделия из поделочных камней». Коллективная беседа «Изумрудная зелень малахита». Работа с учебником: чтение текста (с. 25).
Рассказ о людях, работающих с поделочными камнями. Словарная работа: имитация, мозаика.
Делаем сами. Беседа «Имитация малахита: технология лепки из пластилина слоями. Техника русской мозаики». Анализ готового изделия. Изучение плана работы (учебник, с. 26–27). Составление плана работы. Заполнение технологической
карты (рабочая тетрадь,
с. 18). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики (групповая работа).
Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы
Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу ее выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные: умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.), самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.
Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности.
умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»; имеют мотивацию
к учебной деятельности
6–7 Автомобильный завод
(решение учебной задачи).
Учебник,
с. 28–
34,
рабочая тетрадь, с. 19–
21 Познакомятся с информацией о развитии автомобилестроения в России, о назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ», с технологическим процессом сборки на конвейере.
Научатся анализировать конструкцию реального объекта, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное, неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отверткой, составлять план, заполнять технологическую карту, выполнять сборку модели «КамАЗа» с имитацией бригадной работы Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция Учимся новому. Работа с учебником: чтение текста (с. 28). Словесно-иллюстративный рассказ «История автомобилестроения». Просмотр мультимедийной презентации. Работа с учебником
(с. 28–29): назначение автомобилей «КамАЗ». Коллективная беседа с рассматриванием ил-
люстраций в учебнике
(с. 29–30) или слайдов: производственный цикл создания автомобиля «КамАЗ». Выполнение задания-теста «конвейер
автомобильного завода»
(рабочая тетрадь, с. 19). Беседа о профессиях людей, работающих на автомобильном заводе. Выполнение задания в рабочей тетради (с. 19).
Делаем сами. Анализ готового изделия. Работа с учебником (с. 31–34): изучение плана работы над изделием. Заполнение технологической карты (рабочая тетрадь, с. 20–21). Распределение ролей и обязанностей при выполнении проекта. Составление плана работы.
Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу ее выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах автомобилей «КамАЗ» и их назначении.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с
партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности.
умеют ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»; имеют мотивацию к учебной деятельности
8–9 Монетный двор
(решение учебной задачи).
Учебник,
с. 35–39,
рабочая тетрадь,с. 22–24 Познакомятся с историей возникновения олимпийских
медалей, способами их изготовления. Освоят технику тиснения по фольге. Научатся выполнять эскиз сторон медали, переносить
эскиз на фольгу при помощи кальки, соединять детали изделия с помощью пластилина, заполнять технологическую карту, составлять план изготовления изделия на основе послайдового и текстового плана Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение Учимся новому. Работа с учебником: чтение текста (с. 35). Просмотр мультимедийной презента-
ции «Медаль». Работа
с учебником: чтение текста о способах изготовления медали (с. 36).
Словарная работа: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс.
Коллективная беседа об изготовлении медали вручную, тиснении по фольге, правилах безопасной работы.
Делаем сами. Работа над проектом (рабочая тетрадь, с. 22–25).
Анализ готового изделия. Изучение плана работы над изделием (учебник, с. 38–39). Заполнение технологической карты (рабочая тетрадь, с.23).
Распределение ролей и обязанностей при выполнении проекта.
Презентация проекта.
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы - Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о медалях, их оформлении.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; принимают участие в коллективных работах; умеют договариваться с партнерами, следить за действиями других участников совместной деятельности.
Имеют мотивацию к учебной деятельности; эстетически воспринимают произведения искусства, проявляют интерес к предмету
10–
11 Фаянсовый завод (постановка и решение учебной задачи). Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды.
Знакомство с профессиональной деятельностью людей, работающих на фабрике. Познакомятся с технологией создания изделий из фаянса, с профессиями людей, работаю-
щих на отдельных
этапах производ-
ства изделий из фаянса Учимся новому. Поиск ответа на вопрос в учебнике (с. 40). Словесно-иллюстративный рассказ «Фаянс и изделия из него». Просмотр мультимедийной презентации.
Работа с учебником
(с. 41–42): технологический процесс производства фаянса. Словарная Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.
Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; принимают участие в коллективных работах; умеют договариваться с партнерами, следить за действиями других участников совместной деятельности.
Имеют художественный вкус; сориентированы на плодотворную работу на уроке
12 Швейная фабрика (освое-
ние нового материала). учебник,
с. 46–51,
рабочая тетрадь,
с. 30–31 Познакомятся с технологией производственного процесса на швейной фабрике, с профессиями людей, работающих на швейной фабрике.
Научатся объяснять новые понятия, используя текст учебника, определять размер одежды с помощью сантиметровой ленты, создавать лекала и изготавливать изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства, представлять выполненное изделие. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортёр, мерка, размер Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ об истории развития швейного производства.
Работа с учебником
(с. 46): поиск ответа на вопрос, в чем отличие массового производства одежды от кустарного; технология производственного процесса на швейной фабрике. Выполнение задания-теста «Как шьют одежду» (рабочая тетрадь, с. 30).
Коллективная беседа о профессиях людей, работающих на швейной фабрике, и выполнение задания (учебник, с. 47). Демонстрация приемов снятия мерок. Работа с учебником (с. 48–49). Практическая работа: определение размера одежды (рабочая тетрадь, с. 30).
Делаем сами. Анализ готового изделия. Изучение плана работы (учебник, с. 50–51). Заполнение технологической карты (рабочая тетрадь, с. 31). Изготовление выкройки изделия по чертежу в рабочей тетради. Изготовление прихватки. Презентация изделия.
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о швейном производстве.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Имеют художественный вкус; сориентированы на плодотворную работу на уроке
13 Мягкая игрушка (решение учебной задачи).
Учебник,
с. 52–54,
рабочая тетрадь,
с. 32–35 Освоение технологии создания мягкой игрушки. Определение размера деталей по слайдовому плану. Созда- Изготовление разных видов изделий с ис-
пользованием одной технологии.
Понятие: мягкая игрушка Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ «История появления мягкой игрушки». Беседа о новогодних игрушках. Выполнение задания-теста «Новогодняя игрушка»
(рабочая тетрадь, с. 32).
Делаем сами. Анализ готового изделия. Изучение плана работы (учебник, с. 52–54). Заполнение технологической карты (рабочая тетрадь, с. 34). Выполнение задания «Правила работы по созданию мягкой игрушки» (рабочая тетрадь, с. 33). Изготовление мягкой игрушки. Презентация изделия.
Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соот-
ветствующие коррективы.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и исполь-
зования информации; логические –
осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о приемах и способах изготовления мягкой игрушки.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации.
Проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
14–
15 Обувное производство
(освоение
нового материала).
Учебник,
с. 55–61,
рабочая тетрадь,
с. 36–39 Познакомятся с историей обувного дела, видами материалов, используемых
для производства Профессия: обувщик.
Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные
материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ об истории обуви. Просмотр мультимедийной презентации или ил-
люстраций в учебнике
(с. 55). Работа с учебником (с. 56): материалы для изготовления обуви. Виды обуви. Словесно-иллюстративный рассказ «технологический процесс производства обуви». Коллективная беседа о профессиях людей, работающих на обувной фабрике. Демонстрация приемов снятия мерки с ноги. Практическая работа: определение размера обуви.
Делаем сами. Анализ готового изделия. Изучение
плана работы (учебник,
с. 59–61). Выполнение заданий в рабочей тетради: тест «Как изготавливают обувь (с. 36–37); «модель детской летней обуви» (с. 38–39). Изготовление модели детской летней обуви (работа парами). Презентация изделия.
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви, материалах, используемых для ее изготовления.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях, строят
понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
16–
17 Деревообрабатывающее производство
(освоение нового материала).
Учебник,
с. 62–68,
рабочая тетрадь
с. 40–45 Значение древесины для производства и жизни человека.
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины.
Изготовление изделий из реек. Декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.

Профессия: столяр.
Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк Учимся новому. Коллективная беседа о значении
древесины в современной жизни. Рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 62–63) или слайдов. Словесно-иллюстративный рассказ «Виды пиломатериалов». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа о свойствах древесины;
о профессиях людей, работающих на деревообрабатывающих предприятиях. Работа с учебником (с. 65): инструменты, с которыми работает столяр.
Делаем сами. Анализ готового изделия. Декорирование изделия. Изучение плана работы (учебник, с. 66–68). Выполнение задания в рабочей тетради (с. 42–45). Способы декорирования изделия. Правила безопасной работы со столярным ножом. Изготовление лесенки-опоры для растений. Презентация изделия.
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; извлекают необходимую информацию из прослушанного
объяснения; логические – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
18–
19 Кондитерская фабрика (постановка и решение учебной задачи).
Учебник,
с. 69–77,
рабочая тетрадь,
с. 46–47 Познакомятся с историей производства кондитерских изделий, с профессиями людей, работающих в кондитерском производстве. Научатся
отыскивать на обертке продукции информацию о ее производителе и составе, анализировать технологию изготовления шоколада, составлять план приготовления блюда, соблюдать правила гигиены, приготовлять пирожное и печенье Профессии: кондитер, технолог-кондитер.
Понятия:какао-бобы,какао-крупка,
какао тёртое, какао-масло; коншированиеУчимся новому. Работа с учебником (с. 69). Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории производства кондитерских изделий». Беседа «О чем рассказала обертка».
Просмотр мультимедийной презентации. Работа
с учебником (с. 70–71): технологический процесс производства шоколада. Беседа о профессиях людей, работающих на кондитерской фабрике. Выполнение задания-теста «Кондитерские изделия» (рабочая тетрадь, с. 46).
Делаем сами. Работа с учебником (с. 74): правила пользования газовой плитой. Изучение плана работы (учебник,
с. 72–77). Приготовление пирожного «Картошка» (урок 18), шоколадного печенья (урок 19).
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о процессе производства кондитерских изделий.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
20–
21 Бытовая техника (освоение нового материала).
Учебник,
с. 78–87,
рабочая тетрадь,
с. 48–54 Познакомятся с содержанием понятия «бытовая техника», правилами эксплуатации бытовой техники, профессиями людей, работающих с электрооборудовани-ем. Узнают о дей-
ствии простой электрической цепи. Научатся работать с батарейкой, составлять электрическую цепь, собирать настольную лампу, делать абажур в технике «витраж» Понятия: бытовая техника,
бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж Учимся новому. Работа с учебником (с. 78–79): понятие о бытовой технике. Словесно-иллюстративный рассказ «Электрическая энергия». Работа с учебником (с. 79–80): электрическая цепь. Коллективная беседа о правилах пользования предметами бытовой техники. Выполнение задания-теста «Правила эксплуатации электронагревательных приборов» (рабочая тетрадь, с. 48). Беседа о профессиях людей, работающих на предприятиях по сборке, ремонту и обслуживанию электроаппаратуры.
Делаем сами. Анализ готового изделия. Изучение плана работы (учебник, с. 82–87). Заполнение технологической карты (рабочая тетрадь, с. 52–54). Выполнение заданий в рабочей тетради: изготовление настольной лампы (с. 50–51; урок 20) и абажура в технике «витраж» (с. 52–54; урок 21).
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места; умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические –
осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об электричестве.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации; участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью

22 Тепличное хозяйство (освоение нового мате-
риала).
Учебник,
с. 88–94,
рабочая тетрадь,
с. 55–59 Познакомятся с видами конструкции теплиц, их значением для жизнедеятельности людей, с профессиями людей, работающих в теплицах.
Научатся выбирать семена для выращивания рассады, ориентироваться в информации на пакетике с семенами (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник), изготавливать мини-теплицы для посадки семян, ухаживать за растениями Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника Учимся новому. Коллективная беседа о назначении теплиц и их значении для жизнедеятельности людей. Работа с учебником (с. 88): тепличное хозяйство. Просмотр мультимедийной презентации. Работа с учебником (с. 89): виды теплиц. Коллективная беседа о профессиях людей, работающих в теплицах. Выполнение задания-теста «Теплицы» (рабочая тетрадь, с. 55).
Делаем сами. Беседа о цветах для школьной клумбы, их разнообразии и декоративных возможностях. Выполнение задания «Какая информация
на пакетике с семенами?»
(учебник, с. 91).
Проект «Цветы для школьной клумбы». Изучение плана работы (учебник, (рабочая тетрадь, с. 57). Посадка семян. Изготовление мини-теплицы.
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах цветов, их декоративных возможностях.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Имеют мотивацию к учебной деятельности
23 Водоканал
(постановка и решение учебной задачи).
Учебник,
с. 96–100,
рабочая тетрадь,
с. 60– 61 Познакомятся с системой водоснабжения города. Узнают о значении воды в жизни человека и растений, о способах очистки воды и ее экономного расходования.
Научатся анализировать информацию, составлять рассказ, определять количество
расходуемой воды Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Из истории водоснабжения». Просмотр мультимедийной презентации.
Беседа «Значение воды
в жизни человека и ее экономное расходование». Работа с учебником (с. 97–98): организация водоснабжения городов.
Делаем сами. Изучение плана работы (учебник, с. 98–99). Изготовление
фильтра и проведение эксперимента. Изготовление струемера (учебник,
с. 100) и проведение вычислений количества воды, утекаемой за одну минуту из разных отверстий.
Подведение итогов. Выполнение задания (рабочая тетрадь, с. 61).
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах экономного расходования воды.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания о значении воды, составлять небольшие рассказы, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защиту водоемов от загрязнения
24 Порт
(освоение нового материала,
решение практических задач).
Учебник,
с. 101–107,
рабочая тетрадь,
с. 62–65 Познакомятся с работой порта, с профессиями людей, работающих в порту.
Узнают об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту.
Научатся анализировать готовое изделие, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы, составлять рассказ для презентации изделия Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Порт». Просмотр мультимедийной презентации. Выполнение теста – задания 1: «Работа в порту»
(рабочая тетрадь, с. 62).
Работа с учебником
(с. 102–103): «Кто работает в порту?». Выполнение заданий 2, 3 в рабочей тетради (с. 63).
Делаем сами. Беседа-рассказ и просмотр слайдов: морские узлы. Анализ готового изделия.
Изучение плана работы
(учебник, с. 105–107).
Выполнение технического рисунка канатной лестницы (рабочая тетрадь,
с. 64). Изготовление канатной лестницы с ис-
пользованием способа крепления морскими узлами.
Подведение итогов. Беседа по вопросам в рабочей тетради (с. 64). Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют принимать
и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации, анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия;
логические – осуществляют поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Сориентированы на уважительное отношение к труду людей, работающих в порту; имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
25 Узелковое плетение
(решение учебной задачи).
Учебник,
с. 107–112,
рабочая тетрадь,
с. 65 Познакомятся с историей узелкового плетения.
Освоят приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов. Научатся составлять план изготовления изделия на основе слайдового
и текстового планов, выполнять изделия в технике узелкового плетения – макраме Понятие: макраме Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Об истории развития узелкового плетения». Просмотр мультимедийной презентации. Рассказ с элементами беседы «Узелковое плетение в современной жизни».
Исследование: чем морские узлы отличаются от узлов в технике макраме?
Делаем сами. Изучение способов выполнения одинарного и двойного плоских узлов (учебник,
с. 108–110). Выполнение упражнений. Анализ готового изделия. Изучение плана работы (учебник,
с. 110–112). Заполнение технологической карты
(рабочая тетрадь, с. 65). Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда; логические – осуществляют поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
26 Самолётостроение
и ракетостроение
(постановка и решение учебной задачи).
Учебник,
с. 114–118,
рабочая тетрадь,
с. 66–68 Узнают историю самолетостроения, каковы функции самолета и космической ракеты. Познакомятся с конструкцией самолета и ракеты, профессиями летчика и космонавта. Научатся сравнивать различные виды летательных аппаратов, использовать приемы Профессии: летчик, космонавт.
Понятия: самолет, картограф, космичес-
кая ракета, искусственный
спутник Земли,
ракета, многоступенчатая баллистическая ракета Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Из истории самолетостроения». Просмотр мультимедийной презентации. Коллективная беседа о функциях самолета и космической ракеты. Выполнение задания-теста «Самолеты» (рабочая тетрадь, с. 66). Работа
с учебником (с. 116): сравнение конструкций самолета и ракеты. Беседа о профессиях людей, ра- Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – умеют производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; логические – осуществляют информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о самолетостроении.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.
Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
27 Ракета-носитель
(решение учебной задачи).
Учеб- Закрепят основные знания о бумаге (свойства, виды, история), о конструкции самолета и ракеты.
Научатся анализировать слайдовый план и на его основе заполнять технологическую карту, выполнять разметку деталей по чертежу, трансформировать лист бумаги в объемные геометрические тела (конус, цилиндр), строить модель ракеты из бумаги и картона Понятие: космическая ракета-носитель Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Современные виды ракет. Их использование
в современном мире». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Конструкция ракеты».
Делаем сами. Анализ готового изделия. Изучение плана работы (учебник, с. 118–120). Заполнение технологической карты
(рабочая тетрадь,
с. 72). Приемы и правила безопасной работы
с бумагой и картоном. Изготовление модели ракеты из картона и бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов; выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения
и коррективы.
Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: умеют вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу.
Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
28 Летательный аппарат. Воз-душ-
ный змей
(решение учебной задачи).
Учебник,
с. 121–124 . Познакомятся с историей возникновения воздушного змея, его конструкцией. Закрепят умение выполнять
разметку бумаги
и картона сгибанием. Научатся использовать при выполнении задания приемы работы с шилом, заполнять технологическую
карту, изготовлять воздушного змея и оформлять изделие по собственному замыслу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост,
полотно, стабилизатор Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Из истории возникновения воздушного змея». Просмотр мультимедийной презентации.
Работа с учебником
(с. 122): конструкция воздушного змея.
Делаем сами. Правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.
Анализ готового изделия. Изучение плана работы
(учебник, с. 123–124).
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей-
ствия и его продукта, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, дополняющей представление об оформлении воздушных змеев.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации.
: имеют эстетический вкус; помогают товарищам
29 Создание титульного листа
(постановка и решение
учебной задачи).
Учебник,
с. 126–129, 131–
133,
рабочая тетрадь,
с. 73 Познакомятся с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книг.
Научатся различать элементы книги и использовать ее особенности при издании, использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word, создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника».
Закрепят навыки работы с текстовым редактором Microsoft WordПрофессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист Учимся новому. Коллективная беседа о способах получения и передачи информации. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы
«Издательское дело». Просмотр мультимедийной презентации.
Работа с учебником: профессии людей, участвующих в создании книг
(с. 127–128); элементы книги (с. 128–129).
Делаем сами. Правила работы с компьютером. Беседа о работе с текстовым редактором Microsoft Word. Изучение плана работы (учебник,
с. 131–133). Создание титульного листа.
Подведение итогов.
Выполнение задания-теста «Элементы книги» (рабочая тетрадь, с. 73). Коллективное обсуждение результатов выполненной работы. Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, организовывать свое творческое пространство.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о титульном листе.
Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, составлять рассказ об этапах создания книги, слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы, сравнивая старинные книги с современными.
Сориентированы на уважительное отношение к
людям, чьи профессии связаны с издательством книг; проявляют интерес к предметно-практической деятельности.
ка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист дям, чьи профессии связаны с издательством книг; проявляют интерес к предметно-практической деятельности 30 Работа с таблицами
(освоение нового мате-
риала). Учебник,
с. 129–131 Закрепят навыки работы на компьютере. Освоят набор текста, последовательность
и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word.
Научатся определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в строку таблицы, создавать на компьютере произвольную таблицу Понятия: таблица, строка, столбец Учимся новому.
Беседа о правилах работы за компьютером.
Работа с учебником
(с. 130–131): работа с таблицами.
Демонстрация приемов
работы с таблицами
в текстовом редакторе Microsoft Word.
Делаем сами.
Выполнение упражнений.
Подведение итогов.
Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное
и произвольное речевое высказывание; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: умеют находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.
Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
31 Создание содержания книги
(решение учебной задачи).
Учебник,
с. 134–135 Получат представление о том, какое значение имеют ИКТ в современном мире, о процессе редакционно-издательской подготовки книги. Научатся формировать содержание книги «Дневник путешественника» ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в из-
дательском деле. Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «ИКТ в издательском деле». Беседа «Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги».
Делаем сами. Изучение плана работы (с. 134–
135). Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу».
Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: сравнивают результат деятельности с эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Имеют мотивацию к учебной деятельности
32–
33 Переплётные работы
(освоение нового материала).
Учебник,
с. 135–139,
рабочая тетрадь,
с. 74–77 Познакомятся с переплетными работами.
Узнают о способе соединения листов, технологии шитья блоков нитками втачку. Научатся различать элементы в структуре переплета, составлять план изготовления изделия, выполнять шитье блока нитками втачку Понятия: шитьё нитками втачку, форзац, переплётная крышка, сторонки, книжный блок Учимся новому. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы
«Переплетные работы». Просмотр мультимедийной презентации. Словесно-иллюстративный рассказ «Способы соединения листов». Работа с учебником (с. 136): шитье блоков нитками втачку. Рассказ «Переплётная крышка».
Делаем сами. Выполнение задания в рабочей тетради (с. 74–77). Анализ готового изделия.
Изучение плана работы
(с. 136–139). Изготовление переплетной крышки. Соединение блока
с переплетной крышкой.
Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, оценивать работу по заданным критериям.
Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.
Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
34 Итоговый урок
(обобщение и систематизация знаний) Научатся презентовать свои изделия, объяснять их достоинства, способы изготовления, практическое использование, оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать их достоинства и недостатки Анализ своей работы на уроках технологии за год. Презентация своих работ Вступительное слово учителя. Презентация папки достижений. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы. Подведение итогов конкурсов Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
Познавательные: умеют анализировать выполненные работы, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение.
Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев