Рабочая программа факультативного курса Речевые уроки для 2 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Речевые уроки» 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Речевые уроки» составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
Рабочая программа составлена на основе программы курса «Русский язык. 1-4 классы. Речевые уроки» Полякова Э.И.
Общая характеристика учебного предмета
«Основной задачей обучения русскому языку в школе является формирование у учащихся умений и навыков связано излагать свои мысли в устной и письменной форме. Решение данной задачи осуществляется путем формирования у школьников комплекса коммуникативных умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое высказывание (текст)».
Основной целью курса является углубление в сущность предмета русский язык, воспитание интереса к его закономерностям, формирование творческой и активной личности.
Задачи:
- обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся;
- обучение выбору и использованию точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;
- знакомство с основными признаками текста и речевыми понятиями как теоретической основой обучения языку и развития связанной речи;
- развитие основных видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма;
- формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой культуры личности;
- развитие мышления и формирование метапредметных умений средствами языка.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.
Содержание программы
Создание повествовательного текста (4 ч)
Сочинение на тему «Как мы лепили снеговика». Создание рассказа по серии картинок Н. Радлова. Создание повествовательного текста с элементами описания «Как мы заботимся о птицах зимой». Создание повествовательного текста «Встреча пернатых друзей».
Создание описательного текста (6 ч)
Описание на тему «Белка». Описательный текст на тему «Птицы». Сочинение по наблюдению «Экскурсия в зимний лес». Описание по наблюдению на тему «Ледоход». Описание по наблюдению на тему «Первые признаки весны». Описание по наблюдению на тему «Весна в лесу».
Сравнительное описание (2 ч)
Сравнительное описание на тему «Клюква и брусника»
Создание текста-рассуждения (2ч)
Создание текста-рассуждения на тему «Почему книгу называют другом?». Составления текста-рассуждения на тему «Чем мне нравятся летние каникулы?».
Создание текстов устного народного творчества (4 ч)
Мы по лесу гуляем и загадки сочиняем. Поиграем – посчитаем. Сочиняем потешки. Путешествие в страну Небывалию.
Создание сказок (7 ч)
Сочиняем сказку «Теремок». Сочиняем познавательную сказку. Путешествие в мир волшебной сказки. Сочинение сказки по заданной ситуации и теме «Дед Мороз». Сочинение сказочной истории «Моя снежинка».
Создание текста-поздравления (2 ч)
Составление поздравления имениннику «Мы идем на день рождения».
Создание объявлений (1 ч)
Составление объявления.
Создание текста-приглашения (2 ч)
Вежливое приглашение.
Создание информационной заметки в газету (2 ч)
Информационная заметка.
Создание текста в форме репортажа с места событий (2 ч)
Мы репортеры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану ;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Ученики научатся:
1.Умения, связанные с темой сочинений:
- понимать, определять и раскрывать тему;
- раскрывать темы по заголовку.
2. Умение озаглавливать текст:
- обосновывать заголовок;
- выбирать из ряда заголовков наиболее удачный.
3. Логико-композиционные умения, связанные с построением текста:
- выделять части текста;
- составлять план текста;
- выделять части текста при записи;
- строить вводное и заключительное предложение.
4. Умение собирать материал и получать информацию для высказывания:
- наблюдать (при подготовке к написанию сочинения по наблюдению);
- рассматривать (читать) иллюстрации;
- читать и понимать прочитанное.
Ученики получат возможность научится:
1.Умения, связанные с темой сочинений:
- находить границы темы;
- различать узкие и широкие темы.
2. Умение озаглавливать текст:
- определять по заглавию тип и стиль речи;
- соотносить основную часть текста с заглавием.
3. Логико-композиционные умения, связанные с построением текста:
- последовательно и связано излагать содержание высказывание;
- систематизировать материал, располагать его в определенной последовательности.
- выделять и определять композиционную схему текстов разных типов.
4. Умение собирать материал и получать информацию для высказывания:
- накапливать материал из жизни (при подготовке к написанию сочинения на основе личного опыта).
5. Умение совершенствовать содержание, структуру и речевое оформление текста (умение редактировать написанное).















Список литературы
Архипова Е.В. Уроки развития речи в начальной школе: книга для учителя / - Рязань, 1999.
Занегина И.В. Как мы писали сказки / Начальная школа. – 1997. - №11
Иванкина Н.К. Возможности использования жанра письма для формирования связанной письменной речи младших школьников / Начальная школа. – 1993. - №12.
Канакина В.П. Сказка как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения родному языку / Начальная школа. 1991. - № 7.
Козлова Н.И. Развитие литературного творчества у младших школьников / начальная школа. 1981. - №9.
Козлова С.В. как работать над заметкой в газету в 3 классе / Начальная школа. 1999. - № 3.
Корепина Л.Ф. Работа над сочинением разных жанров публицистического стиля / Начальная школа. – 1997. - №12.
Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж /Русский язык в школе. 1995. - №5.
Песнякова Н.А. Знакомство с описанием как типом текста / Начальная школа: плюс-минус. – 2001. - №4.
Полякова Э.И. Русский язык. 1-4 классы. Речевые уроки / - Волгоград: Учитель, 2015
Тумина Л.Е. Путешествия в сказочную страну Сочиняйку / Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №5.





 Полякова, Э.И. Русский язык. 1-4 классы. Речевые уроки/ - Волгоград: Учитель











15