Рабочая программа факультативного курса Наглядная геометрия, 6 класс


Пояснительная записка
Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии для 6-х классов является авторская программа, изложенная в учебном пособии: Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О. А. Дмитриева. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Книга для учителя. - М: Просвещение, 2008 г.
Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» составлена для 6-х классов и предусматривает использование учебника Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, В.Л. Велиховская.  Математика. Наглядная геометрия. 6 класс М: Просвещение, 2007.
Программа курса рассчитана на проведение 34 занятий.
Цели и задачи учебного курса.
Цели курса:
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
показать роль геометрических знаний в познании мира;
развитие интуиции и геометрического воображения.
Задачи курса:
целостное развитие мышления учащихся, как наглядно-образного и практического, так и логического (в том числе креативного); развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе и за счет привлечения исторических сведений);
формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса);
формирование готовности к изучению систематического курса геометрии
Общая характеристика учебного предмета.
Курс посвящён взаимному расположению фигур на плоскости и в пространстве. Работа по учебному пособию позволяет углубить и расширить представления детей об известных им геометрических фигурах и подготовить учащихся к систематическому изучению геометрии в 7—9 классах, создать у них общие представления обо всём курсе. «Наглядная геометрия» для 5—6 классов представляет собой курс, логично вписывающийся в структуру непрерывного геометрического образования. Особенности курса состоят в следующем:
— содержание курса и способ его изложения опираются на жизненный опыт учащихся;
— всё содержание курса подчинено внутренней логике, максимально приближенной к логике систематического курса;
— уделяется большое внимание развитию речи: работе с терминами, предложениями, формулировке определений;
— система упражнений направлена, с одной стороны, на развитие пространственных представлений, навыков рисования, а с другой — на знакомство учащихся с простейшими логическими операциями и формирование базы для проведения этих операций;
— наглядность является основным источником геометрической информации; введение всех новых понятий поддерживается иллюстративным рядом, направленным от фотографий к перспективным изображениям: рисункам, а затем к чертежам (всего в пособии более тысячи рисунков).
Рассматриваются движения и элементы симметрий фигур, знания которых затем применяются к конструированию. На наглядном уровне обсуждаются вопросы, связанные с расстоянием, параллельностью, координатами.
Используются педагогические технологии: методы дифференцированного и здоровьесберегающего обучения, личностно-ориентированное обучение.
Методы :методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль
Формы: контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ.
( Для проведения самостоятельных и контрольных работ используются примерные варианты самостоятельных и контрольных работ, представленные в пособии Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О. А. Дмитриева. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Книга для учителя Издательство: Просвещение, 2008 г.)Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Дата
Глава 1. Повторение. Знакомые и новые понятия (5)
1-2 Повторение. Хорда, перпендикулярность ( в том числе прямой и плоскости) 2 3 Алгоритмы. 1 4-5 Отношение отрезков. Подобие фигур.Масштаб. 2 Глава 2. Взаимное расположение фигур. (14)
6-7 Расстояние (между точками, от точки до фигуры: прямой и плоскости) 2 8 Высоты геометрических фигур. 1 9-10 Параллельность. Параллельные прямые: определение и построение. 2 11 Скрещивающиеся прямые. 1 12 Решение задач. 1 13-14 Четырехугольники с параллельными сторонами. 2 15 Решение задач. 1 16 Получение фигур из параллельных отрезков. 1 17 Где мы встречаемся с координатами. 1 18 Прямоугольные координаты на плоскости. 1 19 Прямоугольные координаты на плоскости. 1 Глава 3. Движение фигур. (7)
20 Понятие преобразования фигуры. 1 21 Параллельный перенос. 1 22 Поворот фигуры на плоскости. 1 23 Осевая симметрия. 1 24 Решение задач. 1 25 Центральная симметрия фигур. 1 26 Решение задач. 1 Глава 4. Конструкции из равных фигур.(8)
27 Пересечение и объединение фигур. 1 28 Склеивание фигур. 1 29 Применение параллельного переноса. 1 30 Применение поворота. 1 31 Применение осевой симметрии. 1 32 Использование разных видов движения. 1 22 Фигуры, обладающие симметрией. 1 34 Заключительный урок 1 Содержание тем учебного курса
Тема 1. Повторение. Знакомые и новые понятия (5)
Отношение и пропорциональность отрезков, подобные фигуры, золотое сечение.
Тема 2. Взаимное расположение фигур. (14)
Расстояния, параллельность на плоскости и в пространстве, применение параллельности для конструирования плоских и пространственных фигур, координаты.
Тема 3. Движение фигур. (7)
Движения плоскости и пространства, параллельный перенос, поворот, симметрия центральная, осевая и зеркальная.
Тема 4. Конструкции из равных фигур.(8)
Применение различных видов движений плоскости, построение бордюров и паркетов, элементы симметрии фигур.
Основные требования к уровню подготовки обучающихсяосознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
усвоить практические навыки использования геометрических инструментов;
научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.УМЕТЬ:
строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, величины углов, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Модели геометрических фигур, геометрических тел
      2. Демонстрационные таблицы
      3. Чертежные инструменты: демонстрационные и раздаточные
Учебно-методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О. А. Дмитриева Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Книга для учителя. М: Просвещение, 2008.
2.Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот Математика. Наглядная геометрия. 5 класс.М.: Просвещение, 2007.
3. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
4. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
5. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот Математика. Наглядная геометрия. 6 класс.М.: Просвещение, 2007 г.