«Заглавная буква в именах собственных»


«Заглавная буква в именах собственных»
(внеклассное занятие на кружке «Занимательная грамматика»)
Цель
1. формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных, учить выделять имена собственные из речи;
2. учить видеть орфограммы в словах, подбирать к ним проверочные слова;
3. способствовать обогащению словарного запаса, развивать речь, мышление, внимание;
Начинается урок Он пойдет ребятам впрок Постарайтесь все понять Будем грамотно писать.
Обычная буква выросла вдруг.Выросла выше букв-подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги.Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.
- Какое важное дело поручили букве? Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Значит, чему будет посвящен наше занятие? Говорят «Корова без клички- мясо»
Собственные существительные  служат для названия отдельных (индивидуальных) предметов, которые могут быть единственные в своем роде. Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы и в большинстве случаев имеют форму единственного числа. Состоять они могут либо из одного слова (Жучка, Александр, Боинг, Сахара) либо из нескольких слов (Иван Васильевич, Черное море, Красная площадь).
 Сегодня мы с вами проверим ,чему научились вы на уроках, закрепим тему «Заглавная буква». !А для этого мы ответим на интересные задания. Приготовились! Начали
1.Вставить пропущенные буквы:
Дру… сердеч…ный, а как з…вут, не знаю.
Новг…р…д - …тец, Киев – мат…, М…сква – сер…це, П…тербург – г…л…ва.
2.Образуй фамилии :
Кузнец - … (Кузнецов)
Сахар - … (Сахаровы)
Петушок - … (Петушкова)
Дерево - …(Деревянко)
3.Напиши имена собственные, используя 2 корня:
Красные щёки- …(Краснощёкин), Нижняя Кама -…(Нижнекамск), Первое мая-…(Первомайская)
4.Кто написал эти строки…
А) «Муха, муха – цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.» - Корней Иванович Чуковский
Б) «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.» - Александр Сергеевич Пушкин
В) « Ты всё пела?
Это дело!
Так поди же,
Попляши!» - Иван Андреевич Крылов.
5.Знаменитые люди России.
Знаешь ли ты этих людей? (Фото – Гагарин , Путин , Пугачёва)
6. Установи соответствие:
Космонавт Петр Ильич Чайковский
Ученый Фёдор Иванович Тютчев
Поэт Иван Владимирович Мичурин
Композитор Иван Иванович Шишкин
Художник Светлана Евгеньевна Савицкая
7.Напиши в алфавитном порядке:
Ока, Нева, Волга, Вятка, Белая, Иртыш, Лена, Енисей, Днепр
8.Исправь ошибки. Спиши текст правильно :Серёжа чумаков и василий Волков ходили на озеро белое. Они там поймали Ужа. Ужа Мальчики взяли в школу. Вожатая клава зотова сказала, что ужи полезны. Они едят Мышей.
9. Физкультминутка- пересмешки (слайды с рисунками). Изобрази того- кого ты видишь.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Кролик Тишка,
Поросёнок Гришка.
Красивые синички.
Как напишешь клички?
10.Подпиши конверт :
Куда : Республика …
район…
село…
улица…
дом... квартира…
Кому :
11. Напиши названия планет:
Пнетну, срам, ренева, урнаст, терпию, мелзя, руна, куйример, нотплу12. Составим  словосочетание: одно с нарицательным, другое с собственным
Поля- девочка Поля, выехали на поля;
Сережка- золотая серёжка, ученик Серёжка
Шарик- воздушный шарик, конура Шарика
13.Блиц-опрос:
Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные. (Дед Мороз).
Мальчик-луковка. (Чиполлино.)
Герой русской сказки, путешествующий на печи? (Емеля).
Как звали веселого, толстого человека с пропеллером на спине, который обожал "Дни варенья" и приключения? (Карлсон)
Кому принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно»? (Леопольду)

Какие правила ты должен знать, чтобы безошибочно выполнить задания?
Ставится буква у строчки в начале.Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее.Чтобы звучали громко и гордо Улицы имя, название города!О каких случаях употребления заглавной буквы вы знаете? (по мере ответов детей появляется таблица на доске)
Заглавная буква
Начало предложения Имя собственное
  Имена, фамилии, отчества людей
  Клички животных
  Названия населенных пунктов, улиц, стран, планет
  Названия водоёмов
Названия произведений, журналов и пр.
- Необычный урок провели вместе с вами.
В игре повторили, что раньше узнали.
И после того, как услышим звонок,
Надеюсь, вы будете помнить урок!