Программа факультативного курса Русская народная культура для специальных (коррекционных) школ VIII вида

МКОУ «Специальная школа № 53» г. Новокузнецк.











Программа факультативного курса
«Русская народная культура»
для учащихся 5-8 классов
специальной (коррекционной)
школы VIII вида










Автор-составитель:
Силюк Елена Анатольевна,
учитель факультативного занятия
«Русская народная культура»









Новокузнецк, 2015 г.




Содержание


Пояснительная записка

Тематическое содержание программы
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс

Список литературы



































Программа факультативного курса «Русская народная культура»

Пояснительная записка

Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития специальном образовании» (2004г.) в качестве одной из целей специального образования определяет социальную адаптацию и интеграцию лиц с особенностями психофизического развития в общество. В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными особенностями. Этим обусловлен соответствующий социальный и государственный заказ системе специального образования – формирование у воспитанников необходимых умений, владение которыми обеспечивает им достойное существование и влияет на успешность социальной интеграции.
К таким жизненно значимым, относятся социально-бытовые умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт. На решение задач соц-быт подготовки учащиеся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью направлены на усилия педагогов в рамках учебных предметов вспомогательной школы
Рабочая программа факультативного курса «Русская народная культура» разработана для учащихся 5-8 классов с нарушением интеллектуального развития.
Цель программы: создание условий для формирования нравственно-патриотического воспитания детей с нарушением интеллектуального развития посредством знакомства с русской народной культурой.
Задачи:
Коррекция недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации.
Расширять знания, формировать общеучебные и специальные умения в рамках регионального и школьного компонентов образования.
Приобщать учащихся к истокам русской народной культуры.
Формировать художественно-творческую активности обучающихся.
Воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.
Основными принципами построения программы являются практическая направленность, доступность содержания теоретического материала, связь теории с практикой, концентричность.
Программа рассчитана на 4 года.
На факультативные занятия отводится 1 час в неделю, продолжительность каждого до 40 минут, оптимальная накопляемость группы 3-4 человека, но не более 6 человек.
Для организации обучения педагогу необходимы:
- программа факультативного курса;
- тематическое планирование, разработанное с учетом интересов и возможностей учащихся, в котором допускается варьирование и замена отдельных тем, количество часов по темам;
- планы-конспекты занятий;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Курс факультативного занятия «Русская народная культура» ведется с обучающимися 5-8 классов. Ведение данных занятий с 5 класса даёт возможность подготовить учащихся с нарушением интеллекта к сознательному усвоению школьного курса истории и др. предметам.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития, направлена на разностороннее развитие личности, способствует умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для социальной адаптации.
Успешному решению поставленных задач способствует насыщение данным материалом различных форм работы: беседы, встречи с интересными людьми, художественно-ручной труд, просмотр видеофильмов, организация выставок, слушание музыки и разучивание песен, игра на музыкальных инструментах, занятия по театрализованной деятельности; индивидуальных занятий по интересам, досуговых форм (народных праздников, концертов, вечеров, спектаклей), экскурсии в социум и др.
Факультативные занятия являются одним из разделов комплексного воспитания, обучения, коррекции и развития воспитанников специальной (коррекционной) школы. Предусмотрено интегрированное обучение (совместная работа с учителями истории, изобразительного искусства, чтения и развития речи, музыки, трудового обучения).
Практическая работа проводится в соответствии с изученным теоретическим материалом. Поэтому занятия факультатива могут посещать учащиеся с различными образовательными возможностями, предусматривая вариативность работ, заданий. Это позволяет осуществлять разнообразный подход в обучении, способствует созданию ситуации успеха, повышения мотивации обучения, развитию каждого ученика.
Обучение на факультативе безотметочное, но в конце занятий проводятся итоги, устно оценивается работа каждого ученика, при этом полезно использовать форму самооценки и взаимооценки, что способствует развитию анализа выполненной работы.
Для анализа результативности обучения по данному курсу в начале и конце учебного года, а также по окончании всего курса проводится диагностика уровня фактических знаний и умений каждого ученика.
Дети с нарушениями развития имеют поверхностные представления об окружающем их мире. Небольшой, чаще негативный, социальный опыт, особенности эмоционально-волевой сферы мешают этим детям самостоятельно ориентироваться в социуме. Курс факультативного занятия «Русская народная культура» помогает ребенку облегчить его вхождение в социальный мир, подготовить детей к активной жизни, помочь усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволяет обращение к различным формам русского фольклора – главная задача, стоящая перед педагогом. Привить детям любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре, ее традиции – очень важная задача. «Коли корнями основание крепко, то и дерево неподвижно, а коли корней не будет, не к чему будет прилепиться» - гласит народная мудрость.
Вводя изучение факультативного курса «Русская народная культура» в школьную программу, мы тем самым закладываем базу для развития личностных качеств воспитанников. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить, уважение к старшим, формируются, понятие о чести.
В содержание программы включёна краеведческая работа с использованием местного исторического материала, а также экскурсии в музеи. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Программа состоит из 5 разделов: «Устное народное творчество», «Музыкальный фольклор», «Традиции русской народной культуры», «Русское народное искусство», «Календарные и фольклорные праздники», «Календарно-обрядовые праздники».
Раздел «Устное народное творчество» включает в себя разнообразные жанры, знакомство различных произведений поможет подготовиться к разучиванию фольклорных сценариев и являются дополнительным, вспомогательным материалом в работе над театрализованными представлениями и праздниками.
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Основное назначение прибауток – развеселить, рассмешить, развлечь слушателя.
Небылицы - необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; с тестом квашня месит бабу и т.д. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулирует познавательную деятельность.
Скороговорка Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.
Русские загадки В них богата выдумка, остроумие, поэзия, образный строй разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком.
Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Поэтому загадки имеют коррекционное значение для детей с нарушением интеллектуального развития.
Считалка удобна и полезна для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции и также развивает умственные способности детей.
Народные игры Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника найти победителем. Как способ коллективного общения игровой фольклор является хорошим средством формирования умения «быть в коллективе».
Раздел «Музыкальный фольклор» направлен на приобщение детей к народной поэзии и музыке и способствует расширению знаний по музыкальным произведениям, знакомству с музыкальными инструментами устного народного творчества.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью. Хороводы развивают творческое воображение.
Частушка – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Слово «частушка» произошло от слова «часто». Их исполнение, как правило, сопровождается ритмическим притопыванием, звонкими выкриками. В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки. Частушки, как музыкальный фольклор, используется в народных праздниках.
Русская народная песня воспитывает любовь к традициям русского народа.
Колыбельная песня во все времена использовалась народом для установления особого рода контакта с младенцем. Считалось, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора.
Календарные песни, заклички, приговорки - наиболее распространенный жанр детского фольклора. Связаны они с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы. Объединение календарных песен, закличек и приговорок в сюжетную группу дает исполнителям определенный творческий игровой настрой.
Раздел «Традиции русской народной культуры» способствует приобщению детей к ее истокам, что очень важно для детей с нарушением интеллектуального развития. У воспитанников формируется мировоззрение, путём изучения народного календаря, обычаев, обрядов, традиций на Руси, быта, уклада жизни, а так же основных занятий и ремесел наших предков, истории русского народного костюма и др. Все это дает возможность осознать свою принадлежность к родному народу и помогает ощутить себя гражданином страны.
Раздел «Русское народное искусство» знакомит детей с уникальными изделиями народных умельцев, формирует представление о многообразии народных промыслов и изучение наиболее известных и понятных ребёнку, воспитывает эстетический вкус, вызывает чувство гордости за талант своего народа. Для этого необходимо не только научить детей воспринимать и понимать общее и специфическое в тех или иных изделиях народных промыслов, но и предоставить каждому ребенку возможность попробовать свои силы в освоении некоторых ремесел.
Основное направление раздела «Календарные и фольклорные праздники» (5-6 классы), «Календарно-обрядовые праздники» (7-8 классы) познакомить детей с традициями русского народа. Проведение каждого народного календарного праздника является итогом обстоятельной и кропотливой работы в течение всего года, а то и нескольких лет. Задачи и содержание раздела здесь также зависят от возраста воспитанников.
Трудовые, бытовые и календарные праздники близки детям, они наполнены жизненно-понятным содержанием, связаны с жизнью и природой. Эти праздники интересны еще и потому, что многие из них содержат элементы волшебства (обряды, определенные ритуалы, символические действия). И, наконец, они наполнены народным юмором, песней, танцами.
Готовясь к мероприятию, дети приобщаются к тому, что народный праздник – это не безделье, а день труда и веселья. В процессе подготовки к каждому празднику дети приобретают определенный трудовой опыт: квасят капусту, пекут блины, вышивают салфетки, шьют прихватки и т.д. Трудовой опыт – часть социального.
Народные развлечения тесно связаны не только с трудом, но и с различными сторонами общественной жизни. В них отражаются вековые наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, животных, растений. Народная мудрость, передаваемая детям, обогащает их жизненный опыт, наполняя его новым знанием и содержанием.
Народный праздник – удивительная школа общения. Здесь человеку предоставляется возможность «и себя показать, и на других посмотреть», что необходимо ребёнку с нарушением интеллектуального развития. Дети ощущают себя неотъемлемой частью большой семьи, здесь раскрываются не только таланты, но и внутренний мир участников праздника. Расхаживая перед зрителями с гордо поднятой головой в русском народном костюме, играя с непподельным азартом сценки, выплясывая и распевая песни и частушки, дети как бы демонстрируют свою индивидуальность, они имеют возможность почувствовать себя успешными в своей роли на празднике. Итак, жизненный опыт, семейный, трудовой и опыт общения – главные составляющие социального опыта, приобретаемого воспитанниками в процессе подготовки и участия в празднике. Кроме этого, праздник – мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
На примере планировании календарных развлечений видно, как из года в год накапливаются и расширяются знания детей, развиваются и совершенствоваются умения и навыки.
Приобщение детей с нарушением интеллектуального развития к русской народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В программе курса факультативного занятия «Русская народная культура» выбраны следующие приоритеты:
Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно знакомить детей с народным промыслом. Он, пленяя душу гармонией и ритмом, способен увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в создании условий для формирования нравственно-патриотического воспитания детей с нарушением интеллектуального развития посредством знакомства с русской народной культурой. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка с нарушением интеллектуального развития как основы его любви к Родине.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

5 класс
После окончания первого года обучения обучающиеся должны
знать:
виды устного народного творчества: сказка, скороговорка, загадка, считалка, потешка и прибаутка, небылица, игровой фольклор;
виды музыкальных произведений: русская народная песня, частушка, колыбельная песня, календарная песня, закличка и приговорка, хоровод;
музыкальные духовые инструменты: рожок, жалейка, дудка, свистулька;
особенности народного календаря;
сезонные народные праздники;
приметы и особенности времен года;
предметы быта, разновидности посуды, которыми пользовались наши предки;
разновидности русских народных художественных промыслов;
разновидности русской народной игрушки;
уметь:
изготавливать тряпичную куклу;
рисовать прялку.


6 класс
После окончания второго года обучения обучающиеся должны
знать:
виды устного народного творчества: литературная сказка, загадка, былина;
виды музыкальных произведений: русская народная песня, частушка;
русские ударные (шумовые) народные инструменты: ложки, бубен, трещотка;
народный календарь, приметы;
технологию обработки льна;
разновидности русских народных художественных промыслов: изготовление русской матрешки, дымковской и филимоновской игрушки, вышивки, кружевоплетения;
виды художественных изделий из дерева, бересты;
способы украшения яиц;
русские народные календарно-обрядовые праздники, их традиции.
уметь:
рисовать матрешку по образцу;
расписывать пасхальные яйца;
изготовлять народные игрушки и расписывать их необходимой росписью, аппликации из бересты.

7 класс
После окончания третьего года обучения обучающиеся должны
знать:
виды устного народного творчества: сказка, пословицы и поговорки;
музыкальные произведения устного народного творчества, их виды: песни-колядки, лирическая и плясовая песня, частушка;
мифологические представления славян;
разновидности жилища наших предков, основные занятия и ремесла русских людей, народные обычаи;
историю народного костюма;
особенности русских забав, русской кухни;
виды декоративно-прикладного искусства и их особенности: гжельская, хохломская, городецкая, Урало-Сибирская, Полохов-Майдана росписи;
русские народные календарно-обрядовые праздники, их особенности;
уметь:
распознавать и отличать росписи (гжельская, хохломская, городецкая, Урало-Сибирская, Полохов-Майдана).

8 класс
После окончания четвертого года обучения обучающиеся должны
знать:
виды устного народного творчества;
виды музыкальных произведений: солдатская, свадебная, бытовая песни, современная частушка;
историю русского колокольчика;
историю образования письменности на Руси;
семейные традиции на Руси;
обряды и обычаи Великого поста, духовный и нравственный смысл Поста в русской народной традиции;
виды русских народных промыслов, отличительные признаки различных росписей;
виды художественных изделий из металла;
художественные изделия лакового промысла (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй);
русские народные календарно-обрядовые праздники, их особенности;
уметь:
узнавать и отличать росписи по их элементам;
















































Тематика занятий

5 класс – 35 часов

Число
Тема
Содержание

Устное народное творчество – 10 часов


Вводная беседа «Устное народное творчество»
Знакомство с видами устного народного творчества.


Русские народные сказки
Знакомство с видами русских народных сказок.
Чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Дочь-семилетка», «Летучий корабль» и др.


Просмотр русской народной сказки «По щучьему велению»
Видеофильм


По мотивам народной сказки «Колосок»
Инсценирование сказки детьми.


Докучные сказки
Знакомство с докучными сказками, чтение, разучивание.


Скороговорки
Знакомство и проговаривание скороговорок. Игры со скороговорками.


Считалки
Знакомство со считалками как жанром детского фольклора. Разучивание считалок.


Детский фольклор
Знакомство с разновидностями детского фольклора и его историей возникновения.


Русские потешки, прибаутки и небылицы
Знакомство с потешным фольклором его возникновением. Разучивание потешек, прибауток и небылиц. Использование потешного фольклора на Руси.


Игровой фольклор
Знакомство с игровым фольклором. Разучивание игр.

Музыкальный фольклор – 7 часов


Музыкальные произведения
Знакомство с музыкальными произведениями устного народного творчества, их видами.


Русские музыкальные инструменты.
Знакомство с духовыми инструментами, их историей и значением (рожок, жалейка, дудка, свистулька). Слушание музыкальных произведений с данными инструментами. Игры на духовых русских народных инструментах (дудка, свистулька).


«В песне русская душа»
Знакомство детей с жанром народного творчества – русской народной песней. Показать её разнообразие и красоту.


Русские народные песни.
Знакомство с народными песнями, слушание народных песен в исполнении как выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов. Разучивание русских народных песен.


Колыбельные песни
Знакомство с жанром народного творчества – колыбельной песней, с её особенностями содержания. Разучивание и пение колыбельных.


Календарные песни, заклички, приговорки.
Знакомство с календарными песнями, закличками, приговорками. Разучивание.


Хороводы
Знакомство с жанром русского фольклора – хороводе, с видами хороводной песни. Формировать навыки ведения хоровода и русских танцевальных движений. Разучивание хоровода «Каравай».

Традиции русской народной культуры – 3 часа


°Народный календарь
Знакомство с календарными и обрядовыми праздниками, их значение в жизни людей. Особенности народного календаря.


«Мой дом – моя крепость»
Знакомство с русской избой, её декоративным убранством, планировкой. Предметы быта. Загадывание загадок об избе и предметах быта.


«Дорога ложка к обеду»
Знакомство с посудой, которой пользовались наши предки в давние времена, из каких материалов ее изготавливали, как украшали.

Русское народное искусство – 6 часов


Русские народные художественные промыслы
Знакомство с разновидностями русского народного художественного промысла. Значение художественного промысла для русского народа. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Формировать эстетический вкус. Просмотр презентации на тему «Народные промыслы»


«Во что играли в старину?»
Знакомство с разновидностями русской народной игрушки и ее значением. Чтение произведения В.Приходько «Подарок пастуха Ивана».


Перчаточные куклы, марионетки и Петрушка
Знакомство с историей перчаточных кукол, марионетками и Петрушкой.


Тряпичная кукла
Знакомство с историей тряпичной куклы
Художественно-ручной труд. Изготовление тряпичной куклы.


«Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна»
Знакомство с прялкой, ее значением. Разучивание русской народной игры «Прялица». Просмотр видеофильма. Художественно-ручной труд. Рисование прялки.


«Воздушные узоры»
Знакомство с народным промыслом – вязание кружев. Показать трудолюбие русского народа. Чтение произведения Л.Яхнин «Воздушные узоры».

Календарные и фольклорные праздники – 9 часов

21.09
Праздник «Осенины» (Рождество пресвятой Богородицы)
Знакомство с традициями народного праздника «Осенины» - праздник урожая. Игры, конкурсы, забавы, посвящённые этому празднику

28.09
Фольклорная игровая программа «Белые хоромы, красные подпоры»
Беседа о празднике «Никита-гусятник». С этого дня дикие гуси улетают стадами в тёплые края. Игры, конкурсы, посвящённые этому празднику

06.10
Фольклорная игровая программа «Русская печь»
Беседа о русской печке, участие в конкурсах, играх, посвящённые печи. Игровая программа посвящена народному празднику дню святых Андреев и Ивана. В этот день на Руси славили новые печи в избах

19.10
Фольклорно-игровая программа «Каравай»
Игровая программа «Каравай» приурочивается к народному празднику «Фома – большая крома». В этот день пекли пахучий пшеничный хлеб и подавали на стол горбушку, посыпанную солью. Крома – это ломать хлеба на всю ковригу, т.е. горбушка.

26.10
Фольклорный праздник «Каша-малаша»
Беседа о каше, обычаях. Игры, конкурсы. Игровая программа, посвящена по народному календарному празднику «Златаонучница». Каша на Руси считалась одной из основных обрядовых блюд.

Конец
декабря
«Зимние забавы, Новый год»
Хороводы, песенки, игры-забавы на тему зимы и праздника.

Начало января
Зимние святки
Знакомство с историей праздника Святки. Знакомство об обычаях на Святках рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядки. Знакомство с праздниками, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

17.03
Фольклорный праздник «Март-грачевник»
Фольклорный праздник посвящён народному празднику «Герасим-грачевник». Игры, заклички, приметы, посвящённые этому празднику.


06.05

Праздник пастушков
Рассказ о календарном празднике Егорьев день, об обрядах и обычаях, сопровождающих его. Знакомство с играми «Стадо», «Лошадки», «Пастух и стадо», «Заинька».








































Тематика занятий
6 класс – 35 часов

Число
Тема
Содержание

Устное народное творчество – 9 часов


Литературные сказки
Знакомство с литературными сказками. Знакомство с творчеством и чтение литературных сказок А.Н. Толстого, Г-Х Андерсена, Братьев Гримм.


Просмотр мультфильмов Г-Х. Андерсена «Свинопас», «Снежная королева»
Знакомство с творчеством Г-Х.Андерсена и его произведениями


Просмотр литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Видиофильм. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина и его произведениями.


«В гостях у сказок»
Конкурсная программа по народной и литературной сказке.


Театрализованная сказка «Клубок – шерстяной колобок»
Инсценирование сказки детьми


Загадки
Знакомство с загадкой и ее историей. Отгадывание загадок.


«Русская загадка»
Конкурсная программа по русским народным загадкам


Былины
Знакомство с разновидностью русского народного творчества – былины, историей возникновения, былинными воинами и богатырями. Чтение былин: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей разбойник» и др.


Просмотр мультфильмов (былин) «Добрыня Никитич», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и др.

Видеофильм

Музыкальный фольклор – 4 часа


Музыкальные произведения
Продолжить знакомство с музыкальными произведениями устного народного творчества, их видами.


Русские музыкальные инструменты
Знакомство с русскими ударными (шумовыми) народными инструментами (ложки, бубен, трещётка) в игровой форме. Слушание музыкальных произведений с шумовыми инструментами. Игра на шумовых инструментах.


Русские народные песни.
Продолжить знакомство детей с жанром народного творчества – русской народной песней. Разучивание русских народных песен по усмотрению детей.


Частушка
Знакомство с музыкальным фольклором – частушкой, с её характерными признаками. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России, показать их отличие. Разучивание и пение частушек.

Традиции русской народной культуры – 4 часов


Календарь, народные приметы
Знакомство с времяисчеслением, земледельческим календарем, народными приметами.


Лялин день
Знакомство с технологией обработки льна, девичьем народным праздником – Льняном дне. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Как в поле рубашка выросла»


Русские народные календарно-обрядовые праздники.
Знакомство с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками наших предков и их значением.


«Дорого яичко ко велико дню»
Яйцо как символ плодородия и жизни. Обряды, обычаи. Способы украшения. Игры.
Художественно-ручной труд. Роспись яиц, украшение различными материалами, поделки из яичной скорлупы.

Русское народное искусство – 11 часов


Русская матрешка
Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой, с ее историей и разновидностями. Заучивание стихотворения о матрешках.


Рисование русской матрешки
Художественно-ручной труд. Рисование детьми матрешек по образцу, трафаретам, роспись.


Дымковская игрушка
Понятие глиняной игрушки как произведение народного творчества. Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Просмотр презентации на тему «Дымка».
Художественно-ручной труд. Учить детей лепить дымковские игрушки.


Роспись силуэтов дымковской игрушки
Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Знакомство с техникой росписи дымковской игрушки. Чтение стихов о дымковских игрушках.
Художественно-ручной труд. Роспись гуашью силуэтов дымковской игрушки.


Филимоновская игрушка
Знакомство с историей филимоновской игрушки, техникой ее изготовления.
Художественно-ручной труд. Учить детей лепить игрушки.


Роспись силуэтов филимоновской игрушки
Продолжение работы по ознакомлению детей с филимоновской игрушкой. Знакомство с техникой росписи филимоновской игрушки. Художественно-ручной труд. Роспись гуашью силуэтов филимоновской игрушки.


Деревянных дел мастера
Знакомство с видами художественных изделий из дерева, росписью по дереву и его значением. Просмотр презентации «Мир расписного дерева в России».


Изделия из бересты
Знакомство с разновидностями изделий из бересты. Просмотр видеофильма.
Художественно-ручной труд. Изготовление поделок из бересты.


Народная вышивка.
Знакомство с народной вышивкой, образцами вышивки. Просмотр презентации по теме «Русская вышивка», «Трёхмерная вышивка»


Кружевоплетение
Знакомство с кружевоплетением как декоративно-прикладным творчеством, техникой. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи.


«Платок для мамы» Павло- Посадские платки
Знакомство с историей Павло-Посадского платка.
Художественно-ручной труд. Рисование платка для мамы.

Календарные и фольклорные праздники – 7 часов

27 09
Фольклорный праздник «Капустник»
Знакомство с традициями народного праздника «Воздвижение». Игры, забавы, посвящённые этому празднику

14.10
Покров – конец хороводам
Рассказ о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр .

Конец ноября
Осенние посиделки
Знакомство об осенних праздниках на Руси, с традициями и обычаями на осенних посиделках. Игры, конкурсы.

Январь
(начало)
«Пришла коляда - отворяй ворота»
Обычаи и традиции праздника. Знакомство с обычаем колядования. Разыгрывание сценок колядования, ряженье, гадание.


«Госпожа широкая Масленица»
Сформировать чёткие представления о празднике. Знакомство с масленичными песнями, народными обрядами во время празднования Масленицы на Руси. Календарь масленичной недели.

март
Праздник «Весна - красна, на порог иди»
Фольклорный праздник Знакомство детей с весенними приметами в играх, плясках, хороводах и забавах.


Праздник русской березки
Фольклорный праздник посвящённый русской берёзке.




































Тематика занятий
7 класс – 35 часов

Число
Тема
Содержание

Устное народное творчество – 6 часов


Беседа «Фольклор»
Знакомство с фольклором и его разновидностями


Старые сказки на новый лад
Знакомство с переделанными сказками на новый лад, чтение.


Просмотр сказки «Новогодние приключения Маши и Вити»
Видеофильм


Театрализованная сказка на новый лад «Репка»
Инсценирование сказки детьми


Театр кукол на Руси. Экскурсия в кукольный театр
Знакомство с искусством театра на Руси.
Экскурсия за кулисы.



Пословицы и поговорки
Знакомство с пословицами и поговорками. Игры с пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки в рассказах Л.Н.Толстого Знакомство с книгой Л.Н.Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Музыкальный фольклор – 7 часов


Музыкальные произведения
Продолжить знакомство с музыкальными произведениями устного народного творчества, их видами.


Русские музыкальные инструменты
Знакомство с русскими народными инструментами (гусли, балалайка, гармошка). Слушание музыкальных произведений с данными инструментами. Просмотр передачи «Играй, гармонь».


Песни-колядки
Знакомство с песнями-колядками и новогодними песнями «овсенях», их значением. Разучивание.


Лирическая песня
Знакомство с лирической песней с её особенностями. Разучивание лирической песни по выбору детей.


Плясовая песня
Знакомство с плясовой песней. Слушание плясовой песни.


Частушки
Знакомство с плясовыми частушками. Разучивание и пение частушек.


Праздник частушки
Конкурсная программа по частушкам.

Традиции русской народной культуры – 8 часов


Мифологические представления славян
Знакомство с историей возникновения мифов, их разновидностями.


Места проживания наших предков, строительство жилища.
Знакомство с разновидностями жилища наших предков. Краеведческий материал


Основные занятия и ремесла русских людей.
Знакомство с основными занятиями и ремеслами русских людей


«О чём рассказывает русский народный костюм»
Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Праздничный и будничный костюм. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.


Русские забавы
Знакомство с особенностями русских забав.


Русская тройка
Знакомство с историей русской тройки, её значением.


Русская кухня
Знакомство с особенностями русской кухни.


Экскурсия в музей
Знакомство с коллекциями музея. Выяснить значимость и необходимость музея для общества как хранилище памяти народа. Знакомство с понятиями экспонат, экспозиция, экскурсия. Правила поведения в музее.

Русское народное искусство – 7 часов


Гжель («Голубая сказка»)
Знакомство с историей керамических художественных изделий, росписью гжельской керамики. Просмотр презентации по теме «Гжель». Художественно-ручной труд. Рисование элементов гжельской росписи.


Хохломская роспись
Знакомство с историей хохломской росписи, с её основными элементами. Знакомство с пословицами и поговорками о мастерах и мастерстве. Просмотр презентации по теме «Хохлома».


Рисование хохломских узоров.
Художественно-ручной труд. Рисование хохломских узоров. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности. Оформление выставки рисунков.


Городецкая роспись
Знакомство с историей городецкой росписи, с её изделиями, элементами росписи.


Украшение дощечек для резания овощей городецкой росписью.
Закрепление знаний детей о городецкой росписи. Самостоятельное и творческое применение умений и навыков, полученных на занятии. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Художественно-ручной труд. Украшение дощечек для резания овощей городецкой росписью.


Узоры Полхов-Майдана
Знакомство с историей и росписью Полховского Майдана. Развитие в детях стремление к творчеству
Художественно-ручной труд. Декоративное рисование элементов растительного узора Полховского Майдана.


Урало-Сибирская роспись
Знакомство с историей Урало-Сибирской росписи.
Художественно-ручной труд. Декоративное рисование элементов Урало-Сибирской росписи.

Календарно-обрядовые праздники – 7 часов

14.11
«Кузьминки – по осени поминки»
Знакомство с народным календарным праздником – Кузьминки, его традициями и обычаями.

25.12
Рождество Христово
Знакомство с праздником Рождество Христово, его традициями, обычаями, приметами.

19.01
Крещение Господне
Знакомство с праздником Крещение Господне, его традициями и обычаями, приметами.


Праздник «Широкая Масленица»
Общешкольное мероприятие


«Вербное воскресенье»
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр. Представление кукольного театра «Петрушка и солдат».


Пасха пришла – праздник принесла
Рассказ о праздновании Пасхи, об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами.


«Духов день»
Знакомство с обычаями и обрядами Духов дня.









Тематика занятий
8 класс – 35 часов

Число
Тема
Содержание

Устное народное творчество – 4 часа


Повторение темы «Устное народное творчество»
Повторение видов устного народного творчества через игры, задания, конкурсы и т.д.


Пословицы и поговорки о мастерстве, труде, семье, доме
Разучивание пословиц о мастерстве, труде, семье, доме. Игры с пословицами.


Предания и легенды
Знакомство с историей возникновения предания и легенды. Чтение преданий и легенд, сравнение.


«Красное словцо»
Конкурсная программа по мотивам русского народного творчества

Музыкальный фольклор – 5 часов


Солдатские песни
Знакомство с солдатскими песнями, слушание.


Свадебные песни
Знакомство со свадебными песнями.


Бытовые песни
Знакомство с бытовыми песнями, слушание


Современные частушки
Разучивание современных частушек.


Русский колокольчик
Знакомство с историей русского колокольчика, его историей, разновидностью.

Традиции русской народной культуры – 6 часов


Обычаи и верования русских людей
Знакомство с обычаями и верованиями русских людей.


Образование и грамотность на Руси
Знакомство с историей образования письменности на Руси, с созданием первой славянской азбуки. Чтение книги Е. Перехвальская «Откуда азбука пришла»


Праздник русской кухни.
Конкурсная программа


Русский самовар и чаепитие на Руси.
Рассказ о традициях русского чаепития. Чаепитие.


Семейные традиции на Руси



Великий пост
Знакомство с обрядами и обычаями Великого поста. Духовный и нравственный смысл Поста в русской народной традиции

Русское народное искусство – 8 часов


Повторение темы: «Русское народное искусство»
Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Повторение видов русских народных промыслов. Работа по отличительным признакам различной росписи. Загадывание загадок о народных помыслах. Игры-задания на повторение темы.


Художественные изделия из металла
Знакомство с историей и видами художественных изделий из металла. Чтение произведения П.Бажова «Чугунная бабушка».


Жостовская роспись («Жостовские букеты»)
Знакомство с историей жостовской росписи, с особенностями и основными элементами узора, колорита, композиции. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. Художественно-ручной труд. Раскрашивание узоров.


Лаковый промысел (Федоскино, Палех, Мстёра,Холуй)
Знакомство с историей лакового промысла, с техникой изготовления и видами художественных изделий Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй.


Лоскутная техника
Знакомство с историей лоскутной техники, традиционными узорами и техникой её изготовления. Просмотр презентации на тему «История лоскутного шитья»
Художественный труд Изготовление панно



Домотканые половики
Знакомство детей с историей и техникой изготовления домотканых половиков.



Посещение магазина-галереи «Русская матрёшка»
Обобщение знаний по теме: «Русское народное искусство». Экскурсия в мастерскую изготовления матрёшек и др. изделий народного промысла.


Праздник «Русские народные промыслы»
Оформление выставки. Конкурсная программа по русским народным промыслам.

Календарно-обрядовые праздники – 12 часов


Свадебные обряды
Разыгрывание свадебных обрядов (сватовство, смотрины, девишник и др.)

04.12
Введенская ярмарка
Праздник проводится в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Начало января
«Пришла Коляда - отворяй ворота!»
Разыгрывание сценок колядования. Знакомство с обычаями колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр.

?
День Святых Марфия и Варвары


15.02
«Сретенье – встреча весны»
Знакомство с православным праздником «Сретение Господне». Знакомство с особенностями праздника, традициями, народными приметами.


Праздник «Широкая Масленица»
Общешкольное мероприятие

07.04
Благовещение Пресвятой Богородицы
Знакомство с православным праздником «Благовещение Пресвятой Богородицы» его традициями и обычаями.


Развлекательная программа «Свистопляска»
Знакомство с праздником «Свистопляска». Игры, конкурсы, соревнования

24.05
Праздник
«Славянская азбука»
Праздник посвящён славянской письменности и культуре, памяти святых равноапостольных Кирилла и Мифодия.


Троица
Знакомство с праздником Троицы. рассказать об обрядах «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». Знакомство с русскими народными играми, хороводами.


Иван Купала
Знакомство с праздником Иван Купала, с обычаями, обрядами, связанные с этим праздником.


Успение
Рассказ о праздниках Медовый спас, Яблочный спас, ореховый спас, успение. Знакомство детей с народными приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками. Проведение русской народной игры «Кто с нами?»






Список литературы:

А. Аверкин Русские частушки, М., 1990г.

А.К.Аксёнова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: ВЛАДОС, 2004г.

С.Г.Алтарёва, М.А.Храмова, Н.А.Орлова, Н.К.Жогло Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006г.

М.М. Громыко Мир русской деревни. М., 1991г.

ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 4, 2006г.
с.38-46
О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я гражданин России!, Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1-4 классы - М.: ВАКО, 2006г.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. А.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н Корепанова и др. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001г.

О.А.Князева, М.Д.Маханёва Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002г.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. / авт-сост., вступительная статья и примечание в тексте А.Ф. Некрыловой, Правда, 1991 г.

С. Максимов Крёстная сила. Нечистая сила. Кемеровское книжное издательство,1991г.

М.Ю. Новицкая Введение в народоведение. Родная земл.1-2 кл. Учебник-тетрадь для общеобразовательных учебных заведений. М: ДРОФА, 1997г.

В.М. Пашнина А у нас - перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов – Ярославль: Академия развития, 2005г.

Л.В.Петрова Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, М.: ВЛАДОС, 2003г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 кл), сб.1, под ред. В.В.Воронковой, М.: ВЛАДОС, 2000г.

Русские обрядовые праздники / авт.- сост. О.А.Кулолаева, Е.А.Костина, И.В.Малахова, Н.А.Ромашкина, И.И.Струкова, Т.М.Зырянова, В.П.Никитина и др., Новокузнецк, 1995г.

М.Степанов Народные праздники на Святой Руси. М., 1991г.

Сценарии народных календарных праздников / авт.-сост. Л.А.Овчаренко, - Волгоград: Учитель, 2009г.

Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме VIII вида, М.:АРКТИ, 2008г.

Н.В.Чудакова Праздники для детей и взрослых – М.: АСТ; 2000г.

































месяц
Народные и христианские праздники
дата

Сентябрь
Живые обряды, завивание бороды, величание последнего снопа Осенины. Оснечиники
21 сентября

Октябрь
Трофимовские вечёрки. Покров- конец хороводам.
14 октября

Ноябрь
Синичкин праздник
12 ноября


Кузьминки – осени поминки
14 ноября

Декабрь
Введенская ярмарка
4 декабря


Рождество Христово
25 декабря

Январь
Святки
С 6 января по 19 января

Февраль
Ефимов день – праздник домового
7 февраля


Встреча зимы с летом (Сретенье)
15 февраля


Масленица



Март
Грачевники
17 марта


Сороки
22 марта


Вербница



Пасха



Апрель
Матрёна - полуренница
9 апреля


Иосиф - песнопенец
17 апреля


Красная горка



Зелёные святки


Май
Егорьев день
6 мая


Крещение и похороны кукушки (Вознесение)


Июнь
Семик



Троица


Июль
Духов день



Ивана Купала
7 июля



Август
Калинники и малинники
5-15 августа


Три спаса:


Медовый
14 августа


Яблочный
19 августа


Ореховый
29 августа


















15