Рабочая программа факультативного курса «Основы театральной игры» для учащихся 6 классов адаптивных образовательных учреждений с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)


Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
№______ от ______20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_______20__ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа факультативного курса
«Основы театральной игры»
для учащихся 6 классов адаптивных образовательных учреждений с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель программы:
Выставная Наталья Валентиновна
учитель высшей категории

2016 г.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основаниикоторых разработана рабочая программа:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ПРОЕКТ) от 03.04.2015 г.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов».
Положения о рабочих программах КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» Омской области.
Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).
Занятия способствуют актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию мелкой и общей моторики, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, новых перспектив социализации и т.д.
Цель: воспитание и развитие понимающего, театрального зрителя и участника спектаклей, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
- познакомить с театром как видом искусства;
- помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов через игровые и тренинговые упражнения;
- научить концентрировать внимание, управлять фантазией через упражнения из области актёрского мастерства;
-дать понятие о технике сцены, об оформлении сцены, о нормах поведения на сцене и в зрительном зале, об этюде, о сценарии;
-развивать логическое мышление, способность выстраивания событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции на предлагаемые обстоятельства через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории;
- развить чувство ответственности, коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность через постановочную работу.
Тип программы - комплексная.
Посещение данного факультативного курса создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, умения взаимодействовать в коллективе; для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
2. Общая характеристика курса
Данная программа включает в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы и т.д. Занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. Обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному».
Программа включает пять разделов:
I Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
II Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.
III Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
IV Раздел «Постановочно-репетиционные работы». В этом разделе учащимся будут даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке творческих номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.
V Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на общешкольных мероприятиях. Основные функции этого раздела:
создает условия для самоприятия, самореализации и самоутверждения ребенка
устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими
развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.
Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
При составлении рабочей программы учитывались особенности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, для которых характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение.
В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.), просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);
текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);
рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);
-итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как контрольное занятие, зачеты в различной форме, участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
Условия реализации программы -Спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скамейки и т.д.); -Классная комната - техническое оснащение (магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон).
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Год обучения Кол-во часов внеделю Кол-во учебныхнедель Всего часов за учебный год
1 1 35 35
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» выделяется
IV. Планируемые результаты изучения учебного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
приобретение опыта использования информационных ресурсов в учебной и практической деятельности
использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы.
Планируемые предметные результаты для учащихся 6 класса
Минимальный уровень Достаточный уровень
знание правил поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;
знание правил поведения зрителя, этикета в театре до, во время и после спектакля;
выполнение простейших упражнений по актерскому мастерству;
выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики под руководством педагога.
преодоление страха перед публичным выступлением
знание правил поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;
знание правил поведения зрителя, этикета в театре до, во время и после спектакля
выполнение простейших упражнений по актерскому мастерству;
выполнение разминки, подготовка своего тела к работе под руководством педагога;
выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики под руководством педагога.
выполнение упражнений актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;
- умение держаться на сцене, участвовать в публичном выступлении

V. Содержание факультативного курса
№ Название раздела Наименование разделов и тем Общее
количество часов из них, в том числе
теоретических занятий практических занятий
1. Вводное занятие 1 1 -
2. Основы сценической речи Основы сценической речи 1 1 2.1 Культура речи 2 1 1
2.2 Дыхание и голос 4 2 2
2.3 Дикция 2 1 1
3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты 10 1 9
3.2 Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах 4. Ритмопластика 9 4.2 Ритмика 2 1
4.3 Пластика 1 2
4.4 Танцевальная азбука 1 2
5. Репетиционно - постановочные работы 4 1 3
6. Концертная деятельность 1 - 1
7. Итоговое занятие 1 1 -
ИТОГО: 35 Список литературы:
Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Ось 89, 2001. - 115 с.
Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры - занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб.: Союз, 2001. - 309 с.
Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2004. - 192 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. -М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. - М.: ЭКСМО, 2003. -
509 с.
Выготский Л. С. Психология искусства. -М.: Современное слово, 1998. - 480 с.
Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. -Л.: ЛГИТМИК 1986. - 154 с.
Дмитриев А. С. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. - К.: Издательство Красноярского университета, 1987. - 151 с.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение,
1978.- 334 с.
Корсакова Е. А. Мастерство речи. Выпуск № 1. - М.: Искусство, 1953. - 68 с.
Кох И. Э. Основы сценического движения. - Л.: Искусство, 1962. - 566 с., с ил.Краткий дефектологический словарь. М.: «Просвещение», 1964. - 397 с.
Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. - М.: Советская Россия, 1971. - 135 с.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. - М.: Просвещение, 1991. - 97 с.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. - 208с.
Мастерство актера / Межвуз. сб. науч. трактатов. - М.: ГИТИС, 1990. - 220 с.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991. - 204 с.
19.Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. - М.: МГПИ,
1979.-118 с.
20.Обучение и воспитание детей «группы риска» - Сост. В.М.Астапов,Ю.В. Микадзе. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 224с.
Певзнер М. С. Динамика развития детей олигофренов. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963 . - 223 с.
Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков у учащихся вспомогательных школ. -М.: Педагогика, 1997. - 128 с.
Пороцкая Т. Н. Работа воспитателя. -М.: Просвещение, 1984. -176 с.
Пособие для культурно-просветительских и театральных училищ «Основы сценического движения». - М.: Просвещение, 1976. - 222 с.
Программа для актерских факультетов театральных институтов «Мастерство актера». - М.: Высшая школа, 1963. - 31 с.
Программа для актерских факультетов театральных институтов «Сценическое движение». -М.: Министерство культуры СССР, 1967. - 21 с.
Программа для актерских факультетов театральных институтов «Сценическая речь». - М.: Министерство культуры СССР, 1966. - 32 с.
Программа курса для учащихся культурно-просветительских школ «Сценическаяречь». - М.: Советская Россия, 1961. - 24 с.
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно -развивающее обучение. Начальные классы. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Сборник № 1. - М.: Владос, 2001. - 232 с.
Славский Р. Е. Искусство пантомимы. - - М.: Искусство, 1962. - 134 с., с ил.Станиславский К. С. Художественные записи. - М.: Искусство, 1939. -165 с.
Станиславский К. С. Этика. - М.: Искусство, 1962. - 46 с.
Стромов Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению. -М.: Просвещение, 1980. - 79 с.
Сценическая речь / Уч. пособие для средних театральных и культурных просветительских учебных заведений. - М.: Просвещение, 1976. - 336 с.
Футлик Л. И. Воспитание творчеством. - П.: Областной дворец культуры, 2001. - 210 с.
Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе. -М.: Учебная литература, 1997. - 320 с.
Элькис Г. Я. О пластическом тренаже актера. - К.: Мистецтво, 1986. -115 с.
Календарно-тематическое планирование 6 класса

п/п
Тема урока Форма учебногозанятия
Тип
учебного
занятия Виды учебнойдеятельности обучающихся на занятии Дата проведения
План Факт
1. Вводное занятие. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. занятие Комбинированное просмотр презентации
Участие в беседе
05.09. 2. Основы сценической речи. Художественное слово в системе работы над сценической речью.
занятие Комбинированное Выполнение артикуляционной гимнастики
просмотр презентации
12.09. 3. Культура речи. Беседа о вежливости. занятие Комбинированное Просмотр презентации
Участие в беседе
19.09. 4. Практическое занятие: урок-практикум по теме: «Основы сценической речи» (комплекс игр, упражнений). занятие Комбинированное Выполнение практических упражнений 26.09. 5. Понятие «дыхание». Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
занятие Комбинированное Выполнение дыхательной гимнастики и упражнений для развития голоса и дыхания 03.10. 6. Практическое занятие по дыхательной гимнастике
занятие Комбинированное Выполнение дыхательной гимнастики 10.10. 7. Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания. занятие Комбинированное Выполнение голосовой разминки 17.10. 8. Практическое занятие - голосовая разминка. занятие Комбинированное Выполнение голосовой разминки 24.10.
9. Дикция как средство выразительности речи. занятие Комбинированное Работа со скороговорками. 31.10. 10. Практическое занятие по развитию дикции.
занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений на укрепление мышц рта и языка 03.11. 11. Беседа об актерском мастерстве, его целях и задачах занятие Комбинированное Выполнение голосовой разминки. Участие в беседе
Просмотр презентации
14.11. 12. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах занятие Комбинированное Выполнение комплекса простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» 21.11. 13. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.
Выполнение комплекса игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах занятие Комбинированное Выполнение комплекса игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице...», «Рассмотри предмет...», «Посмотри в окно...» и т.д.).
28.11. 14. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах. Выполнение комплекса упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:
действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла - если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный05.12. 15. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах. Выполнение действия с воображаемыми предметами занятие Комбинированное Выполнение действия с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).
12.12. 16. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах. Выполнение комплекса упражнений по развитию образных представлений занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)
19.12. 17. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах. Выполнение комплекса упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).
26.12. 18. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия.
занятие Комбинированное Участие в групповых играх, упражнениях и этюдах на простейшие виды общения без слов 09.01.
19. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия. Сюжетные этюды на общение без слов. занятие Комбинированное Участие в сюжетных этюдах на общение без слов 16.01. 20. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия. Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера занятие Комбинированное Участие в литературных сюжетах с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера - удивить, попросить, приказать и т.д. 23.01.
21. Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике. занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений, развивающих чувство ритма отстукивание, прохлопывание заданного ритма
ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)
построение и переход в колонну, шеренгу, круг
прыжки под музыку под скакалку
бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.
30.02. 22. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве. занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений
(«Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.). 06.02. 23. Практические занятия, развивающие быстроту т точность реакции. занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.). 13.02. 24. Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. занятие Комбинированное Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.). 20.02. 25. Воспитание пластичности занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).
Выполнение комплекса упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).
Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » ит.д.). 27.02. 26. Практическое занятие. Выполнение пластических этюдов. занятие Комбинированное Выполнение пластических этюдов («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).
Выполнение комплекса упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).
Выполнение комплекса упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).
Выполнение комплекса упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» т.д.). 06.03. 27. Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)
Выполнение комплекса упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» 13.03.
28. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений занятие Комбинированное Просмотр видеофильма, обсуждение
Выполнение комплекса простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).
20.03. 29. Практическое занятие. Разучивание элементов танцевальных движений. занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).
10.04.
30. Практическое занятие. Разучивание элементов танцевальных движений занятие Комбинированное Выполнение комплекса упражнений, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).
17.04. 31. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. занятие Комбинированное Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций. 24.04. 32. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки занятие Комбинированное Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций. 08.05.
33. Показ номера на общешкольном мероприятии занятие Комбинированное Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей 15.05. 34. занятие Комбинированное 22.05. 35 Подведение итогов занятие Комбинированное Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков 29.05. Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.
Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).
Тема 2. Основы сценической речи.
Предмет «Сценическая речь» .Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.
Культура речи. Беседа о вежливости.
Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).
Дыхание и голос.
2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
Практические занятия - дыхательная гимнастика:
Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).
Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).
Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).
Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).
Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.
Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания. Практические занятия - голосовая разминка:
Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).
Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).
Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).
Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).2.4. Дикция .Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи. Практические занятия:
Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).
Артикуляционная гимнастика:
Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).
Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).
Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.
Вводное занятие .Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.
1. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).
Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице...», «Рассмотри предмет...», «Посмотри в окно...» и т.д.).
Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:
3.1. действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла - если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)
3.2 действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.). Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента
игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.
упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)
упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).
4.Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).
Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера - удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).
Тема 4. Ритмопластика.
Предмет «Ритмопластика» .Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий.
Ритмика.
Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве. Практические занятия:
1.Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:
отстукивание, прохлопывание заданного ритма
ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)
построение и переход в колонну, шеренгу, круг
прыжки под музыку под скакалку
бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.
Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений
(«Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).
Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).
4.3.Пластика .Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности. Практические упражнения:
Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).
Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).
Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).
Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » ит.д.).
Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).
Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).
Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).
Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).
4.4. Танцевальная азбука .Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов). Практические занятия:
Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)
Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).
Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).
Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).Тема 5. Репетиционно - постановочные работы.
Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером. Практические занятия:
Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.
Распределение ролей.
Рабочие репетиции.
Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.
Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).
Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.
Показ номера на общешкольном мероприятии.
Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к общешкольным мероприятиям.
Тема 6. Концертная деятельность.
Практические занятия.
После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать два номера - пластический этюд с предметом и драматическую миниатюру (инсценировку)- по выбору педагога.
Тема 7. Итоговое занятие.
Заключительная беседа руководителя кружка с разбором работы каждого участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.