Конспект совместной деятельности взрослого и детей 4-5 лет Сотворяют пальчики чудеса






КОНСПЕКТ
совместной деятельности взрослого и детей 4 – 5 лет
с использованием здоровье сберегающей технологии
«Биоэнергопластика»




Из опыта работы воспитателя
высшей квалификационной категории
Кондратенко Н.В.

МБДОУ ЦРР Д/С №58 «Жемчужинка»
г. Озёрск
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ 4-5 лет
«СОТВОРЯЮТ ПАЛЬЧИКИ ЧУДЕСА»
Цель: внедрение биоэнергопластики как современной образовательной технологии по здоровье сбережению дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение выполнять биоэнергокомплекс для подготовки артикуляционного уклада свистящих звуков.
Развивающие:
оптимизировать психологическую базу речи детей: развивать слуховое восприятие (через восприятие инструкций, художественного слова), внимание (через восприятие заданий), память (через воспроизведение стихотворений), фонематический слух (через д/игру на дифференциацию звуков «Будь внимательным»);
развивать тонкую моторику через пальчиковые игры;
формировать четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, в сочетании с  движениями кистей, пальцев рук (развитие биоэнергопластики).
Воспитательные
создавать у детей положительный эмоциональный настрой, интерес к совместной деятельности.
Словарная работа: самомассаж, пальчиковая игра.
Предварительная работа с детьми:
Массаж, самомассаж кистей рук, пальчиков.
Пальчиковые игры.
Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Артикуляционная гимнастика:
комплекс №1 «Подготовительный», комплекс №2 «Подготовка языка к произношению звуков [С], [З], [Ц]».
Упражнения по биоэнергопластике.
Заучивание четверостиший, соответствующих упражнениям.
Предварительная работа с родителями:
- Памятки (биоэнергопластика как здоровье сберегающая технология; актуальность проблемы, цель работы);
- Знакомство и отработка упражнений по биоэнергопластике;
- Привлечение родителей к оформлению плаката «Дом Дружбы» (совместные рисунки по теме упражнений комплекса №2).
Материал:
Фонограмма песни «Пальчики» индивидуальные зеркала, шарик с письмом от зверей, игрушкизвери, плакат «дом Дружбы» с совместными детскородительскими рисунками, массажные шарики Суджок, вязаные перчатки.
План занятия:
Организационный момент:
Фонограмма песни про пальчики.
Проблемная ситуация: письмо от зверей с просьбой построить дом «Дружбы». Решение детей постараться помочь своими умелыми пальчиками.
Основная часть:
Самомассаж под стихотворение «Будем пальцы разминать»:
массажные шарики СуДжокобразные перчатки (надеть, снять)
Пальчиковая игра «Строим дом» /стоя, в другом месте/
Упражнения по биоэнергопластике с детьми и родителямигероями, (комплекс 2 по 45 раз каждое упражнение в перчатках, с зеркалами, под музыку, чтение четверостиший, с комментариями):
«Улыбочка»
«Дудочка» 
«Заборчик» 
«Размять язычок» 
«Блинчик» 
«Иголочка» 
«Почистим зубы» 
«Киска сердится»
Заключительная часть:
Игра «Будь внимательным» на слуховое внимание, фонематические процессы (хлопнуть при слове с заданным звуком [С]) /стоя/
Ход совместной деятельности детей и взрослого:
I. Организационный момент:
Звучит фонограмма песни «Пальчики».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам летит шарик. Давайте, прочитаем привязанное к нему письмо: «Здравствуйте, добрые дети! Мы, лесные звери, мечтаем о доме Дружбы, где могли бы жить все вместе дружно и счастливо. Смогли бы вы построить нам такой дом?»
Воспитатель (обращает внимание детей на зверей, расположенных недалеко, ожидающих решения детей). Сможем ли мы помочь лесным жителям?
Дети: Да!
Воспитатель: Я тоже так думаю, ведь у нас есть ручки и пальчики. А какие они у нас?
Дети: Умелые, замечательные, трудовые, ловкие, ………
Воспитатель: Давайте, постараемся помочь зверушкам.
II. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, чтобы нам удалось смастерить хороший дом, сначала надо размять свои пальчики, подготовить их к ответственной работе. Предлагаю надеть волшебные перчатки, снять их (подобрав подходящие), размять руки массажным шариком.
Дети (выполняют самомассаж кистей и пальцев рук: надевают и снимают образные перчатки на каждый пальчик, разминают руки массажным шариком СуДжок под стихотворение «Будем пальцы разминать»):
Ребенок:
«Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы разминать: Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Очень, очень чистые. Наши пальчики расскажут, Все умеют, все покажут.Их сначала разомнем,
Чтоб построить Дружбы дом»
Воспитатель: Мы размяли наши пальчики. Теперь приступим к строительству дома Дружбы. Я буду вашим прорабом, то есть, руководить. А вы будете строить.
Воспитатель (совместно с детьми выполняет движения пальчиковой игры; дети повторяют за воспитателем строчку):
«Дом Дружбы»
Мы хотим построить дом
(сложить домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками)
Чтоб окошко было в нём
(пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была
(ладошки рук соединить вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла
(одну руку поднять вверх и "растопырить" пальчики)Много зелени кругом
(сделать волнообразные движения руками)
Окружает Дружбы дом. Вот деревья, вот кусты
(изобразить деревья и кусты) Вот душистые цветы
(сделать из ладоней “бутон”) Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял
(соединить руки в замочек и сделать круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл
(сначала поднять руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опустить вниз, делать "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл
(соединить вместе ладошки и медленно раскрывать пальчики  "бутончик тюльпана")
Мы ворота открываем
(изобразить открывающиеся ворота) К дому быстро подбегаем
(пальцы “побежали” по столу) 
Мы тихонько постучим
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)В колокольчик позвоним
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
В домике дощатый пол
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)А на нем - дубовый стол
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижать к ладони)
И блины горой стоят - угощенье для зверят. 
Воспитатель: Вот и построен «Добрый дом». Какой у нас получился дом?
Дети: Высокий, красивый, прочный, радостный……
Воспитатель: Ребята, в честь построенного дома и, чтобы встречать новых жителей, нашим трудовым умелым пальчикам надо нарядиться в праздничные одеждыперчатки.
Дети (рассаживаются за столы перед зеркалами, надевают вязаные перчатки для встречи жителей)
Ребенок 1:
Нарядили ребятки свои пальчики в перчатки
(растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу)
Раз, два, три, четыре, пять — надо всех пересчитать
(повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы)
Десять пальцев — как отряд, и костюму каждый рад.
Стать умелыми стараются, всё время занимаются
(сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем; действия выполняем обеими руками одновременно)
Ребенок 2:
Вот построен «Добрый дом»!
Время веселиться.
Кто же первый поспешит
В домик заселиться?
Пальчики покажут,
Обо всем расскажут.
Родители (с игрушкамизверями забегают в дом, рассаживаются за столы перед зеркалами напротив детей)
Воспитатель: А вот и первые жильцы дома Дружбы. Наши ребята сейчас расскажут вам об этом доме при помощи пальчиковрассказчиков, а вы постараетесь за нами повторять, чтобы это уяснить (обращает внимание детей и зверей на ватман с изображением дома, где обозначены его составные части с помощью совместных рисунков).
Дети (под легкую музыку читают четверостишья, выполняют комплекс упражнений по биоэнергопластике с комментариями воспитателя):
Ребенок 1: «Улыбочка»
Заселяйтесь в Дружбы дом.
Он для вас уже готов.
Пусть улыбочки всегда
Будут у жильцов.
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
Описание: зубы сомкнуты, губы растянуты, как при звуке [И].
Показ кистью руки: ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены, как лучики солнышка. Под счет «один» – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 2 сек., на счет «два» – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Методические указания: Губы растягиваются симметрично. Постепенно улыбку следует научиться удерживать до 5 сек.
Ребенок 2: «Дудочка»
В этом доме будет вам
Дудочка играть,
Чтобы вы могли всегда
Вместе танцевать.
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперёд округлённые губы.
Описание: зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке [У]. Показ кистью руки: ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
Ребенок 3: «Улыбочка»  «Дудочка»
Дудка вас повеселит,
Не надо сомневаться.
Давайте же попробуем
Дудеть и улыбаться.
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение переключать движения губ.
Описание: под счёт взрослого ребёнок сначала делает «Улыбочку», а затем – «Трубочку».
Показ кистью руки: ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены, как лучики солнышка. Под счет «один» – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 2 сек., на счет «два» - ладонь собирается в щепоть, большой палец прижиается к среднему.
Ребенок 4: «Заборчик»
Вокруг дома есть заборчик
Охранять он будет двор.
Он высокий, крепкий очень
Окружающий забор.
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
Описание: улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти..Показ кистью руки: ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.
Ребенок 5: «Размять язычок»
В доме Дружбы нужны песни
Это ведь  не пустячок!
Если спеть вы захотите – 
Разомните язычок.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Показ кистью руки: ладони сжимаются – разжимаются.Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Ребенок 6: «Блинчик»
В доме Дружбы чудокухня.
До чего же там вкусныИспеченые на плитке
Ароматные блины.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу; удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Показ кистью руки: большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4.  Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык».
Ребенок 7: «Иголочка»
Есть швейная машинка.
Стоит она на полочке.
Сошьет одежду новую
Умелая иголочка.
Цель: вырабатывать умение напрягать и удерживать язык в таком положении.
Описание: открыть рот, высунуть узкий длинный язык (язык не касается зубов). Удерживать в таком положении язык от одного до пяти.
Показ кистью руки: пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
Ребенок 8: «Почистим зубы»
И ванная есть комната,
Где так нужна сноровка,
Чтобы почистить зубки
Старательно и ловко.
Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами.Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.Показ кистью руки: ладонь сжата в кулак, указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.
Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Ребенок 9: «Киска сердится»
В доме Дружбы живет киска.
После, как умылась,
Покормить её вам нужно,
Чтобы не сердилась.
Цель: укреплять мышцы языка.
Описание: Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.
Показ кистью руки: пальцы сомкнуты, ладонь согнута.
Ребенок 10:
Вот такой наш Дружбы дом!
Мирно жить желаем в нем.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, мы строили, строили, и, наконец, построили! Благодаря нашим умелым ручкам получился чудесный дом Дружбы. Жильцы этого дома не только веселые, добрые, но и внимательные. А вы внимательные? Предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимательным». Я буду перечислять то, что звери приобрели в свой дом, а вы будете радоваться за них и хлопать, но при условии: если услышим в слове звук [С].
Воспитатель (перечисляет существительные):
шкаф, стол, кровать, ковер, люстра, балкон, двери, пылесос, стул, полотенце, кресло, шторы, полки, пианино, подушки, часы, посуда, телефон, диван, шторы, плита, сковорода, телевизор, картина, раковина, балкон.Воспитатель: Молодцы, ребята! Зверюшки очень рады не только дому Дружбы, но и тому, что у них появились такие друзья, как вы. Они будут такие же, как вы дружные, добрые и умелые! А жильцам мы преподнесем сувениры: памятки с упражнениями для пальчиков, чтобы в скором будущем дома ими самостоятельно был построен игровой двор таким же способом.
Дети (преподносят зверушкамродителям памятки с комплексом упражнений по биоэнергопластике и рисунком детской руки).