Рабочая программа по математике, 3 класс, Школа России.Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 3 класса рассчитана на 136 учебных часа в год, 4 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон «Об образовании». Ст.55 п.4
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.
Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013 – 2014 учебный год.
Учебный план образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год.
Программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010г.,
Программы "Математика. Рабочие программы. 1 - 4 класс" М.И. Моро и др.
Сборника рабочих программ «Школа России» (математика) – М.: Просвещение, 2011г.
Учебника: Математика. 3 кл. /[М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова.
Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
  Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Общая характеристика учебного предмета      Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.    Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.      Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
В 3 классе 4,5ч (0,5ч в неделю взято из части, формируемой участниками образовательного процесса, с целью развития вычислительных навыков).

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Основное содержание предмета.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.

Содержание курса начального общего образования по учебному предмету.
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные:
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Моро И.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 3 класса в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике 3 класс – М.: ВАКО, 2013.
Устный счет в начальной школе / Сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
 Беденко М.В. Сборник текстовых задач: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Математика. 1-4 классы: задачи в стихах/ авт. – сост. Л.В.Корякина. - Волгоград: Учитель, 2011.
Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.: Просвещение 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия:
Разрезной счетный материал по математике.
Комплект таблиц для начальной школы по математике 1 класс.
в) Игры: по математике:
«Съешь пирожок», «Составь картинку», «Незадачливый математик», «Составь поезд», «Поставь число», «Съешь конфетку», «Чаепитие», «Помоги зайцам», «Танграмм», «Много-один», «Рисунок и число», «Украсим елку», «Под грибом», «Составим букет», «Математическое домино», «Беличьи забавы», «Заячьи заботы», «Стук да стук»г) технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор
д) Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
Наборы счетных палочек.
Набор предметных картинок.
Наборное полотно.
Демонстрационная оцифрованная линейка.
Демонстрационный чертежный треугольник.
е) Оборудование класса:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
№ ТемаТип урока Характеристика деятельности Планируемые результатыВиды деят-тиДомашнее задание Дата
ПредметныеМетапредметныеЛичностные Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание 9ч
1,2 Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы вычислений. Применение знаний и умений Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.Обозначать геометрических фигур буквами.
Решать задачи логического и поискового характера. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
 Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Индивид.опрос, фронтальный опрос стр. 4.,№5,7 3 Выражения с переменной. Закрепление изученИндивид.опрос№6, стр. 6 4 Решение уравнений. Закрепление изученИндивид.опрос№5 стр.7 5 Решение уравнений. Закрепление изучентест №5 стр.8 6 Обозначение геометрических фигур буквами. комбинированный фронтальный опрос№3 стр.10 7 Странички для любознательных Применение знаний и умений Индивид.опрос, фронтальный опрос№2, №3 стр.11 8 Контрольная работа «Повторение» Проверка знаний Контр.раб. 9 Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний Индивид.опрос, фронтальный опросиндивидуальные задания Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 55ч.
10 Связь умножения и сложения
Применение знаний и умений Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения(с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Обяснять ход решения задачи.Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении.
Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.
Выполнять задания логического и поискового характера.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.Работать в паре. Составлять план успешной игры.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
фронтальный опрос№2 стр. 18, №7 стр. 19. 11 Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа. Применение знаний и умений Индивид.опрос, №6 стр.20 12 Таблица умножения и деления на 3. Применение знаний и умений фронтальный опрос№8, задание «ПС» стр.21 13 Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. комбинированный фронтальный опрос№6 стр.22 14 Решение задач с понятиями «масса» и «количество». комбинированный Индивид.опрос, №7 стр.23 15 Порядок выполнения действий. Ознакомление с новым матерфронтальный опрос№7 стр.25 16 Порядок выполнения действий. Применение знаний и умений Индивид.опрос, Задание «ПС» стр. 26 17 Порядок действий. Закрепление пройденного. Закрепление изученногоСамост.раб, фронтальный опрос№5 (устно), №1 стр.27 18 Закрепление. Странички для любознательных Применение знаний и умений Индивид.опрос, фронтальный опрос№3 стр. 29 19 Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». Проверка знаний Контр.раб. 20 Анализ контр.раб. Умножение 4, на 4 и соответствующие случаи деления. комбинированный  Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Индивид.опрос, фронтальный опрос№5 стр. 34 21 Закрепление пройденногоЗакрепление изученфронтальный опрос№4, №5 стр.35 22 Задачи на увеличение числа в несколько раз. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №5 стр.36 23 Задачи на увеличение числа в несколько раз. Применение знаний и умений фронтальный опросЗадание «ПС» стр.37 24 Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№4 стр.38 25 Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Применение знаний и умений Индивид.опрос, №6 стр.39 26 Умножение 5, на 5 и соответствующие случаи деления. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, фронтальный опрос№5, зад. «ПС» стр.40 27 Задачи на кратное сравнение. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №5 стр.41. 28 Задачи на кратное сравнение. Применение знаний и умений фронтальный опросЗадание «ПС» стр. 42 29 Решение задач. Закрепление Закрепление изучентест Правило стр. 42, №3 стр.43 30 Умножение 6, на 6 и соответствующие случаи деления. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, фронтальный опрос№4 стр. 44 31 Решение задач. Закрепление изученфронтальный опрос№4, №5 стр. 45 32 Решение задач. Закрепление изученИндивид.опрос, фронтальный опрос№3, №5 стр. 46 33 Решение задач. Закрепление изученИндивид.опрос, №4, №6 стр. 47 34 Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, фронтальный опрос№6, №7 стр. 48 35 Странички для любознательных. Наши проекты. Применение знаний и умений Индивид.опрос, фронтальный опрос,проектНачать работу над проектом. 36 Закрепление. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученногоСамост.раб№6 стр. 52, №15 стр. 53. 37 Контрольная работа по теме: «Табличное умножение и деление» Проверка знаний Контр.раб. 38 Анализ контрольной работы Закрепление изученногоИндивид.опрос, фронтальный опросРаб. Тетр с. 27 39, 40 Площадь
Единицы площади. Ознакомление с новым матерфронтальный опрос№5 стр. 57. 41 Квадратный сантиметр. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №8 стр. 59.
42 Площадь прямоугольника. Закрепление изученногофронтальный опрос№5, №9 стр. 61. 43 Умножение 8, на 8 и соответствующие случаи деления. Ознакомление с новым материалом Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.
 Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Индивид.опрос, фронтальный опрос№5, №6 стр. 62. 44 Закрепление изученного. Решение задач. Закрепление изученногофронтальный опрос№5, №6 стр. 63. 45 Решение задач. Применение знаний и умений Индивид.опрос, №5 стр. 64.
46 Умножение 9, на 9 и соответствующие случаи деления. Ознакомление с новым материалом Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Находить площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.Моделировать различное расположение кругов на плоскости.Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию.
Находить долю величины и величину по ее доле.
Сравнить разные доли одной и той же величины.
 Описывать явления и события с использованием величин времени.
Переводить одни единицы времени в другие.Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
Индивид.опрос, фронтальный опрос№4, №5 стр. 65. 47 Квадратный дециметр. Ознакомление с новым материал Индивид.опрос, №6 стр. 67.
48 Таблица умножения. Закрепление Закрепление изученИндивид.опрос, №4 стр. 68. 49 Закрепление. Решение задач. Закрепление изученфронтальный опрос№3 стр. 69. 50 Квадратный метр. Ознакомление с новым матерфронтальный опрос№6, №7 стр. 71. 51 Закрепление. Решение задач Закрепление изученИндивид.опрос, №5 стр. 72. 52-54 Странички для любознательных. Что узнали, чему научились. Проверка знаний Индивид.опрос, фронтальный опрос№14, №15 стр. 77 55 Умножение на 1. Закрепление изученИндивид.опрос, №7 стр. 82.
56 Умножение на 0 Закрепление изученфронтальный опрос№5, №8 стр. 83. 57 Умножение и деление с числами 1, 0. Деление 0 на число. Закрепление изученногоИндивид.опрос, №8 стр. 85. 58 Закрепление изученного. Решение задач. Закрепление изученногоИндивид.опрос, фронтальный опрос№5 стр. 86. 59 Доли. Ознакомление с новым материалом Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками №6, №7 стр.93. 60 Круг. Окружность. Ознакомление с новым материафронтальный опрос№5 стр. 95.
61 Диаметр окружности (круга). Ознакомление с новым матер№4 стр. 96. 62 Единицы времени.
Применение знаний и умений фронтальный опрос№4 стр. 100. 63 Контрольная работа по теме «Табличное умножение. Решение задач». Проверка знаний Контр.раб. 64 Работа над ошибками. Решение задач Применение знаний и умений Индивид.опрос, фронтальный опрос№18 стр. 106, №30 стр. 107. Внетабличное умножение и деление -29 ч
65 Умножение и деление круглых чисел. Ознакомление с новым материалом Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Индивид.опрос, фронтальный опрос№ 6 стр. 4 66 Случаи деления вида 80:20. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №5, №7 стр. 5. 67 Умножение суммы на число. Ознакомление с новым материалом Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее
удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком.Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв.
Решать задачи логического и поискового характера, выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не …, то», «если не …, то не …»;
выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.
Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.
Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.
Составлять план решения задачи.
Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. фронтальный опрос№3 стр. 6. 68 Умножение суммы на число. комбинированный Индивид.опрос, №8 стр. 7. 69 Умножение двузначного числа на однозначное. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№6 стр. 8. 70 Умножение двузначного числа на однозначное. комбинированный Индивид.опрос, №6, №9 стр. 9. 71 Закрепление изученного. Решение задач. Закрепление изученногоСамост.раб№5, №8 стр. 10. 72 Деление суммы на число. Ознакомление с новым материалом Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
фронтальный опрос№5 стр. 13. 73 Деление суммы на число. комбинированный Ребусы, зад. «ПС» стр. 14. 74 Деление двузначного числа на однозначное. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№4, №5 стр. 15. 75 Делимое. Делитель. комбинированный фронтальный опрос№5 стр. 16.
76 Проверка деления. комбинированный Индивид.опрос, №6 стр. 17.
77 Деление вида 87:29. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №2(3 ст.) стр. 18. 78 Проверка умножения комбинированный Индивид.опрос, №6, №7 стр. 19. 79 Решение уравнений. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№7 стр. 20.
80 Решение уравнений. Закрепление изученногоИндивид.опрос, №8 стр. 21. 81,
82 Закрепление. Решение задач. Применение знаний и умений Индивид.опрос, фронтальный опрос№7 стр. 25. 83 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление двузначного числа на однозначное». Проверка знаний Контр.раб. 84 Работа над ошибками
Деление с остатком. комбинированный Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Целостное восприятие окружающего мира.
 Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Индивид.опрос, фронтальный опрос№4, №5 стр. 26. 85 Деление с остатком. Ознакомление с новым материалом №4 стр. 27.
86,
87 Деление с остатком методом подбора. Применение знаний и умений фронтальный опрос№5 стр. 29. 88 Задачи на деление с остатком. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №3 стр. 30. 89 Случаи деления, когда делитель больше делимого. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№7 стр. 31. 90 Проверка деления с остатком. Индивид.опрос, №4, №5 стр. 32. 91 Что узнали, чему научились Применение знаний и умений фронтальный опрос№22 стр. 35. 92 Наши проекты. Задачи-расчёты. Применение знаний и умений проект №220стр. 35. 93 Контрольная работа по теме «Деление с остатком» Проверка знаний Контр.раб. Числа от 1 до 1000 Нумерация 13 ч
94 Анализ контрольной работы. Устная нумерация в пределах 1000. Закрепление изученногоЧитать и записывать трехзначные числа.
Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа.Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.Переводить одни единицы массы в другие.
Сравнивать предметы по массе.
Читать и записывать числа римскими цифрами.
Сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел.
Читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Индивид.опрос, фронтальный опрос№7 стр. 42. 95 Образование и название трёхзначных чисел. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №7 стр. 43. 96 Запись трёхзначных чисел. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №8, №9 стр. 45. 97 Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№6, №7 стр. 46. 98 Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз. Закрепление изученногоИндивид.опрос, №6 стр. 47. 99 Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, фронтальный опрос№5 стр. 48. 100 Письменная нумерация чисел в пределах 1000
Приемы устных вычислений. комбинированный Индивид.опрос, фронтальный опрос№7 стр. 49. 101 Сравнение трехзначных чисел. Применение знаний и умений Индивид.опрос, фронтальный опрос№4, №5 стр. 50. 102 Письменная нумерации чисел в пределах 1000. Закрепление изученногоИндивид.опрос, №7 стр. 51. 103 Единицы массы. Грамм. комбинированный Индивид.опрос, №4 стр. 54. 104 Закрепление. Решение задач. Закрепление изученногоИндивид.опрос, № 15 стр. 59. 105 Решение задач Применение знаний и умений Индивид.опрос, № 29 стр. 61.
106 Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». Проверка знаний Контр.раб. Числа от 1 до 1000 Сложение и вычитание 12ч
107 Работа над ошибками.
Приемы устных вычислений. Применение знаний и умений Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.
Использовать различные приемы проверки правильности
вычислений.
Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их.Решать задачи творческого и поискового характера.
Работать паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Индивид.опрос, фронтальный опрос№5, №6 стр. 56. 108 Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№6, №7 стр. 67. 109 Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, Задание «ПС» стр. 68. 110 Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, №6 стр. 69. 111 Приемы письменных вычислений. комбинированный фронтальный опрос№5, №7 стр. 70. 112 Письменное сложение трехзначных чисел. комбинированный Индивид.опрос, №5 стр. 71. 113 Приемы письменного вычитания в пределах 1000. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, фронтальный опрос№7 стр. 72. 114 Виды треугольников. Закрепление изученногоИндивид.опрос, №4 стр. 73.
115 Странички для любознательныхПрименение знаний и умений фронтальный опрос№5 стр. 74. 116 Закрепление. Решение задач. Закрепление изучен Индивид.опрос, №7 стр. 77. 117 Закрепление. Решение задач. Закрепление изученИндивид.опрос, № 18 стр. 79. 118 Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000» Проверка знаний Контр.раб. Числа от 1 до 1000 Умножение и деление -18 ч
119 Работа над ошибками. Умножение и деление (приемы устных вычислений) Применение знаний и умений Использовать различные приемы для устных вычислений.Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.
Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор.  Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
— 
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Индивид.опрос, №5 стр. 82. 120 Приемы устных вычислений. Ознакомление с новым материалом Индивид.опрос, фронтальный опрос№6 стр. 83. 121 Приемы устных вычислений в пределах 1000. Индивид.опрос, №7 стр. 84. 122 Виды треугольников. Применение знаний и умений фронтальный опрос№5 стр. 85.
123 Закрепление Виды треугольников. Закрепление изученногоИндивид.опрос, №4 стр. 86. 124 Приемы письменного умножения в пределах 1000. Ознакомление с новым материалом фронтальный опрос№4 стр. 88. 125 Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначноекомбинированный Индивид.опрос, фронтальный опрос№3 стр. 89. 126 Приемы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление комбинированный Индивид.опрос, фронтальный опрос№4 стр. 90. 127 Приемы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление комбинированный Индивид.опрос, фронтальный опрос№6 стр. 91. 128 Приемы письменного деления в пределах 1000 комбинированный Индивид.опрос, №5 стр. 92. 129 Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначноекомбинированный фронтальный опрос№5 стр. 94. 130 Проверка деления Применение знаний и умений Самост.раб№5 стр. 95.
131-133 Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором Закрепление изученногофронтальный опрос№6 стр. 96.
134 Итоговая контрольная работа (выход) Проверка знаний Контр.раб. 135 Закрепление изученного. Закрепление изученИндивид.опрос, фронтальный опросСтр. 97-98 (по выбору). 136 Обобщающий урок . Игра «По океану математики». Применение знаний и умений Игра №14 стр. 100.