Методическая разработка : Интерактивное обучение

Интерактивное обучение.
Глобальная информатизация общества вызвала изменение социального заказа школе. В настоящее время обществу требуется не исполнитель чужих директив, а человек, способный сам принимать решения, обладающий критическим мышлением, навыками работы с большими объемами информации, способный быстро ориентироваться в информационном пространстве, быстро перестраиваться и переучиваться; а это означает совершенно другие умения и навыки, отличные от тех, которые формировала школа прошлых десятилетий. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не системная сумма знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание. (Стратегия модернизации содержания общего образования, Министерство образования Российской Федерации, 2001)
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
познавательную;
коммуникативно-развивающую;
социально-ориентационную.
И позволяет:
реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
усилить мотивацию к изучению предмета;
создать благоприятную атмосферу на уроке;
исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет различий в стилях познания;
поисковые и исследовательские методы;
игровые методы.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами.
Этапы проведения интерактивных форм.
Разминка
Объединение в группы
Организация учебной деятельности учащихся в группе
Подведение итогов
Презентация групповых решений
Рефлексия
Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д.
Затем формирование микроклимата занятия продолжаются на этапе объединения в группы. Как правило, здесь есть три пути:
Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми. Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Например, при изучении темы «Домашние животные» учитель обязательно включает ученика, у которого живет кошка, или собака, или рыбки и пр. В противном случае у учащихся не будет предмета для заинтересованного обсуждения. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора. Здесь в качестве способов используются специальные приемы. Например, разрезанная открытка, «Сколько ног?», «Что в руке?» и др.
Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:
усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы.
Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.
Организация групповой деятельности  
Компоненты деятельности
Функции группы, ведущие к успешной деятельности


Решение задач
Оказание поддержки

Роли членов группы
Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др.
Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель.

Содержание деятельности
Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.
Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.

Результат
Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.
Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.

 Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:
- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
- каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
- критикуются идеи, а не личности;
- цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.
От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации  групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.
Организация межгруппового общения
 
Формы межгруппового общения
Варианты презентации групповых решений

Совместно – индивидуальная
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная
Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая
Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)


Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов:
учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но для того, чтобы объяснить истоки негативной оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к ученику со стороны одноклассников, педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика? и т.д.
эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.
     Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия!!! Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок!
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:
организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;
целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;
создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;
осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;
сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.
Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:
нахождение проблемной формулировки темы занятия;
организация учебного пространства, располагающего к диалогу;
мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;
создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;
использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.
В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий.
Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил.  Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.
И все  же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем, меняется лишь содержание.

15