Технологическая карта урока по биологии на тему Что изучает биология (5 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии
Класс: 5
Тема: Что изучает биология.
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать биологические науки
– формировать умение понимать смысл терминов
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Познавательные УУД
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД Примечание
1.Организационный этап
Приветствие.
Приветствие учителя 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Откройте стр.13 в учебнике. Рассмотрите схему.
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Поставим учебные цели.
Работа с учебником.
Учащиеся ставят перед собой задачи, которые необходимо выполнить на уроке. Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. 3. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
- Каковы основные методы изучения природы?
Что можно узнать с помощью наблюдений?
Что изучает эксперимент?
- Что же такое биология? Диалог с учителем Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей 4. Первичное усвоение новых знаний
Биология (греч. bios — жизнь, logos — учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р. Тревиранусом.
- Взгляните в окно. Что вы видите?
- Что вы можете рассказать об этих предметах и явлениях?
- Понимаем ли мы, как они устроены, как дышат, как живут?
- Какие ученые занимаются изучением живой природы?
- Давайте прочитаем в учебнике, какие науки мы можем относить к биологии.
Биологией систематических групп занимаются: вирусология — наука о вирусах, микробиология — наука, занимающаяся изучением микроорганизмов, микология — наука о грибах, ботаника — наука о растениях, зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке. Каждая из этих дисциплин делится на ряд более узких направлений в зависимости от объекта исследований. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др. В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.Кроме того, в зоологии и ботанике выделяются науки, изучающие отдельные стороны жизни животных и растений: строение (морфология, анатомия, гистология и др.), развитие (эмбриология, эволюция и др.), жизнедеятельность (физиология и биохимия животных и растений), распространение (зоогеография и фитогеография), классификацию по группам (систематика растении и животных) и т.д.Уровни организации живого изучают: молекулярная биология — наука, исследующая общие свойства и проявления жизни на молекулярном уровне, цитология — наука о клетке, гистология — наука о тканях и т.д.
По структуре, свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов следует различать: анатомию — науку о внутреннем строении; морфологию (в узком смысле) — о внешнем строении; физиологию — о жизнедеятельности целостного организма и его частей; генетику — науку о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Изучением коллективной жизни и сообществ живых организмов занимается этология — наука о поведении животных, экология. Беседа с учителем
Работа по учебнику. Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Формирование умения владеть смысловым чтением.
4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
ТОУУ
Личностные УУД
2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. 5. Первичная проверка понимания
- Зарисуйте схему со стр.13 к себе в тетрадь. Самостоятельная работа в тетрадях Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
6.Первичное закрепление
- Я предлагаю вам необычное задание: подумайте и напишите небольшой рассказ о том, что вы стали ученым, который занимается изучением одной из этих наук. Придумайте, что интересного и необычного он может рассказать о своей профессии. Индивидуальная работа над рассказом 7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Учебник: параграф 3 пересказывать, стр.15 №2 (письменно)
Познавательные УУД
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
- Что вы узнали нового? Вы убедились, что биология изучает живые организмы?.- Оцените свою работу на уроке, работу своего товарища.
- Я узнал …..
- Я понял ……
- Я научился ……
Учащиеся дают оценку своей учебной деятельности.