Урок истории по теме США в 19в. Гражданская война


Тема: США в Х1Х веке. Гражданская война .Тип урока: урок открытия нового знанияЦель:  сформировать представление о США в 19в. ,о роли гражданской войны в развитии США.
Задачи
Образовательные: дать представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показать различия в развитии Севера и Юга, рассмотреть причины, итоги и значение Гражданской войны.
Воспитательные: сформировать у учащихся отношение к рабовладению как к безнравственному явлению, противоречащему христианским нормам морали и положениям Декларации Независимости.
Развивающие: продолжить формировать умения самостоятельной работы с текстом, выделять главное; составлять конспект; работать с исторической картой; устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия: рабовладение, расизм, сегрегация, аболиционизм, конфедерация, гражданская война.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного.
Фронтальный опрос класса. Взаимопроверка.
III. Мотивационная часть – вступительное слово учителя.
1) Название страны одноименно с названием континента, на котором она находится.
2) Официальное название страны, впервые появилось в Декларации независимости 4 июля 1776 года.
3) Коренное население страны - индейцы, не являлись гражданами этой страны до 1924 года.
4) За всю историю страны, у государства не было короля, но было 44 президента.
1Y.Изучения нового материала
Тема нашего урока США в 19 веке.
4 июля 1776 года.- Декларации независимости США ( на доске)
Что собой представляли США в Х1Хвеке? Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы сложился образ страны? (Совместно с учащимися составляем план).
Территория
Население
Экономическое развитие
Приложение 1. Индивидуальный рабочий лист ( 7 мин)
Проверка выполненной работы. Работа с картой.
- Показать на карте территорию США в нач.Х1Хв
- Показать на карте территорию США к к.Х1Хв.
- В результате чего изменилась территория США?
Захват территории у
Мексики - Техас, Калифорния
Испании - Флорида
Куплена у России - Аляска
Франции - Луизиана
- Что можно сказать о населении США?
Много эмигрантов, рабы, бесправное положение коренного населения-индейцев.
Экономическое развитие США.
Север - фермерские хозяйства, промышленность. Юг- плантаторы- рабы. Покажите на карте основные промышленные центры. Где они находятся?- Север
Актуализация знаний. Назовите 3-4 слова характеризующие США в Х1Хвеке.
329184014160500261937513843000847725-114300рабство
00рабство
4772025-228600Противоречия промышленного Севера и плантаторского Юга
00Противоречия промышленного Севера и плантаторского Юга
1819275914400035623509144000США
3352800213360эмигранты
00эмигранты
952500165735Природные богатства
00Природные богатства

На Севере активно развивалось капиталистическое хозяйство, на Юге господствовали плантаторские хозяйства, основанные на применении труда рабов.
На беспощадную эксплуатацию и истязания негры-рабы отвечали восстаниями или бегством на Север. На Севере правительство в определённой мере старалось улучшить условия проживания чёрного населения. Тем не менее, и на Севере и на Юге негры считались людьми второго сорта.
Белые рабочие не могли получить работу, так как труд черных был дешевле. Но зато самый нищий и никчемный белый ощущал свое превосходство - ведь он являлся представителем «высшей» расы.
В то время, как промышленный Север становился богаче (там появились крупные предприятия, строились ж/д, каналы, жило большинство населения), Юг оставался аграрным, использовал непроизводительный труд рабов и всё более отставал, задерживал развитие капитализма в стране. Однако управление страной по-прежнему находилось в руках плантаторов. Это вызывало недовольство на Севере, прежде всего у буржуазии (т. е. в стране началась борьба за политическую власть между буржуазией Севера и рабовладельцами Юга). Плантаторы стремились расширить свое хозяйство за счёт новых земель на западе, а это стремление приводило к конфликтам с фермерами Севера. Имея больше средств, рабовладельцы покупали большие и лучшие участки, затрудняя покупку земли простым фермерам. Фермеры стали требовать запрещения рабства на новых территориях. Вся страна разделилась на сторонников и противников рабства.
«Страна напоминала большой ворох поленьев, брось спичку и разгорится большой костер» и спичка была брошена, в стране началась война.
Война, определившая лицо современной Америки.  Война , в которой граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали США.
Гражданская война.
Совместное составление плана.
Дата
Причины
Повод
Участники( предводитель армии, состав, задачи)
Итоги
Значение.
Индивидуальная работа с текстом учебника стр. 216-219.
Рабочий лист№2
1.Дата с _____________________по ____________________гг2.Причины_________________________________________________________________
3.Участники
Армия северян Армия южан
состав армии командующий армией задачи 4.Итоги __________________________________________________________________________
5.Значение____________________________________________________________
Самооценка работы на уроке________
Проверка выполнения задания (беглый вопрос по пунктам плана).
Подведение итогов урока
-самооценка ( на №2 – оценить свою работу на уроке)
- сбор рабочих листов ( оценка за выполненную работу №1+№2 )
- оценка за активную работу на уроке.
Д/з п.24, 25 ( №1,5,6 устно )