Доклад по теме Новые подходы преподавания начальной военной подготовки

«Урок должен быть пронизан творчеством
и вместе с тем оставаться уроком»
С.И.Гессен

Курс начальной военной подготовки был и остается важной составляющей образовательного процесса. Как и любой другой урок, урок НВП должен быть современным, ярким, насыщенным, запоминающимся и для учащегося и для преподавателя. Готовясь к очередному уроку, продумывая его этапы, любой преподаватель заранее продумывает методы и формы проведения урока, элементы педагогических технологий, которые он будет применять, какие компетенции он предполагает выработать у учащихся в процессе урока (цикла уроков), каков будет метод общения и управления аудиторией в процессе урока и так далее. Все эти понятия подчиняются целям урока и вытекающим из них задачам урока. Качественный урок - это хорошо продуманный урок, оформленный в поурочный план. Урок НВП имеет свои особые характеристики в сравнении с другими уроками, а именно, в отличие от таких предметов, как, например, математика, химия, он пригодится учащемуся не столько в его будущей профессии, сколько в повседневной жизни, нынешней и будущей. Урок НВП имеет скорее прикладной характер. На его прикладном характере будут основываться цели урока, и эта его особенность является связующей нитью урока НВП со всеми остальными предметами.
Современная методика преподавания НВП должна включать в себя не только нестандартный, творческий урок, но и обширную внеклассную деятельность, кружковую работу. Что, на мой взгляд, включают в себя новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки:
Применение инновационно-коммуникационных технологий, в т.ч. презентаций, флипчартов, интерактивной доски, возможностей мультимедиа, дистанционные конференции, конкурсы и т.д.
Формирование образовательных компетенций на уроках НВП, основанных на главных целях общего образования, в том числе:
- Ценностно-смысловые компетенции. Т.е. прослушивая цикл уроков, учащиеся определяют для себя жизненные ценности и приоритеты, связанные с понятием Родины, гражданского долга, патриотизма. Данная группа компетенций связана с мировоззрением учащегося, его самоориентированием в окружающем мире, осознанием своего предназначения в этом мире, осознанием своей роли и цели в жизни, выбором жизненных приоритетов. Данные компетенции вырабатывают самоопределение учащегося в его учебной и внеклассной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория также связана с ценностно-смысловыми компетенциями. Это же можно сказать о будущем планировании жизнедеятельности учащегося.

- Общекультурные компетенции связаны с формированием духовно-нравственных основ жизни. Эти компетенции также формируются в цикле уроков, связанных с историей становления государственности Казахстана, историей ВОВ и т.д. Общекультурные компетенции учащегося связаны с его самоориентированием в рамках общечеловеческой культуры с учетом национальных особенностей культуры. Это формирование и развитие духовно-нравственных основ жизни конкретного учащегося и его окружения, человечества в целом. Это возведение во главу угла семейных ценностей, культурных традиций его народа. Это ознакомление учащегося с различными общественными и социальными явлениями, осознания роли науки и религии в жизни человека, опыт освоения учеником научной картины мира в динамике его прогрессивного развития. Умение анализировать явления от местных локальных до явлений всечеловеческого масштаба. В данной группе компетенций особенно видна роль начальной военной подготовки в связи с такими науками, как история, обществознание, религиоведение, литература.

- Учебно-познавательные компетенции. Данная группа компетенций связана с познавательной деятельностью учащегося на уроке НВП, где присутствуют элементы логической деятельности учащегося, общеучебной деятельности в соотношении с реальными познаваемыми объектами. То есть учащийся формирует креативные навыки продуктивной деятельности; поставленный в условия проблемной ситуации ему приходится добывать знания, опираясь на реальный опыт, на эвристические методы решения проблем, принимать решения в нестандартных ситуациях. К учебно-познавательным компетенциям относятся понятия: организация целеполагания, анализ, оценка, самооценка деятельности, планирование деятельности, рефлексия.

- Информационные компетенции. Это современные компетенции, основанные на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, а также владение современным техническим оборудованием, присутствующим в учебных заведения (интерактивная доска, персональный компьютер, лингафонное оборудование, принтер, Интернет и так далее). Информационные компетенции – это умение работать с информацией, умение ее находить, анализировать, отделять главное от второстепенного, систематизировать, преобразовывать в соответствии с поставленной целью, сохранять и уметь сделать ее презентацию. Данные компетенции очень важны на уроках НВП, так как обеспечивают навыки деятельности учащегося в отношении информации, касающейся окружающего его мира. То есть в данном случае мы снова сталкиваемся с прикладной ролью предмета НВП, который является связующим звеном между учащимся и окружающим его миром.

- Коммуникативные компетенции. Освоение коммуникативных компетенций также важно для учащегося, для его социализации в современном мире. В понятие коммуникативных компетенций входят: навыки работы в коллективе, умение сотрудничать, знание языков, умение дискутировать, быть толерантным, умение избегать конфликтов и находить выход из конфликтной ситуации.

- Социально-трудовые компетенции также тесно связаны с реальной жизнью учащегося. Это осознание учащегося себя в роли гражданина страны, владение социальными ролями. Социально трудовые компетенции проявляют себя в области семейных отношений, в области профессионального ориентирования, в области экономики и права. Учащийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития учащегося. Формирование этих компетенций регулируется конкретными интересами и возможностями учащегося, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Структуризация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, т.е. выстраивание индивидуальной работы с каждым учащимся, исходя из его возможностей, потребностей, интереса и т.д. Т.е. что это значит? Не каждому учащемуся дано, к примеру, быстро и четко разбирать автомат Калашникова. Для меня это означает лишь то, что я должен, исходя из интересов учащегося, подобрать ему такой вид деятельности, где он может полностью себя проявить и раскрыть, стать лидером именно в этой конкретной сфере. В этом и есть смысл, на мой взгляд, личностно-ориентированного обучения, о котором мы столько говорим.
Важность использования рефлексивного осмысления учащимися на уроках патриотического воспитания. То есть, учащийся должен понять, для чего это ему нужно, где он сможет это использовать, какая от этого польза, что нового и полезного он узнал для себя, с какими трудностями он столкнулся, как эти трудности были преодолены и т.д. Нужно отметить, что данный метод еще мало практикуется преподавателями. И, тем не менее, мы должны четко осознавать, что владение данной методикой помогает нам выявить ошибки, промахи, недостатки, а также и положительные моменты, что позволит в будущем скорректировать свою деятельность.
Внеклассная работа, как одна из форм патриотического воспитания учащихся, в т.ч. встречи учащихся с ветеранами-афганцами, проведение тематических мероприятий о ВОВ, походы, соревнования по военно-прикладным видам спорта, туристические поездки к местам боевой славы, участие в слетах ЮИД, конкурс песни и строя и т.д.
Участие в международных дистанционных конкурсах, в том числе в дистанционных эвристических олимпиадах по военному делу.
Применение на уроках эвристических заданий.
Хотелось бы более подробно остановиться на проведении творческого урока НВП и внеклассной работе. Немного о целесообразности внедрения ИКТ на уроках начальной военной подготовки, их важности в формировании компетенций учащегося. Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у учащихся, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между различными предметами -естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе:
Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
Положительное отношение учащихся к предмету, к преподавателю, друг к другу;
Обозначение объективной направленности деятельности учащихся на развитие своей личности;
Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании НВП – это не дань моде, а назревшая необходимость. ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя НВП Мастера с большой буквы.
На своих уроках я практикую не только теоретическую подготовку, использование практических умений и навыков, но и встречи с воинами-афганцами, которые в нашем городе оказывают действенную практическую помощь в воспитании подрастающего поколения. Стараюсь, чтобы такие уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, что придает уроку особую эффективность, лучшую отдачу. Использую видеофрагменты, музыку, литературные отрывки. И делаю это с той целью, чтобы обогатить внутренний мир учащегося. Ведь не секрет, что многие учащиеся сейчас мало читают, не владеют информацией о ВОВ, афганской войне, многих исторических событиях и т.д.
Все это, несомненно, требует от преподавателя большой подготовки, затрат времени, душевных и физических сил. Но итоги работы стоят всего вышеперечисленного.
Нельзя не сказать и о том, что для того, чтобы вести такую обширную работу, преподаватель сам должен самосовершенствоваться, участвовать в различных творческих конкурсах, мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства, повышать свою квалификацию, в том числе и на дистанционных курсах, дистанционных педагогических конференциях, что позволяет общаться с огромным количеством коллег, разрешать многие педагогические проблемы и т.д.
Все это в совокупности позволяет более эффективно проводить патриотическую работу среди учащихся разных возрастов, воспитывать в них чувство гордости за свой колледж, свой город, свою Республику, гражданскую ответственность. А это значит, что каждый из них вырастет настоящим патриотом своей Родины.










НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ