Методическая разработка к уроку литературы по повести Б. Васильева Не стреляйте в белых лебедей


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
РЕФЕРАТ
на тему: «Отношение людей к природе
в повести Б. Васильева « Не стреляйте в белых лебедей»
Выполнила:
ученица 8 класса
Рыжкова Екатерина

Руководитель:
учитель русского
и литературы
Семенихина Е. В.
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………..….…3
§1. Изображение природы в художественной литературе
1.2.Образ природы в древнерусской литературе…………………………...…..5
1.2. Образ природы в литературе XVIII – XIX веков……………………….…..6
1.3.Природа в поэзии и прозе XX века…………………………………….……7
§2. Отношение людей к природе в повести Б. Васильева
«Не стреляйте в белых лебедей»
2.1. Основной сюжет повести………………………………………………….…9
2.2. Бескорыстная любовь к природе главного героя повести Егора Полушкина………………………………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список использованной литературы……………………………………….…..13
Введение
XX век внес большие изменения в жизнь человека. Творения человеческих рук вышли у него из-под контроля. Цивилизация стала развиваться такими сумасшедшими темпами, что человек не на шутку испугался. Теперь ему грозит гибель от своего же детища. Да и природа стала показывать, «кто в доме хозяин», – участились всевозможные природные катаклизмы и бедствия. В связи с этим началось пристальное изучение не только природы как отдельной системы с ее собственными законами, но и появились теории, рассматривающие всю Вселенную как единый организм. Эта гармоничная система не может существовать без слаженного взаимодействия всех ее частей, к которым относится и каждый человек в отдельности, и человеческое общество в целом. Таким образом, для существования Вселенной необходима гармония, как в природном, так и в человеческом мире. А это значит, что люди на всей планете должны жить в мире не только с себе подобными, с растениями и животными, но, прежде всего, со своими мыслями и желаниями.
Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время, это как раз и обуславливает актуальность настоящего исследования, тем более что 2017 год объявлен годом экологии в России.
В шестидесятые годы ХХ века появляются произведения В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носова, В. Чивилихина, В. Бочарникова, Ю. Сбитнева, Б. Васильева и других писателей, в которых ощущается потребность «восстановить» природу в своих правах, напомнить человеку о его первоистоке.
Что такое Родина? Большинство из нас начнет ответ на этот вопрос с описания березок, сугробов и озер. Природа влияет на нашу жизнь и настроение. Она вдохновляет, радует и иногда подает нам знаки. Поэтому, чтобы природа была нашим другом, нужно ее любить и беречь. Ведь людей много, а природа – одна на всех.
Я считаю, что природа была и должна оставаться учителем человека, а не наоборот, как возомнили люди. Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам.
Говорить об экологии сейчас – значит говорить уже не об изменении жизни, как прежде, а об ее спасении. Надо спасать реки, которые превращаются в сточные канавы с уродливыми утолщениями водохранилищ, спасать почвы от эрозии и разрушительных оврагов, спасать «зеленые моря» тайги, спасать сам воздух от усиливающегося загрязнения.
Целью настоящей работы является исследование особенностей отношения людей к природе в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Реализация цели достигается путем решения следующих задач:
1)изучить научно-критическую литературу;
2) прочитать и проанализировать повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»;
3) рассмотреть способы изображение природы в художественной литературе в разные периоды.
Материалом для исследования послужила повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
§1. Изображение природы в художественной литературе
Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты. И, наконец, собственно пейзажи - описания широких пространств.
1.2.Образ природы в древнерусской литературе
Первый из дошедших до нас величайших памятников древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» содержит удивительные эпизоды, свидетельствующие о традиции изображения человека в единстве со всем окружающим миром. Неизвестный древний автор «Слова» говорит о том, что природа принимает самое активное участие в человеческих делах. Сколько предупреждений о неизбежном трагическом финале похода князя Игоря она делает: и лисицы лают, и раздражается зловещая небывалая гроза, и кровав был восход и заход солнца [4,11].
В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей. Широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы: героя – с орлом, соколом, львом; войска – с тучей; блеска оружия – с молнией и т.п. А также наименования в сочетании с эпитетами, как правило, постоянными: «высокие дубравы», «чистые поля», «дивные звери». Наиболее яркий пример – «Сказание о Мамаевом побоище», где впервые в древнерусской литературе видится созерцательный и одновременно глубоко заинтересованный взгляд на природу[3,58]..
Природа очень сильно влияет на человека: дает ему силы, приоткрывает тайны, отвечает на многие вопросы. Творческие люди черпают вдохновение, глядя на простые, и в то же время, идеальные картины природы. Писатели и поэты практически всегда обращаются к проблеме человека и природы, поскольку чувствуют связь с ней. Природа является неизменной частью почти каждого прозаического творения.
1.2. Образ природы в литературе XVIII – XIX веков
Укоренены в веках и образы животных, которые неизменно причастны людскому миру или с ним сходны. Собственно же пейзажи до XVIII в. в литературе редки. Это были скорее исключения, нежели «правило» воссоздания природы. Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности – XVIII век. Так называемая описательная поэзия широко запечатлела картины природы, которая в эту пору подавалась преимущественно элегически – в тонах сожалений о прошлом. В литературу XVIII в. вошла рефлексия как сопровождение созерцаний природы. И именно это обусловило упрочение в ней собственно пейзажей. Однако писатели, рисуя природу, еще в немалой мере оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определенного жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма [4,16].
Характер пейзажа заметно изменился в первые десятилетия XIX в., в России – начиная с А. С. Пушкина. Образы природы отныне уже не подвластны предначертанным законам жанра и стиля, неким правилам: они каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми. Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. У каждого крупного писателя XIX – особый, специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. Природа часто предстает неизбывно изменчивой, неравной самой себе, пребывающей в самых различных состояниях.
Не будет преувеличением сказать, что многие классические произведения, будь то «Евгений Онегин» А.С. Пушкина или «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Война и мир» Л.Н. Толстого или «Записки охотника» И.С. Тургенева, совершенно немыслимы без замечательных описаний природы. Природа в них участвует в поступках людей, помогает формированию мировоззрения героев.
Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев Чехова, сажающий и выращивающий леса и думающий о том, как прекрасна наша земля, – вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа» [5,47].Таким образом, можно констатировать тот факт, что, говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой.
1.3.Природа в поэзии и прозе XX века
Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе. Потребности человечества в природных ресурсах возрастают, и особенно остро встают вопросы бережного отношения к природе, т.к. экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой наносит неисправный урон окружающей среде.
Во второй половине XX века человечество было поставлено перед необходимостью пересмотреть сложившиеся взаимоотношения с природой. На смену романтизации противоборства человека и природы приходит осознание необходимости единения и поиск путей единения.
Творчество многих писателей XX века насыщено философией космической гармонии: человек слит с природой, каждое событие его жизни – рождение, смерть, любовь – так или иначе связаны с природой. В хлопотах повседневной суеты человек не всегда осознает свое единение с природным миром. И лишь приближение к так называемым пограничным ситуациям заставляет его по-новому взглянуть на мир, приблизиться к постижению вселенских тайн, понять смысл слияния с природой в единое целое и физически ощутить себя частью великого космического всеединства.
Исследование «природных» основ жизни в литературе свидетельствовало, по мнению критики, не об «уходе в природу», а о решении вопроса об органичности развития общества и человека [8,24].
Еще А.П. Чехов, размышляя о причинах «несчастливости», «недотепистости» человека, считал, что при нынешних взаимоотношениях между человеком и природой человек обречен быть несчастным при любой социальной системе, любом уровне материального благополучия. Чехов писал: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа» [8,26].
В 70-е и 80-е годы прошлого столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись – города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, так что щепки летели. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе[8,27].

§2. Отношение людей к природе в повести Б. Васильева
«Не стреляйте в белых лебедей»
2.1. Основной сюжет повести
Нельзя не отметить произведение Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе. Эта повесть была написана в 1973 году.
В отдалённый посёлок за длинным рублём приехал Фёдор Бурьянов – предприимчивый и крепко стоящий на ногах барыга. Будучи лесником в охранном массиве, он построил себе дом из государственного леса и наладил семейный быт, потворствует браконьерству. У жены Бурьянова сестра Харитина замужем за Егором Полушкиным, который подался на жительство в эти края вслед за своим родственником. Егор – плотник с золотыми руками, но добр, не жаден и простодушен. Знакомые над ним смеются, Харитина сетует на судьбу, а сын Колька, наивный и добрый, любит отца, но постоянно испытывает из-за него стыд и обиду.
Егор не может удержаться на любой работе из-за своего творческого и нешаблонного отношения к делу, но его жизнь резко меняется, когда лесничий Юрий Петрович, приехавший наводить порядок в лесном массиве, выявляет хищения и назначает Полушкина новым лесником. Егор ревностно оберегает лес, за свой счет покупает белых лебедей для разведения их в своём лесничестве. Егор Полушкин пытается помешать браконьерам, убивающим его белых лебедей, и в результате сам погибает от рук браконьеров.
2.2. Бескорыстная любовь к природе главного героя повести Егора Полушкина
Егор Полушкин – главный герой повести «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева своим примером бескорыстной любви к природе воспитывает сына Кольку. Егор – человек повышенной, говоря словами автора, «сверхнормативной нравственности». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно, ко всякому делу подходить творчески. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду, как это делает его свояк Федор Бурьянов.
В повести открыто выражены и персонифицированы две противоположные, более того – полярные жизненные позиции: с одной стороны – Егор Полушкин, высшим судьей которого является совесть, его сын Колька; с другой – Федор Бурьянов с его «резиновыми» принципами, рвачеством, хищничеством и его отпрыск Вовка.
Идея нравственного становления человека решается в повести не только образом Кольки. Своеобразное формирование достойной высоконравственной личности проходит и его отец – Егор Полушкин. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Он вытачивает из липового пня, десятилетиями стоявшего на берегу озера, прекрасную в своем совершенстве фигуру женщины, привозит на прежде поражавшее, как чудо, а теперь мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» [2,148].
Вера в исправление людей добром, в возможность нравственного совершенствования руководит всеми поступками Егора. Особый смысл приобретает образ Георгия Победоносца, обрамляющий повесть: Георгий (или по-русски Егор) Победоносец «на прекрасном коне пронзает копьем черную тварь» — змею, воплощение зла. «Символ прекрасный: борьба добра со злом, очень современно… Вечная тема. Свет и тьма, добро и зло, лед и пламень» [2,169].. Этот символ освещает и смерть Егора Полушкина как торжество добра. Под его нравственным воздействием оказались почти все герои повести – и сын Колька, и учительница Нонна Юрьевна, и новый лесничий Чувалов, и те, в душах которых впервые затрепетали ростки совести, – Федор, его сын Вовка. Символический образ Георгия Победоносца и реального Егора смыкаются.
Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Так, например, правила поведения для туристов Егор вместе с сыном Колей написали в стихах:
Стой турист, ты в лес вошел,
Не шути в лесу с огнем,
Лес - наш дом,
Если будет в нем беда,
Где мы будем жить тогда? [2,256].
Как много мог бы сделать этот человек для своей земли, если бы не его трагическая гибель. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.
Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то... Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку» [2,261].
Мне кажется, что произведение является очень грустным и тяжелым, заставляет о многом задуматься. Несправедливо страдает в рассказе главный герой, олицетворяющий доброту и наивность. Книга выражает реалии современной жизни, ведь жестокость к животным и всей природе, неуважение общества к наивным добрым людям давно стало неприятной нормой.
Я считаю, что автор показал борьбу двух явлений: добра и зла, выраженных в том, что один герой способен купить лебедей, а другой – без сострадания убить прекрасных птиц. Книга помогает понять, что именно отдельные люди способны не только спасти природу, но и погубить ее.
Заключение
Русская литература, будь она классической или современной, всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля – все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других. Однако, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофой века можно назвать нынешнее экологическое состояние окружающей среды. Кто виноват? Человек, забывший о своих корнях, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился подчас страшнее зверя. Именно этой проблеме посвящена повесть Б. Васильева.
В произведении Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живет смирно, а всегда оказывается виноватым.
На мой взгляд, на нашей планете еще есть люди, ценящие и любящие природу, которые всеми силами пытаются предотвратить экологическую катастрофу. Прекрасно, что существует организация «Гринписс» . Но пока еще не все осознали всю серьезность этой проблемы. По-моему, в нашей стране, да и во всем мире должно быть больше писателей и поэтов, которые в своем творчестве кричат на весь мир о проблеме, грозящей нашей с вами планете, к действительно человеческому отношению к природе. Я считаю, что нельзя только брать, ничего не отдавая взамен. И пусть призывы писателей коснутся души каждого человека на Земле. «Не стреляйте в белых лебедей» – замечательная повесть Б.Л. Васильева, поднимающая вопрос отношений человека и природы. Произведение написано автором в 1973 году, но, к сожалению, актуально и в наши дни.
Список использованной литература
Белая Г.А. Художественная мир современной прозы / Г.А. Белая. – М.: Издательство «Наука», 1983. – 192с.
Васильев Б. Л. Повести / Б.Л. Васильев. – М.: Издательство «Дрофа», 2007. – 460 с.
3. Васильева Т.Н. Философия и поэзия, перед загадкой природы. О природе вещей / Т.Н. Васильева. – М.: Издательство «Художественная литература», 1983. –214с.
4.Залыгин С.П. Литература и природа.// С.П. Залыгин. Новый мир. 1991. –С.10 –17
5. Липин С.А. Человек глазами природы: Монография / С.А. Липин – М.: Издательство «Советский писатель», 1985. – 232 с.
6. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания / В.В. Розанов. СПб.: Издательство «Наука», 1994. – 540с.
7. Смирнова А.И. Актуальные вопросы изучения современной натурфилософской прозы // А.И. Смирнова. Природа и человек в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – С. 5 – 13
8. Трефилова Г.В. Время выбора. Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе // Г.В.Трефилова. Вопросы литературы. 1981. – №12. – С. 7– 49
.