Рабочая программа По учебному курсу «Технология» 3 класс ФГОС НОО УМК «Школа России»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Малиновская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Рассмотрено:
ТМГ учителей
начальных классов
«___» _________20__г. Согласовано:
Зам.дир. по УВР
__________ Дядькина Е.В. Утверждаю:
Директор школы
_________ Багнюк С.П.

Рабочая программа
По учебному курсу «Технология»
3 класс
Составлена по ФГОС НОО
УМК «Школа России»
Разработана на основе: примерной
программы «Технология»
(авторы: Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова). Составитель:
Борисова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов


2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года, Примерной программы начального общего образования по технологии для общеобразовательных учреждений авторов Н.И Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
-формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
-формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
-формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
-развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
-развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
-развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
-формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
-духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и межпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы). Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 34 часов в 3-м классе.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов и тем Всего часов
1 Как работать с учебником 1ч.
2 Человек и земля 21ч.
3 Человек и вода 4ч.
4 Человек и воздух 3ч.
5 Человек и информация 5ч.
ИТОГО 34ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций1.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств для её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с комму3никативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях
Свойства материалов, их изменение и использование и работе над изделиями, Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника
Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия. Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки — теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперёд иголку». Изготовление изделий и ) ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения.
Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художествен ной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:
-технология обработки ткани;
-технология обработки бумаги и картона;
-технология организации рабочего места (для работы с разными материалами).
Технические средства обучения
оборудование рабочего места учителя;
классная доска;
магнитная доска;
персональный компьютер с принтером;
ксерокс;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран размером 150x150 см.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;
набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой);
наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.;
заготовки природного материала.
Оборудование класса
-ученические столы двухместные с комплектом стульев;
-стол учительский с тумбой;
-шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пПлан Факт Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материала Универсальные учебные действия
Как работать с учебником 1ч
1 Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. Урок введения в новую тему. Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков для изготовления изделий. Объяснять новые понятия: «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Подбирать необходимые инструменты и материалы, необходимые для изготовления изделий. Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Человек и земля 21ч
2 Архитектура. Изделие «Дом». Урок изучения нового материала. Овладевать основами черчения и масштабирования (М 1:2; М 2:1), выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Находить отдельные элементы архитектуры. Объяснять понятия: «архитектура», «каркас», «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «линии чертежа». Называть профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Осваивать правила безопасной работы ножом. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
3 Городские постройки.
Изделие «Телебашня».
Комбинированный урок. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Объяснять понятия: «проволока», «сверло», «кусачки», «плоскогубцы», «телебашня». Применять при изготовлении изделия правила безопасной работы новыми инструментами: плоскогубцами, острогубцами - и способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
4 Парк.
Изделие «Городской парк» Урок закрепления и систематизации знаний. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назна- Объяснять понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Называть профессии: Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
чение инструментов для ухода за растениями.
На основе самостоятельно составленного эскиза композиции планировать изготовление изделия. Выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе. ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Составлять эскиз композиции, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приёмы и способы работы с ними. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5 Проект
«Детская
площадка».
Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». Урок-проект, Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Объяснять понятие: технологическая карта. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
6 Проект
«Детская
площадка».
Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». Урок-проект. Контролировать с помощью технологической карты последовательность выполнения работы. Создавать объёмный макет из бумаги. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея.
Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Применять приёмы работы с бумагой.
Применять умения работать с ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними. Проводить презентацию групповой работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
7 Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Практическая работа «Коллекция тканей».
Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков». Урок-исследование.
Соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена, сравнивать свойства пряжи и ткани, определять виды волокон и тканей, рассказывать о способах их производства. Различать разные виды украшения одежды - вышивку и монограмму. Различать виды аппликации. Исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Объяснять понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда. Называть профессии: модельер, закройщик, портной, швея.
Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Применять правила безопасной работы иглой. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
8 Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Изделия:
«Украшение
платочка
монограммой»,
«Украшение
фартука». Комбинированный урок. Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации. Организовывать рабочее место, рационально располагать материалы и инструменты. Использовать аппликации для украшения изделия. Оценивать качество выполненной работы. Объяснять понятия: аппликация, виды аппликации, монограмма, шов. Осваивать алгоритм выполнения аппликации. Осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды (вышивка, монограмма). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Оценивать по заданным критериям.
9 Изготовление тканей.
Изделие ее Гобелен». Урок изучения нового материала. Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон. Использовать разметку по линейке и шаблону. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета для композиции, определять или подбирать цвет основы и утка и выполнять плетение. Объяснять понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен.
Называть профессии: прядильщица, ткач. Использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
10 Вязание.
Изделие «Воздушные петли». Урок изучения нового материала. Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель. Объяснять понятия: вязание, крючок, воздушные петли. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
11 Одежда для карнавала.
Изделия:
«Кавалер»,
«Дама».
Комбинированный урок. Составлять рассказ о проведении карнавала. Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов карнавальных костюмов. Исследовать свойства крахмала, обрабатывать при помощи его материал. Выполнять украшение изделий по собственному замыслу. Объяснять понятия: карнавал, крахмал, кулиска. Соблюдать правила работы ножницами и иглой. Использовать крахмал для изготовления украшений для карнавального костюма. Выполнять разные виды стежков (косые и прямые) и шов «через край». Осуществлять поиск информации, строить речевое высказывание в устной форме, Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.
12 Бисероплетение.
Практическая работа «Кроссворд «Ателье мод».
Изделия:
«Браслетик»,
«Цветочки»,
«Браслетик
«Подковки». Урок изучения нового материала. Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планами. Объяснять понятия: бисер, бисероплетение. Осваивать способы и приёмы работы с бисером, использовать знания о леске при изготовлении изделий из бисера. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
13 Кафе.
Практическая работа «Тест «Кухонные принадлежности».
Изделие «Весы». Комбинированный урок. Составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт. Понимать назначение инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Использовать таблицу мер веса продуктов. Выполнять раскрой деталей изделия по шаблону и оформлять изделие по собственному замыслу. Проверять изделие в действии. Объяснять понятия: порция, меню. Называть профессии: повар, кулинар, официант. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки. Использовать правила безопасного обращения с инструментами. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
14 Фруктовый завтрак.
Практическая работа «Таблица «Стоимость завтрака».
Изделие «Фруктовый завтрак», «Солнышко на тарелке'» (по выбору учителя). Урок-практика. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта. Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки и дома с термической обработкой под руководством взрослого. Анализировать рецепт блюда, выделять и планировать последовательность его приготовления, распределять обязанности. Объяснять понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.
Называть меры безопасности при приготовлении пищи. Использовать правила гигиены при приготовлении пищи. Осваивать способы приготовления пищи. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и оценивать промежуточные этапы, презентовать приготовленное блюдо. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
15 Колпачок-цыплёнок.
Изделие «Колпачок-цыплёнок». Урок закрепления и систематизации знаний. Анализировать план работы по изготовлению изделия и заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять разметку деталей изделия с помо-щью линейки. Изготавливать выкройку. Выполнять раскрой деталей. Использо-вать освоенные виды строчек для соеди-нения деталей изделия. Соблюдать правила экономного расходования материала. Знакомиться на практическом уровне с понятием «сохранение тепла» и со свойствами синтепона. Объяснять понятия: синтепон, сантиметровая лента. Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Рационально организовывать рабочее место. Осваивать способы работы с тканью. • Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
16 Бутерброды.
Изделия: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя). Комбинированный урок. Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления. Определять последова-тельность приготовления закусок. Гото-вить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделия. Осваивать способы приготовления холодных закусок. Соблюдать при приготовлении изделия правила приготовления пищи и правила гигиены. Сервировать стол закусками. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Презентовать изделие.
17 Салфетница.
Изделия:
«Салфетница»,
«Способы
складывания
салфеток». Урок развития умений и навыков. Анализировать план изготовления изделия, заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Самостоятельно оформлять изделие. Объяснять понятия: салфетница, сервировка. Использовать в работе знания о симметричных фигурах, симметрии. Осваивать правила сервировки стола. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
18 Магазин подарков.
Изделия: «Соленое тесто», «Брелок для ключей. Урок формирования умений и навыков Находить на ярлыке информацию, анализировать её и делать выводы. Обосновывать выбор товара. Сравнивать свойства солёного теста со свойствами других пластичных материалов (пластилина, глины). Применять приёмы работы и инструменты для создания изделия из солёного теста. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой и оформление изделия. Использовать правила этикета при вручении подарка. Объяснять понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок. Называть профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин. Использовать приёмы приготовления солёного теста, осваивать способы придания ему цвета. Использовать правила работы шилом. Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
19 Золотистая соломка.
Изделие
«Золотистая
соломка». Урок изучения
нового
материала. Использовать технологию подготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру. Объяснять понятия: соломка, междоузлия. Осваивать способы подготовки и приё-мы работы с новым природ-ным материалом - соломкой. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
20 Упаковка подарков.
Изделие
«Упаковка
подарков». Урок формирования умений и навыков. Соотносить выбор оформления, упаковки подарка с возрастом и полом того, кому он предназначен, с габаритами подарка и его назначением. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приёмы и способы работы с бумагой. Осваивать приём соединения деталей при помощи скотча. Объяснять понятия: упаков-ка, контраст, тональность.
Осваивать правила упаков-ки и художественного офор-мления подарков, приме-нять знание основ гармо-ничного сочетания цветов при составлении композиции. Планировать оформление изделия по собственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации упаковки.
21 Автомастерская.
Изделие «Фургон «Мороженое». Урок развития умений и навыков. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развёртки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Создавать объёмную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры. Объяснять понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань. Называть профессии: инженер-конструктор, автослесарь.
Осваивать технологию конструирования объёмных фигур. Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
22 Грузовик. Практическая работа «Человек и земля».
Изделия:
«Грузовик»,
«Автомобиль».
Урок-практика. На основе образца и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план сборки изделия: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций, самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное, неподвижное. Объяснять понятия: подвижное соединение,неподвижное соединение. Осваивать алгоритм сборки различных видов автомобилей из конструктора. Анализировать конструк-торско-технологические особенности предполагаемых изделий. Конструировать объекты с учётом технических условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие инструменты и материалы.
Человек и вода (4 часа)
23 Мосты.
Изделие: модель «Мост». Урок изучения
нового
материала. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструкторских особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Заполнять технологическую карту. Выполнять чертёж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия. Осваивать и использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей). Объяснять понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонууй мост, несущая конструкция. Осваивать работу с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
24 Водный транспорт. Проект «Водный транспорт».
Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя). Урок-проект. Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Объяснять понятия: верфь, баржа, контргайка. Называть профессию: кораблестроитель. Осваивать конструирование изделия. Осуществлять информационный, практический поиск. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
25 Океанариум.
Проект
«Океанариум».
Практическая
работа «Мягкая
игрушка».
Изделие «Осьминоги и рыбка». Урок-проект. Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях. Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. Соотносить формы морских животных с формами предметов, из которых изготавливают мягкие игрушки. Находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы. Объяснять понятия: мягкая игрушка, океанариум. Называть профессию: ихтиолог.
Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соблюдать правила работы иглой. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
26 Фонтаны. Практическая работа «Человек и вода».
Изделие «Фонтан». Урок развития умений и навыков.
Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях. Изготавливать объёмную модель из пластичных материалов по заданному образцу. Анализировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его. Выполнять раскрой деталей по шаблонам, оформлять изделие при помощи пластичных материалов. Объяснять понятия: фонтан, декоративный водоём. Осваивать изготовление объёмной модели (фонтана).
Осуществлять информационный, практический поиск. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Человек и воздух (3 часа) 27 Зоопарк. Урок форформиро- Сравнивать различные техники созда- Объяснять понятия: орига- Анализировать образец,
Практическая формирова –
ния ния оригами. Обобщать информацию ми, бионика. определять последова-
работа «Тест ния умений и
на об истории возникновения искусства Осваивать приёмы сложе- тельность действии, кон-
«Условное обо- навыков. оригами и его использовании. Осваи- ния оригами, понимать их тролировать и корректи-
значение техники оригами».
Изделие «Птицы». вать условные обозначения техники оригами. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. графическое изображение. ровать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
28 Вертолётная Урок развития Анализировать, сравнивать профес- Объяснять понятия: верто- Планировать последова-
площадка. умении и сиональную деятельность летчика, лет, лопасть. тельность практических
навыков. штурмана, авиаконструктора. Опреде- Называть профессии: действии для реализации
Изделие «Вер- лять и называть основные детали вер- летчик, штурман, авиакон- замысла, поставленнойтолёт «Муха». толёта. Анализировать план изготовления изделия. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Использовать новый материал -пробка. структор.
Использовать приёмы работы с разными материалами. задачи.
29 Воздушный Урок изучения Подбирать бумагу для изготовления Объяснять понятие: папье- Моделировать несложные
шар. нового изделия «Воздушный шар», исходя измаше. изделия с разными конст-
материала. знания свойств бумаги. Составлять Осваивать и применять руктивными особенностя-
Изделие «Воз- технологическую карту. Контролиро- технологию изготовления ми, используя изученнуюдушный шар». вать изготовление изделия на основе технологической карты, самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. художественную технику.
Человек и информация (5 часов) 30 Переплётная Урок изучения Осуществлять поиск информации о Объяснять понятие: пере- Осуществлять поиск ин-
мастерская. нового книгопечатании из разных источников, плет. формации, используя ма-
материала. называть основные этапы книгопечата- Называть профессии: пе- териалы учебника, выде-
Изделие ния, характеризовать профессиональ- чатник, переплетчик. лять этапы работы, соот-
«Переплётные ную деятельность печатника, пере- Осваивать технику пере- носить этапы изготовле-
работы». плётчика. Анализировать составные элементы книги. Использовать эти знания для работы над изделием. плётных работ. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами. ния изделия с этапами создания изделия.
31 Почта. Урок формирования умений и навыков. Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты. Отбирать информацию и кратко излагать её. Рассказывать об особенностях работы почтальона и почты, использовать материал учебника и собственные наблюдения. Объяснять понятия: корреспондент, бланк. Называть профессии: почтальон, почтовый служащий.
Осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания. Строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника. Анализировать образец.
32 Кукольный театр.
Проект «Готовим спектакль».
Изделие «Кукольный театр». Урок-проект. Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Составлять рассказ о театре. Осмысливать этапы проекта и проектную документацию. Объяснять понятия: театр, театр кукол, программа. Называть профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия.
33 Проект «Готовим спектакль».
Изделие «Кукольный театр». Урок-проект. Создавать изделия по одной технологии, использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Самостоятельно выбирать способы оформления изделия. Распределять в группе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Рассказывать о правилах поведения в театре. Планировать свою работу, работать в группе. Самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
34 Афиша.
Изделие «Афиша». Урок развития умений и навыков. Анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word,
форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль». Объяснять понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Осваивать правила набора текста в программе Microsoft Word.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.