Конспект урока по предмету Графика и письмо на тему «Подготовительные упражнения: точки, линии (вертикальные горизонтальные)»


Муниципальный тур республиканского этапа VI Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья России – 2015»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «ГРАФИКА И ПИСЬМО»
ТЕМА УРОКА: «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: ТОЧКИ, ЛИНИИ (ВЕРТИКАЛЬНЫЕ, ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ)»
Дудниченко Елена Владимировна,
учитель надомного обучения
МБОУ «Советская средняя школа №1»
Советского района Республики Крым
2015 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: ГРАФИКА И ПИСЬМО
Класс: 2 (школа VIII вида)
Тип урока: комбинированный
Тема: Подготовительные упражнения: точки, линии (вертикальные и горизонтальные)
Задачи:
Образовательная:
учить проводить прямые линии, соблюдая направление (сверху – вниз, слева - направо); продолжать формировать представление о целостном образе предмета
Коррекционно-развивающая:
Коррегировать и развивать пространственную ориентировку; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать навык самоконтроля, чувство ритма
Воспитательная:
Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать старательность, аккуратность
Оборудование:
Мультимедийный комплекс, презентация, аудиоматериалы, разрезная картинка, рисунок бегемота с шарами, поддон с манкой, лист с заданиями «От точки к точке», тетрадь, ручка, цветной карандаш, разные лица для солнышка, скакалка, гимнастическая палка, коробка с воздушным шаром.Характеристика этапов урока:
Название этапа, цель Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающейся (осуществляемые действия) Результат
І. Организационный этап
Цель: мотивация обучающейся к учебной деятельности; эмоционально-психологический настрой на урокПриветствует обучающуюся
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
(Звучит спокойная музыка)
(Приложение 1)
- Посмотри, какая сегодня чудесная погода: светит солнышко, поют птички, у всех хорошее настроение. Давай улыбнёмся друг другу и настроимся на урок. Приветствует учителя.
Выполняет упражнения совместно с учителем.
Формирование УУД:
(К) Проявляет активность во взаимодействии
(Л) Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Совместное проговаривание стихотворения с элементами самомассажа.
Цель:
активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала
Рассказывает стихотворение, демонстрирует движения.
Повторяет стихотворение за учителем, выполняет самомассаж. Координирует речь с движением.
Доброе утро, глазки! (поглаживание век)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, щёчки! (поглаживание щёк)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, ушки! (разминание кончиков ушей)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, ручки! (потереть ладони друг о друга)
Вы проснулись?
Проснулись! Формирование УУД:
(К) Проявляет активность во взаимодействии
(Л) Установка на здоровый образ жизни
(К) Может осуществлять продуктивное взаимодействие со взрослым
Дыхательная гимнастика «Надуваем шары»
Цель: развивать дыхательную систему ребёнка, укреплять защитные силы организма Демонстрирует правильное выполнение дыхательной гимнастики.
- Давай с тобой надуем шары. Сядем ровно, спинка прямая, руки положим на колени. Выполним глубокий вдох и спокойный выдох.
Выполняет дыхательную гимнастику с опорой на совместные действия с учителем.
Формирование УУД
(Л) Установка на здоровый образ жизни
(К) Может осуществлять продуктивное взаимодействие со взрослым
ІІ. Подготовка к изучению нового материала
Цель: подготовить обучающую к восприятию нового материала
Игра «Собери картинку»
Цель: формирование представления о целостном образе предмета Подготавливает к изучению нового материала. Выдвигает проблему.
- Посмотри, мы с тобой так надували шарики, что рассыпали картинку. Собери её и узнаешь, кто придёт к нам в гости. (Приложение 2)
Собирает картинку из разрезанных частей.
Контролирует свои действия, исправляет допущенные ошибки.
Отвечает на вопрос учителя.
Формирование УУД
(П) Составление целого из частей.
(Р) Применять установленные правила в планировании способа решения.
(Л) Осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.
Рисование по точкам.
Цель: развитие мелкой моторики; развитие целенаправленных движений - Бегемотик пришел к нам не просто так. Он принёс тебе подарок. А что в этой коробке, ты узнаешь, если выполнишь все задания. Готова?
- Тогда вот тебе первое задание. (Приложение 3)
- Что держит в руках Бегемотик? (воздушные шары).
- Сколько шаров? Какого они цвета?
- Как ты думаешь, какое задание нужно выполнить? Отвечает на вопросы учителя.
Вспоминает правила посадки при письме.
Выполняет задание (обводит шарики по контурным точкам), соблюдая аккуратность.
(П) Анализирует объект.
(Р) Постановка учебной задачи на основе известного ранее.
ІІІ. Сообщение темы и задач урока.
Цель: сформулировать учебные задачи Озвучивает тему и задачи урока.
- Мы уже выполнили несколько заданий. А впереди нас ждут ещё испытания: мы будем учиться писать точки и прямые линии. Воспринимает тему и задачи урока.
Формирование УУД:
(Л) Проявляет заинтересованность изучаемым предметом.
ІV. Изучение нового материала
Актуализация знаний
Цель: активизировать ранее полученные знания, настроить на восприятие нового материала
Предлагает выполнить задание
Письмо точек под ритмичную музыку на манке: (Приложение 4)
- произвольно
- в заданном направлении: сверху – вниз; слева – направо
Письмо линий под ритмичную музыку на манке:
- произвольно
- в заданном направлении: сверху – вниз; слева – направо
Выполняет письмо точек, соблюдая темп и ритм письма.
Выполняет письмо точек, соблюдая темп, ритм и направление письма.
Выполняет письмо прямых линий, соблюдая темп и ритм письма.
Выполняет письмо прямых линий, соблюдая темп, ритм и направление письма.
Формирование УУД:
(Р) Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
(Р) Адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами
(К) Проявляет активность во взаимодействии
Письмо линий «От точки к точке»
Цель: формировать умение писать по образцу и самостоятельно. (Приложение 5)
Даёт инструкции по выполнению задания. Осуществляет контроль за выполнением задания.
Выполняет задание, ориентируясь на алгоритм письма
Выполняет задание до конца. Сверяет с образцом.
Формирование УУД:
(П) Анализирует образец, выполняет задание по образцу и самостоятельно.
(Л) Способность к волевому усилию.
Релаксация. Упражнение «Ласковый мелок»
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений «Рисует» на спине обучающейся
- Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я тебе сейчас нарисовала?
- А хочешь, я тебе нарисую «ласковым» мелком?
После окончания игры «стираю» всё, что нарисовала, при этом слегка массирую спину. Угадывает, что «нарисовано» на спине по ощущениям.
«Рисует» на спине учителя, правильно выбирая силу нажима при рисовании. Формирование УУД:
(Р) Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
(К) Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
V. Физкульминутка «Дождик»
Цель: активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала Читает стихотворение, показывает необходимое действие.
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
- Дождик прошёл, и появились лужи.
- Пройди по мостику (скакалка), стараясь не сходить с неё, чтобы не попасть в лужу.
- Пройди по мостику (гимнастическая палка) приставными шагами правым боком вперёд, а затем – левым. Выполняет общеразвивающие физические упражнения. Проговаривает за учителем стихотворение, сочетает слова с движениями.
прыжки на носках, руки на поясе
4 прыжка
8 прыжков
руки развести в стороны
руки полукругом над головой.
Выполняет упражнения для укрепления мышц стопы. Формирование УУД:
(Л) Установка на здоровый образ жизни
(К) Проявляет активность во взаимодействии
(Р) Концентрация воли для преодоления физических препятствий.
(П) Выбирает наиболее эффективный способ решения поставленной задачи.
VІ. Закрепление изученного материала
Цель: вспомнить изученный ранее материал, подготовить обучающуюся к изучению новой темы
Упражнение на формирование представление о целостном образе.
Цель: формирование представления о целостном образе. Выдвигает проблему. Предлагает найти решение проблемы.
- Посмотри, что случилось с шариками! (Приложение 6)
- На них появились тёмные пятна! Что же делать?
Осуществляет контроль за выполнением задания.
- Молодец! Ты справилась с этим заданием.
Находит пути решения поставленной проблемы.
- Чтобы их удалить, нужно закрыть эти пятна одинаковыми по форме фигурами.
Выполняет задание путём наложения одной фигуры на другую.
Производит самоконтроль.
Формирование УУД:
(Р) Сличать полученный результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Вносить необходимые изменения в случае расхождения результата.
(П) Формирование мыслительных операций: анализ и синтез.
Гимнастика для глаз
Цель: снять напряжение с глаз
- Посмотри, шарики полетели!
Даёт инструкцию по выполнению гимнастики для глаз.
- Следи за движением шариков, не поворачивая головы. (Приложение 7) Проявляет заинтересованность.

Выполняет гимнастику для глаз, пользуясь инструкцией.
Формирование УУД:
(Л) Установка на здоровый образ жизни
(Р) Прослеживает взглядом за движущимся предметом.
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Цель: подготовить мышцы руки к письму
Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Выполняет пальчиковую гимнастику на основе демонстрации и собственного опыта.
Все пальцы в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дует на них, пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит, пальчики принимают исходное положение» Формирование УУД:
(К) Воспринимает на слух тексты, в исполнении учителя
Письмо точек и линий в тетради
Цель: учить ориентироваться в тетради, писать точки и прямые линии в ограниченном пространстве Даёт задание. Организует самостоятельную работу.
Осуществляет контроль за выполнением задания. Занимает правильную позу при письме.
Выполняет упражнение в тетради самостоятельно, сравнивает написанное с образцом. Различает неточности в написании элементов.
Формирование УУД:
(Р) Учится работать по предложенному учителем плану.
(К) Формулировать свои затруднения.
(П) Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
(Л) Понимает личную ответственность за будущий результат.
VІІ. Заключительный этап урока. Рефлексия
Цель: организовать рефлексию и самооценку обучающейся собственной деятельности. Проводит рефлексию.
- Какое у тебя настроение сейчас?
- Посмотри, на доске нарисовано солнышко. Чего не хватает у него? (лица)
- Подбери солнышко личико, которое соответствует твоему настроению. (Приложение 8)
- Почему ты выбрала такое личико?
- Дорисуй солнышку лучики.
- Умница! Ты очень хорошо сегодня работала, выполнила все задания Бегемотика, и он с удовольствием дарит тебе подарок. Открывай коробку!
(Ребёнок открывает коробку, из неё вылетает воздушный шарик.) Выполняет рефлексию.
Формулирует конечный результат своей работы на уроке.
Понимает смысл изображений, различает эмоции.
Определяет своё эмоциональное состояние.
Дорисовывает на доске лучики солнышку Формирование УУД:
(Р) Оценивать собственные успехи и неудачи.
(П) Умение видеть и осознавать целостный образ предмета.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Организационный этап
Звучит спокойная музыка (Приложение 1)
- Посмотри, какая сегодня чудесная погода: светит солнышко, поют птички, у всех хорошее настроение. Давай улыбнёмся друг другу и настроимся на урок.
Проговаривание стихотворения с элементами самомассажа.
Доброе утро, глазки! (поглаживание век)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, щёчки! (поглаживание щёк)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, ушки! (разминание кончиков ушей)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, ручки! (потереть ладони друг о друга)
Вы проснулись?
Проснулись!
Дыхательная гимнастика «Надуваем шары»
- Давай с тобой надуем шары. Сядем ровно, спинка прямая, руки положим на колени. Выполним глубокий вдох и спокойный выдох.
Подготовка к изучению нового материала
Игра «Собери картинку»
- Посмотри, мы с тобой так надували шарики, что рассыпали картинку. Собери её и узнаешь, кто придёт к нам в гости. (Приложение 2)
- Бегемотик пришел к нам не просто так. Он принёс тебе подарок. А что в этой коробке, ты узнаешь, если выполнишь все задания. Готова?
- Тогда вот тебе первое задание. (Приложение 3)
Рисование по точкам.
- Что держит в руках Бегемотик? (воздушные шары).
- Обведи контуры шаров по точкам.
Сообщение темы и задач урока.
- Мы уже выполнили несколько заданий. А впереди у нас ещё много испытаний: мы будем учить писать точки и прямые линии.
Изучение нового материала
Актуализация знаний
Письмо точек под ритмичную музыку (Приложение 4) на манке:
- произвольно
- в заданном направлении: сверху – вниз; слева – направо
Письмо линий под ритмичную музыку на манке:
- произвольно
- в заданном направлении: сверху – вниз; слева – направо
Письмо линий «От точки к точке» (Приложение 5)
Упражнение для снятия мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений «Ласковый мелок»
- Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я тебе сейчас нарисовала?
- А хочешь, я тебе нарисую «ласковым» мелком?
После окончания игры «стираю» всё, что нарисовала, при этом слегка массирую спину.
Физкульминутка «Дождик»
Капля раз, капля два. (прыжки на носках, руки на поясе)
Очень медленно сперва. (4 прыжка)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом. (8 прыжков)
Мы зонты свои раскрыли, (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
- Дождик прошёл, и появились лужи. Пройди по мостику (скакалка), стараясь не сходить с неё, чтобы не попасть в лужу.
- Пройди по мостику (гимнастическая палка) приставными шагами правым боком вперёд, а затем – левым.
Закрепление изученного материала
Упражнение на формирование представление о целостном образе.
- Посмотри, что случилось с шариками! (приложение 6)
- На них появились тёмные пятна! Чтобы их удалить, нужно закрыть эти пятна одинаковыми по форме фигурами.
- Молодец! Ты справилась с этим заданием.
- Посмотри, шарики полетели!
Гимнастика для глаз
- Следи за движением шариков, не поворачивая головы. (Приложение 7)
Пальчиковая гимнастика
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальцы в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дует на них, пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит, пальчики принимают исходное положение»
Письмо точек и линий в тетради
Заключительный этап урока
- Какое у тебя настроение сейчас?
- Посмотри, на доске нарисовано солнышко. Чего не хватает у него? (лица)
- Подбери солнышко личико, которое соответствует твоему настроению. (Приложение 8)
- Дорисуй солнышку лучики.
- Молодец! Ты выполнила все задания Бегемотика, и он с удовольствием дарит тебе подарок. Открывай коробку!
(Ребёнок открывает коробку, из неё вылетает воздушный шарик.)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Графика и письмо»
Лебедева П.Д. Волшебные точки. Учимся писать. — СПб.: КАРО, 2005 — 96 с.: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»)
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О. Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009