Методическая разработка по биологии: Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные

Урок Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

Задачи урока:
Образовательная:
-познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованной, самой процветающей и распространенной группой беспозвоночных на Земле;
- познакомить с характерными признаками представителей классов: Ракообразные, Паукообразные и значением их представителей в природе и жизни человека;
- продолжить формирование умений проводить лабораторные исследования.
2. Развивающая:
- продолжить работу по формированию у учащихся логического мышления; умения работать с таблицей;
- продолжить развивать у учащихся умение поиска и выделения необходимой информации с использованием источников информации, закрепление навыков работы с раздаточным материалов (коллекции членистоногих), умение фиксировать результаты работы, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
3. Воспитательная:
- воспитывать у учащихся любовь к природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- бережно относиться к природе.

Используемые методы обучения и воспитания:

Методы формирования новых знаний: объяснительно-иллюстративный (показ видеосюжета, объяснение учителя, изучение дополнительных источников информации (карточки), проблемный (постановка проблемы), исследовательский.
Методы организации деятельности учащихся: метод самостоятельной работы учащихся (лабораторная работа), работа с раздаточным материалом (коллекции членистоногих)
Методы контроля и самоконтроля: устный опрос, взаимоконтроль.
Методы формирования личностных результатов: беседа, аналогии.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (коллекции насекомых), дополнительные источники информации (иллюстративные карточки, схемы, рисунки, журналы)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся должны уметь характеризовать особенности строения и жизнедеятельности типа членистоногих, классов ракообразные и паукообразных, их значение в природе и жизни человека;

Метапредметные: учащиеся должны уметь самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы;

Личностные: у учащихся формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов живой природы.

Основные понятия урока: хитин, развитие без превращения, партеногенез, паутинные бородавки, паутина – ловчая сеть, легочные мешки и трахеи.

Деятельность учащихся: работа с текстом и раздаточным материалом, выполнение лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Организационный момент (3 мин.)
Актуализация знаний: (5 мин.)

Кратко ответить на вопросы (письменно)

Какие классы типа Иглокожие вы знаете?
Какую среду обитания заселили представители типа Иглокожие?
Какая симметрия тела характерна для представителей типа Иглокожие?
Имеют ли представители типа Иглокожие скелет?
Встречаются ли иглокожие в нашей местности? (г.Мытищи)

Взаимоконтроль: учащиеся обмениваются листками; оценивают работу соседа по 5-балльной системе.

Изучение нового материала
Вступление
Просмотр видеосюжета из фильма «Эволюция жизни» (3 мин.)
Работа с классом:
Учитель: Ребята, вы только что посмотрели видеосюжет из фильма «Эволюция жизни». Мы с вами на предыдущих занятиях изучали строение и особенности жизнедеятельности червей, моллюсков и иглокожих. О каких животных шла речь в данном видеосюжете?
Ответы учащихся: (трилобиты, креветки)
Демонстрация трилобита ( 1 мин)
Фотовыставка «Поездка в Палеонтологический музей»
Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти живые организмы от ранее изученных групп животных: червей, моллюсков, иглокожих?
Ответы учащихся: у них появился гибкий наружный скелет, сложные глаза, членистые конечности.
Мы сегодня с вами начинаем изучать представителей типа Членистоногие.
Сообщение темы и цели урока:
«Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные» (запись в тетрадях)
Рассказ учителя: (4 мин) и видеофильм «Дрофа» 7 класс(№ 77 ) – 1 мин)
Членистоногие – самая большая группа животных, населяющих нашу планету. Она объединяет от 1,5 до 3,5 млн видов насекомых, раков, пауков и клещей. По видовому разнообразию членистоногие намного превышают численность других видов животных, растений, грибов и бактерий. Практически нет таких мест на Земле, где не жили бы членистоногие. Они встречаются не только в наземно-воздушной среде, но и в толще воды, на дне, в почве. Найдены членистоногие и в ледяной Арктике, и в горячих источниках. Преобладающее количество видов членистоногих приспособились к жизни на суше. Верхний слой почвы обильно заселен членистоногими. Между собой членистоногие различаются по ряду признаков, но в то же время у них есть много общего, что дает возможность объединить их в один тип. На какие же классы делится тип Членистоногие?
Запись в тетрадях: Тип Членистоногие

Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые
Отряды: листоногие раки Отряда: пауки, клещи, Отряды: жуки,
(дафнии), десятиногие раки скорпионы, сенокосцы стрекозы, бабочки
(реч. рак), веслоногие раки (циклоп)
Работа с классом:
Ребята, рассмотрите рисунки 38-44 учебника. Также возьмите раздаточный материал на партах (коллекции членистоногих – пауков, скорпионов, насекомых) ( 2 мин.)
Ребята, ответьте на вопросы:
Что общего между этими представителями членистоногих?
Ответы учащихся ( у них двусторонняя симметрия тела, тело сегментированное; имеются членистые конечности; снаружи тело покрыто плотной оболочкой (хитином) и образует панцирь, к которому изнутри прикрепляются мышцы; тело у многих подразделяется на отделы (голова, грудь, брюшко; на голове имеются органы чувств (глаза, усики); на грудном отделе расположены ноги, а у представителей класса насекомые могут быть крылья.
Записать в тетрадях:
Особенности строения членистоногих
Оставить 10 пустых строчек (задание на дом)

Динамическая пауза:
Физкультминутка общего воздействия (4 мин.)

Упражнение: «Потянулись» (повт. 3 раза)
Упражнение: «Легли на парту»
Упражнение: «Качание головой» (1 мин.)
Исходное положение: стойка ноги врозь
Руки отвести назад, затем в стороны и вверх. Встать на носки, расслабив плечевой пояс. Руки опустить вниз с небольшим наклоном туловища вперед (повт. 3 раза)
Встали на носочки, потянулись (повт. 3раза)


Рассказ учителя + видеоурок «Дрофа.ру» 2 мин. (№ 78) и № 79 (рак)
Ребята, мы сегодня начинаем знакомство с ракообразными. В процессе эволюции ракообразные приспособились к жизни в водной среде. Они обитают в морских и пресных водоемах, и лишь некоторых виды (например, мокрицы) во влажных местах на суше. К классу ракообразных относятся раки, крабы, креветки, омары, а также множество микроскопических организмов, которые составляют основную часть зоопланктона. Многие из вас видели речного рака. Это крупное животное длиной до 15 см. Рак обитает в пресных проточных водах и ведет преимущественно ночной образ жизни. Снаружи рак покрыт твердым зеленовато-черным панцирем. В теле рака выделяют два отдела: головогрудь и брюшко. На длинных стебельках расположены 2 сложных глаза. У рака 2 пары усиков. Видоизмененые конечности образуют ротовые органы. На головгруди расположены 5 пар конечностей. Самая первая – клешни, которые служат для нападения, защиты и захвата добычи. Раки, как и другие членистоногие, линяют. Речной рак всеяден. Измельченная ротовыми органами пища через глотку и пищевод попадает в желудок, состоящий из двух отделов жевательного и цедильного.
Органы дыхания: жабры.
Кровеносная система рака незамкнутая. Имеется мешковидное сердце.
Органы выделения – пара зеленых желез, расположенных в головной части тела.
Раки – раздельнополые животные. Развитие речных раков прямое, без личиночной стадии.

Я предлагаю вам выполнить лабораторную работу. Возьмите тетради для лабораторных работ и инструктивные карточки.
Инструктаж по технике безопасности
Лабораторная работа № 2 «Многообразие ракообразных» (10 мин)
Учащиеся выполняют лабораторную работу.


Динамическая пауза: (2 мин.)

Упражнение «Потянулись»
Упражнение «Качание головой»
Разминка для пальчиков.
Рассказ учителя + видеоурок «Дрофа.ру» (2 мин) № 82
Ребята, рассмотрите схему строения паука (раздаточный материал)
Класс Паукообразные объединяет до 60 тыс. видов членистоногих без усиков, с простыми глазами и четырьмя парами ходильных ног. В процессе эволюции многие паукообразные приспособились к наземному образу жизни.
Тело паукообразных чаще всего состоит из головогруди и брюшка. Однако у скорпионов имеется больше сегментов, а у клещей – слитное тело. Усиков у паукообразных нет. Конечностей – 6 пар. Первая пара – хелицеры (используется для захвата добычи); вторая – ногощупальца (захват добычи и органы осязания), остальные 4 пары – ходильные ноги. Тело покрыто хитиновой кутикулой. Почти все представители – хищники. Чаще всего мы встречаемся с пауками, скорпионами и клещами.
Работа с классом: (4 мин)
Как вы думаете, какие особенности строения еще имеются у паукообразных?
Особенности строения паукообразных:
У многих имеются ядовитые железы (пауки, скорпионы)
Хорошо развиты органы осязания
Имеются органы дыхания: легкие и трахеи.
Для многих пауков характерно внекишечное пищеварение: паук впрыскивает в тело жертвы пищеварительный сок, который растворяет ее ткани.
Паукообразные – раздельнополые животные.


Отряд Пауки:
Для пауков характерно наличие паутинных бородавок, в которые открываются паутинные железы.
Отряд Клещи:
Клещи имеют слитное тело. Среди них много паразитов растений и животных. Амбарные клещи повреждают зерно при неправильном хранении. В начале лета на людей нападают кровососущие клещи. Для человека опасны иксодовые клещи, переносчики клещевого энцефалита, болезни Лайма и других заболеваний; чесоточные клещи (возбудители чесотки), а также клещи домашней пыли (вызывают аллергические реакции).
Отряд Скорпионы:
Скорпионы обитают в тропических и субтропических регионах. В нашей стране они встречаются в низовьях Волги, на Северном Кавказе.
Не имеют усиков. Имеются крупные клешни на ногощупальцах. Задний отдел брюшка заканчивается ядовитым жалом. Скорпионы – хищники. Они охотятся ночью, а днем прячутся в укромных местах. Самка скорпиона яиц не откладывает. Зародыши развиваются внутри ее тела. Первое время самка заботится о своем потомстве и носит его на спине, а затем молодые скорпионы начинают жить самостоятельно.
Итоги урока:
Слово учителя: (2 мин.)
Ребята, вы сегодня познакомились с группой живых организмов - членистоногими как наиболее высокоорганизованной, самой процветающей и распространенной группой беспозвоночных на Земле; также изучили характерные признаки представителей классов: Ракообразные, Паукообразные.
Домашнее задание: (3 мин.)
Изучить § 14 (В. 1-4 ответить устно) Задание в тетради: «Особенности строения членистоногих»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115