План конспект урока «Словообразование имен существительных»


Предмет Русский язык
Класс 3
Тема «Словообразование имен существительных»
Цели и педагогические задачи(педагогический замысел). 1.Обучение младших школьников совместному решению задач.
2.Более глубокое освоение детьми способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
3.Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
4.Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.
Знания,умения и способы действий, на которые опирается задача. Третьеклассники на протяжении учебного года осваивали имя существительное как часть речи, части слова.
Планируемый педагогический результат. 1.Каждый ученик узнает новое о словообразовании существительных.
2.Учащиеся опробуют способы образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
3.Узнают суффиксы, с помощью которых образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением
Универсальные учебные действия. 1.Личностные:
- проявляет интерес к процессу работы, способам решения учебной задачи, желание учиться;
- обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;
- старается высказывать слова, предложения.
2. Познавательные:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- использует готовые и создает в сотрудничестве знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).
3. Регулятивные:
- определяет, формулирует тему урока;
- оценивает выполненную работу.
4. Коммуникативные:
- оформляет свою мысль;
- обосновывает свое суждение;
- старается находить общее решение при работе с одноклассниками.
Способ оценивания результатов работы. 1.Педагогическое наблюдение за работой учеников.
2. Самооценка учащихся (экспертный лист).
Ход урока.
Этапы урока Время в мин. Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Орг.момент.
II.Мотивация.
III.Определение темы урока.
IV.Новая тема.
V.Практи-ческая часть.
VI.Самост. работа.
VII.Итог.
1мин.
2мин.
5мин
3мин.
10мин
15мин
4мин. -Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.Меня зовут Туяра Васильевна, я учитель русского языка для начальных классов, Чурапчинской средней школы имени Семена Андреевича Новгорода.
-Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите улыбку мне, а я вам свою.
-(Видеосюжет про Чурапчу Слайд №1)
-Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения.
-Дети, приглашаю вас побывать у меня в гостях. Я покажу вам свои любимые места. Хотите отправиться вместе со мной?
-У нас в Чурапче очень много красивых мест.
(слайд№2 береза с песней)
-Скажите пожалуйста,чем наш улус прекрасен, что является символом нашего улуса? что нарисовано на гербе?
СтихотворениеС.Есенина про березу
с им.сущ. (показ стихотворения)
Зеленая прическа,
Тонкая талия,
Что загляделась в пруд?
Я навек за туманы и росы.
Полюбил у березы косы.
-Внимательно посмотрим на выделенные слова?
(Если дети затрудняются, задать вопросы).
- К какой части речи относятся выделенные слова?
-Даребята,сегодня мы узнаем про имен существительных. Мы будем работать, иоценивать свою работу на «листках самооценки» (слайд №3).
Карта маршрута.
Лист самооценки
-Кто нашел все существительные в стихотворении, поставьте «+», а кто не справился «-».
-Я отведу вас к моему любимому месту.
- Это одно из моих самых любимых мест «Березовая роща».
-Какие предметы мы видим?
-Как их можно ласково назвать? Как можно изменить это слово?
-Что помогло сделать слова ласковыми? какая часть слова?
-Вот даны нам слова, мы должны их с
помощью суффиксов назвать ласково.
-Давайте определим: с помощью, каких суффиксов образованы эти ласковые слова?
- Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? какая тема урока? Правильно!
-Сегодняшняя наша тема: «Слова уменьшительным ласкательным значением».
-Когда мы говорим ласково?
- -Как мы образовали ласковые слова?
- И так, с помощьюкаких суффиксов мы образуем новые слова?
-Давайте прочитаем эти суффиксы.
(слайд №4)
-Отлично вы справились с суффиксами
Кто нашел все суффиксы ставим «+»,кто не нашел «-».
-А сейчас отведу вас ребята в центр нашего села. Мы пришли в сквер, но что же случилось с ним? что такое?
-Что мы должны сделать? Давайте все вместе уберем этот мусор. По одному выходим и называем предметы и убираем.
-Что здесь осталось?
-А теперь из этих слов образуйте
ласковые слова. Для этого нам помогут эти суффиксы(слайд №5)
-С помощью этих суффиксов какие
слова мы образовали?
-Ребята кто правильно называл все предметы, убирал и правильно образовывал новые слова поставьте «+» а кто не справился «-».
-Ой ,как стало чистенько! а теперь мы можем отдохнуть и сделать зарядочку.
Физминутка.
-Вот мы отдохнули, набрали сил. А теперь хочу показать вам интересное место. Вы слышали о существовании таксидермического музея?Его основал Попов Александр Александрович врач отоларинголог, чтобы помочьдетям инвалидам.Он в своем музее собралразных животных и птиц, которые обитают в нашей республике. Давайте зайдем в этот музей. Столько много животных!
(слайд№6 с животными музея)
-Какие животные тут есть?
- Сейчас мы составим текст про животных, которых мы увидели в музее.
-У вас на парте лежат листочки, берем и составляем предложение.Ребята вы должны название животных написать
ласково. И с помощью ваших
предложений, мы составим общий текст про животных. Которых мы
увидели в музее Александра Александровича(видеоролик)
-Текст у нас будет про животных. Какое название выберем для нашего текста? (слайд).
- Где мы побывали ребята?
Давайте запишем…
А теперь каждый ребенок читает предложение.
-Как можно закончить наш текст?какое заключение нам больше всего понравилось?
Давайте запишем …
-Найдите имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в нашем тексте.
-Молодцы ребята мы, какой интересный текст у нас получился.
-Как мы относимся к этим животным?
-Кто составил предложение и озаглавил текст поставьте «+».
-Еще я хочу познакомить вас с особенным местом, в котором я горжусь! Ребята, вы знаете,Чурапча славится спортсменами. Я поведу вас к Чурапчинскому институту физической культуры и спорта.
-Вы здесь были?
-Знаете ли вы,ребята, какие
соревнования этим летом пройдут в
нашем улусе? в этом году пройдут
игры Манчаары.
Какие виды вам нравятся? Все мы любим спорт!
-Посмотрите это кто?
-Какой вид спорта тебе нравится больше всего?
-Молодцы!
-Вот и спортсмены нашего класса.
- К чему мы научились?
-С помощью каких суффиксов образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением?
- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?
- Мне понравилась ваша работа на уроке, каждый из вас внёс вклад в этот урок.
-Вы молодцы, очень хорошо потрудились, отыскали много суффиксов, определили, какое значение придают суффиксы словам.
- А теперь проведем самооценку своей работы.
- Поднимите руку, кто справился с заданием. Посчитайте свои «+»
-Кто набрал 6-5баллов, получает «5»
золотую медаль, 4 б- «4» серебряную медаль, а кто 3 б-бронзовую «3»
-Оцениваете, как вы работали на сегодняшнем уроке.
-У кого золотая медаль встаньте. У кого серебряная медаль? бронзовая?
-Вы оценили свою работу. Начните собирать золотые медали за знание и достойно встретите игры Манчаары.
-Всем спасибо за хороший урок, вы мне очень помогли!
Приветствие.
Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются, потом к учителю, учитель улыбается детям.
-Да хотим!!
Наш улус прекрасен березами.
Все слова существительные.
Об имени существительных.
Березовая роща.
Березаберезонька,
пень-пенек,куст-кустик,гриб-грибочки,грибок.
-Слова ласково называют предметы.
Суффиксы.
Березонька,пенек,кустик,грибок,гнездышко,мышка,звездочка,
соседушка,доченька.
-Люди используют ласковые слова в речи, показывая доброе отношение, любовь друг к другу или чему-либо.
Это сквер.
Грязно, мусор
Убрать мусор.
Скамейка, цветы,
фонтан, флаг, лампа,
лента, вода, фонарь, елка.(по одному выходят к доске)
Фонтанчик, флажочки,лампочка,ленточка,водичка,
фонарик,елочка.
Мы образовали новые ласковые слова.
Ответы детей: да,нет.
Перечисляют животных.
-в музее
«В музее»
Мы побывали в музее…
Дети записывают предложение.
Выбирают лучший ответ(подходящий).
В музее.
По одному читают.
Ученик выходит к доске и записывает.
Мы любим всех животных.
Ответы дают ученики.
Игры Манчаары.
Называют свои любимые виды спорта.
Отвечают на вопрос.
Образовывать новые слова с спомощью суффиксов.
Ответы учащихся.