План-конспект урока русского языка «Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
Цели: 1) сформировать понятие о морфемной модели как схеме построения слов определенной части речи;
2)закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии;
3) формировать положительную мотивацию к изучению основных разделов лингвистики.
Планируемые результаты: применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слова.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительная мотивация учебной деятельности. Регулятивные:проверять правильность выполненнного задания при работе в паре.
Познавательные: использовать приобретенные умения при выполнении творческих заданий , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: комментировать собственные действия при выполнении задания; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация, карточки с заданиями.




Ход урока
Разбор слова по составу позволяет проникнуть
в святая святых происхождения слова.
Н. М. Шанский
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Обратимся к эпиграфу урока. Выразительное чтение эпиграфа.
- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете?
Как вы понимаете выражение «святая святых»? Проверьте по словарю фразеологизмов свое предположение.
Как родник из недр земли родной несет нам самое сокровенное, так и этимология рассказывает о самых заветных тайнах русского языка.
Произнесем слово «родник», и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери-земли текущий ручей.
Звучит аудиоэнциклопедия «Лесной родник».
Выполняем морфемный разбор слова «родник».
Ассоциативная разминка.
Родник, родина, родниковый, родинка, родимый,
Самоопределение к деятельности.
Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока вы подтвердите свои знания, сделав морфемный разбор.
Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание :
Задание №1: найдите неверно разобранные слова.
Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.

Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.
Поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).
- Что вы знаете об окончании? (Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова и для связи слов в предложении и словосочетании).
- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? ( Изменить форму слова).
Задание № 2: Выделите окончание. Самостоятельно. Проверка у друг у друга.
Сторона, мороз, сегодняшний, сегодня, гуляю.
Проверим себя.
Вспомним правило «Правописание падежных окончаний прилагательных». Кто может рассказать?
Задание № 3: допишите окончания у прилагательных.
Помню ранн.., свеж.., тих.. утро. Помню больш.., весь золот.. сад, помню кленов.. аллеи, тонк.. аромат опавшей листвы и запах антоновск.. яблок, запах мёда и осенн.. свежести.
Проверка с места. 
- А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)
- Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).
Задание № 4: выделите основу.
Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.
Проверим себя.
- Следующая морфема это (суффикс). Где находится? (После корня) Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).
Задание № 5: от данных слов при помощи суффиксов образуйте слова со значением лица. Не забудьте выделить суффиксы.
Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), фонарь (фонарщик), охота (охотник).
Проверка с места.
Вспомним известное о приставках. Какие вы знаете приставки?Где находится приставка? (Перед корнем). 
Вспомним правило «Правописание Ъ после приставок , оканчивающихся на согласный» .
Задание № 6: вставить букву, выделить морфему, объяснить (карточки).
Об..явить, об..яснение. от..езжать, под..езд, под..ёмный, с..ёмка, с..есть, пред..юбилейный.
Проверка с места.
- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.
Но сначала проведём физкульминутку.
- Вернёмся к уроку. Что такое корень? 
Задание №7: подобрать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места. – Ребята, а как называются слова, в состав которых входят 2 корня?
Задание № 8: заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Специалист по разведению садов. 2. Локомотив с паровым двигателем. 3. Канал для выхода дыма из трубы. 4. Русская народная игра-пляска. 5. Лес, поваленный бурей. 6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы. 7. Огнестрельное оружие.
VI. Контроль усвоения изученного материала.
Напомнить, что бывают омонимичные корни.
Задание №9: «Третий лишний»
Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов (нагорный, морщины, водитель). Работа у доски. Напоминаю порядок морфемного разбора.
Задание № 10: разгадайте шараду(загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей).
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же я – в дневнике или в журнале.
Получилось слово ОЦЕНКА.
VII. Итоги.
Опрос:
- Какой раздел мы повторили?
- Какие морфемы знаем?
- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?
Рефлексия. Ребята, я раздала вам квадратики двух цветов. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё поняли, поднимите розовый квадрат. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то приклейте жёлтый листочек.
А теперь оцените меня. Если вам понравился урок – похлопайте в ладошки, если не понравился – потопайте ножками.
VIII. Домашнее задание: повторить параграфы 11-15, параграф 16 (с.56,57), выполнить упр.1(устно) и 2 (письменно).



15