Урок музыки в 5 классе. Жанры вокальной музыки.


Тема: Жанры вокальной музыки.
Урок № 5. 5 класс.
Цель: раскрытие жанровых особенностей романса.
Задачи: активизировать имеющиеся знания о романсе, выявить характерные черты романса, показать взаимодействие музыки и литературы на примере романса.
Оборудование: фортепиано, ПК, листы с таблицей для индивидуального заполнения, лист с изображением цветка.
Организационный момент. Сразу после входа в класс учитель исполняет 1 куплет романса композитора Леонида Дмитриевича Малашкина, на слова Федора Ивановича Тютчева «Я встретил вас».
- Что это было, ребята? (…романс).
-Вы что-то знаете о романсах? (вписать в таблицу).
-Хотели бы узнать еще больше? (…)-Значит наш урок мы так и назовем-все вместе-«Романс».
-Что бы вы хотели узнать о жанре романса? (…вписать в таблицу).
-Мы можем поработать в группах для достижения цели-узнать об истории романса, о том какие произведения называют романсами, а не как-то иначе?(…)
Задание 1 группе: в режиме on-line в Интернете на сайте http://www.mosgipsy.ru/romansy найдите сведения об истоках романса.
Задание 2 группе: поработайте со словарем и выведите определение романса, опираясь на свои знания, интуицию (подсказки сердца).
Задание 3 группе: на листе изображен цветок (цветов великое множество, как и человеческих чувств и их оттенков); впишите в лепестки чувства, с которыми у вас ассоциируется слово романс.
Время работы не более 5 минут, затем проверка задания.
-Итак, что же у нас получилось?
-Романс-камерное произведение вокального жанра, лирического характера.
Где и когда появились первые романсы? (опрос учащихся 3 и 2 групп). О каких чувствах, о чем вообще или о ком поется в романсах? (опрос учащихся 1 группы).
-Конечно, главное чувство-любовь. Это и любовь к человеку, и любовь к природе.
-А в тексте или в мелодии выражаются чувства? (и в тексте, и в мелодии).
-Является ли романс примером взаимодействия музыки и литературы? (…)-А какие инструменты вы подобрали бы для исполнения романса? Почему? (фортепиано, гитара…).
Послушайте произведение М. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». (Слушание).
-О чем произведение, для кого? (…)-Это песня или романс? (…)-Каковы особенности музыки романса, по которым мы его определили и не спутали с народной или эстрадной песней? (…)-А теперь продолжите заполнение «Таблицы знаний»-что узнали…
Разучивание романса «Жаворонок» (выделение в тексте главных слов, обдумывание интонаций, предложение трудных для вокального исполнения фраз и др., затем распевание-пение начальных фраз на звук «а» для достижения кантилены, лиричности, затем пение со словами). Ребята, мы достигли поставленной цели? Что узнали о романсе? Над чем еще работать?
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: почему романсы не утратили популярность и в наши дни?