Конспект урока по литературе на тему Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

Урок в 9 классе
русская литература хх века: многообразие жанров и направлений
Цели: 1) Познакомить учащихся с многообразием жанров и направлений в литературе 20 века;
2) расширять литературный кругозор, формировать литературный вкус;
3) развивать умение работать в группе, умение конспектировать.

Ход уроков
1. Орг.момент, целеполагание
-Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями русской литературы 20 века, многообразием жанров и направлений.( слайд 1) А для этого мы вспомним, какие исторические события происходили в стране в то время, побеседуем по статье учебника, поработаем в группах, выделим основные черты каждого направления, а также выполним упражнения по подготовке к экзамену.
Ну что ж, приступим. Работать мы сегодня будем по следующему плану. (слайд 2)

2. Изучение нового
Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже 19-20 века.
-Вспомните из истории, какие события происходили в стране в 20 веке?(слайд 3)
Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г;
Русско – японскую войну 1904-1905гг;
Первую мировую войну 1914-1918гг;
Гражданская война
Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.
Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм.
Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время:
« Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни» (слайд 4).
Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей во всех областях жизни.
Все это привело к развитию литературы, появлению новых литературных направлений.(слайд 5)
Прежде чем начать знакомиться ближе с биографиями писателей и поэтов, ярких представителей литературных направлений того времени, вспомним материалы статьи учебника, которую я вас просила прочитать.(с.41-42) (слайд 6)
3. Проверка д/з
– Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)
– Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)
– Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема гражданской войны.)
– Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)
– Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки победы.)
– Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах – острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; «деревенская проза».)
– Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей – узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова; новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)
– В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. – трагическая. Почему? (слайд 7)
1) Губительное воздействие цензуры на литературу («запрет» на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);
2) 30-е гг. – репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);
3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);
4) тенденция приведения литературы к единому методу – социалистическому реализму.(слайд) (к/у)
- Давайте теперь поближе познакомимся с некоторыми представителями направлений в литературе. Начнем с реализма. (слайды 8-10).
4. Подготовка к ОГЭ
А теперь, чтобы совместить полезное с полезным, выполним задание по этому тексту в рамках подготовки к экзамену. (слайд по подготовке: 11-16) (выполняют задание с с/к)

5. Работа в группах
- Теперь мы поработаем по группам. Вам предстоит познакомится с материалом по символизму, акмеизму и футуризму, попробовать выделить основные характерные черты. (работа в группах сменного состава).
-Итак, какие характерные черты выделили? (слайды 17-19) (делают записи в тетрадях). (в/к)

6. Итог урока (слайд 20)
- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. О чем мы сегодня с вами говорили? Что узнали нового?
7. Рефлексия
- Что запомнилось на уроке? Комфортно ли вам сегодня было работать?
8. Домашнее задание: (слайд 21)
1) прочитать статью о И. А. Бунине (с. 44–49, II ч.), рассказ «Темные аллеи»;
2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей (сообщения).
9. Оценивание.
Выставление отметок за урок.
15