Рабочая программа По учебному курсу «Музыка» 1 класс ФГОС НОО УМК «Школа России»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 «Малиновская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
ТМГ учителей – Зам.дир. по УВР Директор школы
начальных классов
«___» _________20__ г. ___________ Дядькина Е.В. _________ Багнюк С.П.

Рабочая программа
По учебному курсу «Музыка»
1 класс
Составлена по ФГОС НОО
УМК «Школа России»
Разработана на основе: примерной
программы «Музыка»
(авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская,
Т. С. Шмагина).
Составитель:
Борисова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов

2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Пояснительная записка
Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила положительную оценку ГОУ ДПО (ПК) С МО «Педагогическая академия последипломного образования», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2013.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2013.
3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011.
4. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год;
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание учебного предмета
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата Тема (страницы учебника) тип и вид урока Кол-во часов Элементы содержания Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Оборудование, понятия
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты По плану По факту Музыка вокруг нас
1 «И Муза вечная со мной!»
[1, с. 4–9]* (см. Примечание) (изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскурсия в парк) 1 Как воспринимать музыку? Что такое музыка?
Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров Научатся: слушать музыку на примере произведения
П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Адекватная мотивация учебной деятельности.
Я – слушатель Композитор, исполнитель, слушатель, звуки шумовые и музыкальные
2 Хоровод муз
[1, с. 10–11]
(изучение и закрепление новых знаний; урок-игра) 1 Что такое хоровод муз?
Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группеЧувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов Хор, хоровод; «Хора», «Сиртаки»
3 Повсюду музыка слышна
[1, с. 12–13] (закрепление изученного материала; урок-экскурсия) 1 Как различать многообразие детских песен-попевок?
Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-закличка4 Душа музыки – мелодия
[1, с. 14–15]
(обобщение и систематизация знаний; урок-игра) 1 Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).
Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач Мелодия, песня, танец, марш
5 Музыка осени [1, с. 16–17] (изучение нового материала; экскурсия в парк)1 Как определить характер осенней музыки?
Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность
6 Сочини мелодию [1, с. 18–19] (закрепление нового материала; урок-игра)1 Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.
Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека Мелодия, аккомпанемент, ритм
7 «Азбука, азбука каждому нужна…»
[1, с. 20–21] (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в мир песен) 1 Как песня помогает человеку?
Цели: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой Научатся: слушать песни, различать части песен; пони-
мать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности Песня,
ноты
8 Музыкальная азбука
[1, с. 22–23]
(рефлексия и оценивание способа действия; урок-экскурсия) 1 Как ты понимаешь словосочетание «музыкальная азбука»?
Цели: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познакомить с элементами нотного письма Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластикеРегулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни Мелодия, аккомпанемент, ритм, нотная запись, звук, нота (различие)
9 Музыкальные инструменты. Народные инструменты [1, с. 24–25]
(изучение нового материала; урок-экскурсия) 1 Какие бывают музыкальные инструменты? Как звучат народные инструменты?
Цели: учить различать разные виды инструментов; познакомить с тембрами русских народных инструментов Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности Свирель, дудочка, рожок, гусли
10 «Садко». Из русского былинного сказа [1, с. 26–27] (изучение нового материала; урок-сказка) 1 Что такое опера? О чем поют гусли?
Цели: учить определять звучание гуслей; познакомить с оперой-былиной «Садко» Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко») Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности Гусли, опера, былина. Жанры музыки: песни-пляски, песни-колыбельные
11 Музыкальные инструменты
[1, с. 28–29]
(решение частных задач; урок-игра) 1 Какой инструмент изображает птичку? На каком
инструменте играл гусляр
Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты?
Цель: сопоставить звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа Свирель, гусли, рожок, арфа, флейта, фортепиано, музыкант-исполнитель, оркестр
12 Звучащие картины
[1, с. 30–31]
(изучение нового материала; урок-экскурсия) 1 Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких – профессиональная, сочиненная композиторами?
Цели: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления Песня, опера, пьеса, флейта, арфа
13 Разыграй песню [1, с. 32–33] (закрепление изученного материала; урок-игра)1 В каких фразах песни одинаковая мелодия? С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий?
Цели: познакомить с приемами исполнительского развития в музыке; выявить этапы развития сюжета Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой) Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость Песня, куплет, мелодия
14 Пришло Рождество, начинается торжество [1, с. 34–35] (решение частных задач; урок-путешествие) 1 Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи?
Цель: познакомить с народными праздниками, рождественскими песнями, духовной жизнью людей Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова) Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа Народные праздники, рождественские песни
15 Родной обычай старины
[1, с. 36–37]
(повторение и закрепление изученного; урок-игра) 1 Сочини музыкальные пожелания тем людям, к которым ты идешь в гости.
Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки.
Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа Праздник Рождества Христова; колядки
16 Добрый праздник среди зимы [1, с. 38–39] (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в мир музыкального театра)1 Какому из фрагментов
созвучны слова свет, радость, добро, любовь?
На каких инструментах можно сыграть сопровождение к маршу у новогодней елки? Изобрази движениями рук «Вальс снежных хлопьев».
Цели: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; познакомить с балетом «Щелкунчик» П. И. Чайковского Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де»
Музыка и ты
17 Край, в котором ты живешь [1, с. 42–43] (изучение нового материала; урок-игра) 1 С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне?
Цели: познакомить с песней, выявить этапы развития сюжета; показать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг Двухчастная форма, мажорный лад, мажор, повторяющиеся интонации
18 Поэт, художник, композитор [1, с. 44–45] (обобщение и систематизация знаний; урок-экскурсия)1 Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими звуками нарисовали композиторы пробуждение нового дня? Какое из произведений искусства – картина или стихотворение – созвучны этой музыке?
Цель: закрепить и обобщить знания по теме Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности (на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева) Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения Картина – художник, стихи – поэт, музыка – композитор
19 Музыка утра
[1, с. 46–47]
(изучение нового материала; урок-игра) 1 Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?
Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро») Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация
20 Музыка вечера [1, с. 48–49] (закрепление изученного материала; урок-концерт)1 Какие слова наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа? Передай красками настроение вечера. О чем рассказала тебе музыка?
Цель: познакомить с понятием контраст, расширять художественные представления о жанре вечернего пейзажа в искусстве Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыкиВ. Гаврилина «Вечерняя»,
С. Прокофьева «Вечер»,
В. Салманова «Вечер»,
А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальнаяРегулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека Картина вечера, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи
21 Музыкальные портреты
[1, с. 50–51]
(изучение и закрепление новых знаний; урок-загадка) 1 Как музыка помогла тебе определить характер героя, его настроение? Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца?
Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба
Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкальный портрет
22 Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка
[1, с. 52–53]
(закрепление изученного материала; урок-ролевая игра) 1 Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру?
Цели: познакомить с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характерные интонации героев Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельностиРазвитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицированияИгра-драматизация. Образы русского фольклора
23 У каждого свой музыкальный инструмент
[1, с. 4–55] (повторение изученного материала; урок-игра) 1 Какие инструменты ты услышал?
Цель: учить исполнять песню по ролям, сопровождая пение игрой на импровизированных музыкальных инструментах Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностьюРегулятивные: применять установленные правила.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач Волынка, дудка, рожок, фортепиано, солист, оркестр
24 Музы не молчали [1, с. 56–57] (изучение нового материала; урок-историческое путешествие)1 Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой?
Цель: вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны; сформировать понятия солист, хор, оркестр Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов»)Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь
25 Музыкальные инструменты
[1, с. 58–59]
(изучениеи закрепление новых знаний; урок-концерт) 1 Сколько голосов ты слышишь в пьесе? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу?
Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха)Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: ставитьи формулировать проблемы.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности Рояль,
волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиано, графический рисунок
26 Мамин праздник
[1, с. 60–61] (обобщение и систематизация знаний; урок-концерт) 1 Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инструмент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музыка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной?
Цели: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина Регулятивные: предвосхищать
результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.
Познавательные: контролировать и оценивать процесси результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельностиЭтические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям Песенная, танцевальная, маршевая музыка. Бубен, барабан, треугольник, ложки
27 Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент
[1, с. 62–63] (изучение и закрепление знаний; урок-игра) 1 Сравни голоса инструментов (лютни и клавесина) с голосами уже знакомых тебе инструментов. Тембр какого современного инструмента напоминает тебе звуки лютни? Что изобразил композитор в музыке?
Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А. Иванова-Крамского) Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицированииРазвитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицированияЛютня, гитара, клавесин, фортепиано
28 «Чудесная лютня»
(по алжирской сказке). Звучащие картины
[1, с. 64–67] (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие) 1 Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? Назови инструменты, изображенные на картинах.
Цель: продолжить знакомство с музыкальными инструментами Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности Алжирская сказка, музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня
29 Музыкав цирке
[1, с. 68–69] (обобщение изученного материала; урок-представление) 1 Как стучат копыта? Изобрази цокот ударами кулачков. Подбери слова, которые передают характер звучания пьес.
Цели: помочь почувствовать атмосферу циркового представления; осознать роль и значение музыки в цирке Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони»)Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дрессировщики, дрессированные звери; цирковая арена, галоп
30 Дом, который звучит
[1, с. 70–71]
(изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие в музыкальный театр) 1 В каком музыкальном спектакле (в опере или ба-лете) могла бы звучать эта музыка?
Цель: учить определять понятия опера, балет; различать в музыке песенность, танцевальность, маршевостьНаучатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха») Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.
Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач Песенность, танцевальность, маршевость; опера, балет, солисты, музыкальный театр
31 Опера-сказка.
[1, с. 72–73]
(закрепление изученного материала; урок-игра) 1 Что такое опера-сказка? Какое настроение передает музыка? Характер какого героя ты слышишь в этой музыке? Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку?
Цель: учить определять виды музыки Научатся: определять понятие опера, выразительно
исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева) Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека Опера-сказка, балет, солисты, музыкальный театр
32 «Ничего на свете лучше нету…»
[1, с. 74–75]
(обобщение и систематизация знаний; урок-концерт) 1 Исполни понравившиеся тебе песни из этой музыкальной фантазии. Создай свой собственный рисованный мультфильм.
Цель: познакомить с музыкой, написанной специально для мультфильма «Бременские музыканты», снятого по одноименной сказке братьев Гримм Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты
из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни Музыкальная фантазия, трубадур
33 Афиша.
Программа
[1, с. 76–77]
(обобщение изученного; урок-концерт) 1 Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась лучше всего.
Цели: проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры Научатся: понимать триединство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности Афиша, программа, музыкальный спектакль
учебно-методическое обеспечение
1. Дополнительная литература для учителя.
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст]: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс]: методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа: http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
3. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
4. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Технические средства обучения.
1. Музыкальные инструменты.
2. Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
3. Магнитная доска.
4. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экспозиционный экран.
7. DVD-проигрыватель.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения карт.
5. Ящики для хранения таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.