Элективный курс по литературе :Литература серебряного века


Гробова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская СШ», 1 квалификационная категория
Программа элективного курса « Литература «серебряного» века»
(34 часа)

Пояснительная записка к элективному курсу
«Литература «серебряного» века»
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий.
Целью курса является повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать литературное произведение, строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
Курс ориентирован на решение следующих задач:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, расширение терминологического багажа;
- обучение целостному анализу художественного текста, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя авторскую индивидуальную манеру письма;
- развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений; при этом особое внимание уделяется письменной и устной монологической речи. Учебный материал ограничен произведениями малой формы, что соответствует принципу доступности.
Планирование работы по программе
«Литература «серебряного» века»
Тема Количество часов Форма учебной деятельности Виды контроля
Введение.
Пути и основные тенденции развития русской литературы рубежа ХIХ-ХХ вв. 2 Лекция учителя с элементами беседы Проверка конспекта
Проза русской литературы конца ХIХ- начала ХХ веков: обзор 4 Лекционное изложение материала.
Работа с текстами. зачёт
Литературные направления и течения «серебряного»
века 3 Лекция с элементами
беседы практикум
Структура художественного текста. Форма и содержание 3 занятие обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимосвязи формы и содержания С.А.Есенин «Шел Господь пытать людей в любови…»
В.Я. Брюсов «Творчество», «Слово».
Интерпретация художественного произведения.
Композиция художественного произведения 2 Лекция с элементами дискуссии. Обсуждение вопроса: в каком случае читателя можно назвать соавтором? И А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Теория и практика декадентства. Темы и мотивы в лирике декадентов 3 Лекция с элементами беседы. Практикум
Д.Мережковский «Голубое небо», зачёт
Теория и практика символизма. Темы и мотивы в лирике символистов. 4 Беседа, зачёт Практикум
З.Гиппиус «Они», В.Брюсов «Младшим», зачёт
Теория и практика акмеизма. Темы и мотивы акмеистов. 4 Лекция с элементами беседы. Практикум, зачёт
Теория и практика футуризма. Темы и мотивы футуристов. 4 Лекция с элементами беседы. Практикум, зачёт
Многоуровневый анализ текста 2 Беседа, дискуссия Практикум
Зачётная работа 2 Тестирование, анализ текста Итоговое занятие 1 Литература
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
Баранников А.В. Русская литература ХХ в. Хрестоматия для 11 класса. – М.: Просвещение, 1993.
Журавлева В.П. Литература в 11 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997.
Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост., подг. текста, статья, примеч. В. Н. Терёхиной и Н. И. Шубниковой-Гусевой. М.: Наука, 2004.
Компанеец В.В., Степаненко К.А.Философия Фридриха Ницше и русский футуризм.  Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика ,№ 7 / 2008.
Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. – М.: Новая школа,1996.
Крученых А. Новые пути слова (язык будущего смерть символизму) // Русский футуризм: Теория; Практика; Критика; Воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. – М.: Наследие, 1999.
Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Манифесты и программы русских футуристов. С.
Лысый Ю.И. Русская литература ХХ в. Учебник-практикум. – М.: Мнемозина, 1998
Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М.: Прогресс, 1986. – С. 158-162
Маяковский В.В. Том1. Стихотворения, поэмы, статьи 1912-1917 Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Москва, Гослитиздат, 1955
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 812. 
Садок Судей // Манифесты и программы русских футуристов. Мюнхен, 1967.