Элективный курс по теме Футуризм в русской литературе Серебряного века


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «СОШ № 10
с углубленным изучением английского языка»
.

Элективный курс по литературе для 11 класса
«Футуризм в русской литературе Серебряного века»
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Пушкарь Лилия Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №10» г.Находкиг. Находка
2016 г.
Программа элективного курса для 11 класса
«Футуризм в русской литературе Серебряного века»
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы. Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.
Тема «Русская поэзия конца 19-начала 20 века» представлена в программе ограниченным количеством часов, не дающим возможности получить более полное представление о культуре «серебряного века», литературных течениях.
Выбор темы элективного курса «Футуризм в русской литературе Серебряного века» обусловлен читательской заинтересованностью к авангардистскому течению начала 20 века.
Содержание программы предполагает не только характеристику этого направления в целом, но и отдельных групп этого течения.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы и предоставляет возможность интеграции литературы с другими видами искусства (например, живописью), что позволит учащимся лучше понять, в чём состоит своеобразие культуры Серебряного века.
Цель курса: 
- создание условий для расширения знаний учащихся о предпосылках появления футуризма в нашей стране, о развитии и становлении данного процесса и о творческих спорах его участников.
Задачи:
- стимулировать нестандартный подход к восприятию поэтического произведения учащимися;
- способствовать повышению интереса к литературе в целом;
- развивать самобытное мышление, поэтическую речь, артистические способности ребят;
- формировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове.
В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения.
Курс предусматривает: объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, фотографий, мультимедийного проектора, ноутбука (компьютера).
Основная функция курса: развитие и углубление знаний учащихся.
Реализация курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса:
Элективный курс «Футуризм в русской литературе Серебряного века» является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 18 часов. Он предназначен для классов с углубленным изучением русского языка и литературы.
Результаты реализации программы элективного курса предполагают:
- овладение умениями анализа поэтической речи;
- овладение умением строить цельное высказывание, основанное на описании восприятия, истолкования и оценки лирического произведения.
Методы работы: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский и др.
Виды деятельности: урок – презентация, урок-концерт, круглый стол, лекции, семинар, виртуальные экскурсии, урок-конференция, творческие работы детей, проектно - исследовательская деятельность.
Форма контроля знаний учащихся – тестирование, творческие работы, защита проекта.
Технологической базой для проведения курса является обучение в сотрудничестве.
Тематическое планирование элективного курса (18 ч.)
№ Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Виды деятельности обучающихся
Теория Практика 1 Футуризм как новый, революционный стиль. 1
1
Лекция. Практика. Конспект. Работа с текстом. Конспект. Творческое чтение.
2 Философские истоки русского футуризма. 1
Лекция.
Конспект.
3 Программа русского футуризма 1
Лекция.
Конспект. Работа со статьей «Пощечина общественному вкусу».
4 Основные группы футуризма. Близость литературного футуризма и футуризма в живописи. 1 Урок-презентация. Эвристическая беседа. Выступление с докладами, презентациями.
5 Кубофутуризм.
Понятие «футуризма».
Место и назначение в русской поэзии. Кубофутуристы. 1 Семинар. Беседа. Работа с текстами.
6 В. В. Маяковский
(1893-1930). 1 1 Виртуальные экскурсия. Тестирование. Работа с текстом. Отзыв учащихся об автобиографической книге «Я сам». Урок-концерт.
7 Эгофутуризм.
Его место и значение рубежа веков.
Манифест эгофутуризма. 1 1
Лекция.
Практика. Исследовательская работа. Творческое чтение.
8 И.Северянин (Лотарев)
(1887-1941)
«Король поэтов». 1 1
Семинар.
Доклады. Работа с текстом. Беседа с учащимися с опорой на известное из жизни и творчества поэта. Творческое-чтение.
9 Движение «Мезонин поэзии». 1 Практика. Беседа. Тестирование
10 Московская футуристическая группа «Центрифуга». 1
Практика.
Конспект. Работа с текстом.
11 Литературно-художественное объединение ЛЕФ. 1 Семинар. Творческая работа.
12 Роль футуризма в развитии русской литературы 20 века. 1 Практикум. Исследовательская работа.
13 Итоговое занятие (мультимедийные презентации, мини-проекты, буклеты) 2 Зачёт: конкурс проектов. Проект «Футуризм в русской литературе начала ХХ века».
Содержание элективного курса.
Тема 1. Понятие о футуризме. Футуризм как новый, революционный стиль — динамичный, агрессивный и воинственный. Дух экспериментаторства, зрелищности, культ движения, силы, энергии, техники. Т.Ф. Маринетти «двигателем» футуризма. Манифест футуризма. Призывность манифеста: «Плевать на алтарь искусства», «Мы разнесём вдребезги все музеи и библиотеки» «Долой мораль, трусливых соглашателей и подлых обывателей!.. Долой женщин!». Футуризм — это преобразование Вселенной: «С самой вершины мы бросаем вызов звёздам!». Основные положения футуризма. Возникновение футуризма в России. Сходство и различие итальянского и русского футуризма.
Стихотворение поэта В.Хлебникова «Заклятие смехом» -визитная карточка русского футуризма. Первая книга «Садок судей» и «обойные» поэты: Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В.Хлебников, В.Каменский.

Тема 2. Философские истоки русского футуризма. Поиск философских корней авангардиста. Философия А. Шопенгауэра, Макса Штирнера, Ф.Ницше. Творческое преобразование идей Ницше. Представления Ницше и футуристов о человеке. Их концепция мира и пафос. Общее для авангардизма влияние психоанализа З. Фрейда.
Тема 3. Декларация кубофутуристов – программа всего русского футуризма. Манифест русского футуризма «Пощечина общественному вкусу и «Садок судей II». «Декларация заумного языка» А.Крученых.
Тема 4. Основные футуристические группы: «Гилея», кубофутуристы, «будетляне»; эгофутуристы; «Мезонин поэзии», «Центрифуга». Эксперименты в области поэтического синтаксиса, ритма и рифмы, предвосхитившие творческие поиски многих поэтов и писателей 20 века.
Тема 5. «Гилея» – первая футуристическая группа. Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвёртом измерении», т.е. во времени).
Тема 6. Автобиографическая книга «Я - сам». Маяковский-человек и Маяковский-поэт. Отказ поэта от принципов «Манифеста». «Я хочу быть понят моей страной…». Создание своего неповторимого стиля.
Тема 7. Эгофутуризм – другая разновидность футуризма. «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома». Создание «Академии эгопоэзии». Короткая история эгофутуризма.
Тема 8. Игорь Северянин. Стилистические особенности произведений Игоря Северянина. «Самоутверждение личности» — лозунг, декларативно заявленный в стихотворениях поэта. Северянин – художник «вне групп». Избрание «короля поэтов». Вынужденная эмиграция. Тема России.
Тема 9. Поэтическое объединение «Мезонин поэзии». Противопоставление «Гилеи». Движение, построенное на издательских интересах участников. Три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия».
Тема 10. Поэты содружества «Центрифуга». Эпатаж, контраст, пластика образов, гипербола. Самое длительное существование среди футуристических объединений.
Тема 11. А.В. Луначарский. Газета «Искусство коммуны» от имени Наркомпроса. Литературно-художественное объединение ЛЕФ. Теория искусства как «жизнестроение», теория «социального заказа», идея «революции формы» программа «производственного искусства». Отрицание многих традиционных видов художественного творчества.
Тема 12. Эстетический бунт, штурм футуризма способствовал расширению творческих возможностей художников слова, способствовал обновлению поэтического языка, в частности, более гибкими, смелыми и разнообразными являются футуристические ритмы и рифмы. Эксперименты футуристов в области поэтического синтаксиса, ритма и рифмы предвосхитили творческие поиски многих поэтов и писателей ХХ века.
Тема 13. Итоговое занятие: предоставление проекта «Футуризм в русской литературе начала ХХ века».
Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
Баранников А.В. Русская литература ХХ в. Хрестоматия для 11 класса. – М.: Просвещение, 1993.
Журавлева В.П. Литература в 11 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997.
Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост., подг. текста, статья, примеч. В. Н. Терёхиной и Н. И. Шубниковой-Гусевой. М.: Наука, 2004.
Компанеец В.В., Степаненко К.А.Философия Фридриха Ницше и русский футуризм.  Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика ,№ 7 / 2008.
Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. – М.: Новая школа,1996.
Крученых А. Новые пути слова (язык будущего смерть символизму) // Русский футуризм: Теория; Практика; Критика; Воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. – М.: Наследие, 1999.
Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Манифесты и программы русских футуристов. С.
Лысый Ю.И. Русская литература ХХ в. Учебник-практикум. – М.: Мнемозина, 1998
Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М.: Прогресс, 1986. – С. 158-162
Маяковский В.В. Том1. Стихотворения, поэмы, статьи 1912-1917 Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Москва, Гослитиздат, 1955
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 812. 
Садок Судей // Манифесты и программы русских футуристов. Мюнхен, 1967.