Час общения искусство жить


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум сервиса и технологий»
Час общения
«Искусство ЖИТЬ!»
Пояснительная записка
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
А.Блок
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается рост всевозможных форм асоциального поведения. Подростки не умеют строить конструктивное взаимодействие, решать проблемы неконфликтными способами. Возможно, это можно отнести к проблемам семейного воспитания и неправильным стилем детско-родительских отношений, возможно, это психологические особенности данного возраста, но также можно предположить, что это - незнание возможных вариантов поведения в проблемных ситуациях.
Ведь именно в образовательном учреждении у подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека.
На конкретных примерах студенты обучается способам конструктивного разрешения проблем, неизбежно возникающих при общении с окружающими. Бесценен будет приобретенный ими личный опыт неконфликтного разрешения трудных ситуаций и в дальнейшей, уже взрослой жизни, так как именно в общеобразовательных учреждениях закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Название этого мероприятия не случайно – «Искусство ЖИТЬ!». Оно несёт в себе важное значение и необходимое условие для проживания жизни не впустую. Ведь живём мы один раз, и очень важно, чтобы в конце нашего жизненного пути мы смогли сказать «Я прожил эту жизнь не напрасно».
Цель данного мероприятия помочь обучающимся оптимизировать жизнедеятельность в стенах училища: формирование команды, сплочение и взаимодействие обучающихся в группах; развитие способности оказать поддержку и довериться другим, если это нужно; улучшить общение со сверстниками, взаимодействие с окружающими людьми; познакомить с вариантами решения проблемных ситуаций.
Бернард Шоу когда-то сказал «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного, научиться жить на земле, как люди»
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», углубить понимание его значения;
2. Развить способности адекватно и полно познавать себя;
3. Создать условия для формирования терпимости к различи между людьми.
Задачи:
1. Осознание и принятие многообразия окружающего мира;
2. Развитие способности к самопознанию.
3. Развитие чувства самоуважения и уважения достоинств других людей;
Форма проведения:
Игра с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Оборудование:
магнитофон, диск с записями релаксации, маркеры, карандаши, листы формат А4, обои.
Предварительная подготовка: подбор музыки, оформление доски.
План мероприятия:
•Введение
•Упражнение «Правильный маршрут»
•Упражнение «Орехи»
•Разминка «Поздороваться как…»
•Упражнение «Ладошки»
•Упражнение «Шурум-Бурум»
•Упражнение «Рисуем злость»
•Упражнение «Кораблекрушение»
•Упражнение «Общая фотография»
•Заключение
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, я рада видеть вас на этом мероприятии, которое пройдёт в непривычной для вас форме, в форме большой игры, состоящей из нескольких упражнений, которые несут в себе определённую цель.
Название этого мероприятия не случайно – «Искусство ЖИТЬ!». Оно несёт в себе важное значение, ведь жизнь прожить не поле перейти – это не просто родиться, есть, пить и умереть, не оставив и следа, а ЖИТЬ – это знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также уметь слышать, слушать и понимать других людей, ведь человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Именно этому
Целью данного мероприятия помочь вам оптимизировать вашу жизнедеятельность через упражнения, направленные на улучшение общения и взаимодействия со сверстниками, на решение проблемных ситуаций и отношение ко всему происходящему вокруг вас. Ведь жизнь коротка и неумно тратить её на конфликты, ссоры и непонимания!
Хочу обратиться к словам Александра Блока:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить
Безличное– очеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
В вашем возрасте это наиболее актуально, вы сейчас являетесь вершителями собственных судеб, перед вами множество дорог, за вами выбор жизненного пути, и только от вас зависит, как вы его проживёте.
Итак, мы начинаем!
Упражнение «Правильный маршрут»
Первое упражнение будет являться проходным билетом для дальнейшего участия в нашем мероприятии. Ваша задача чтобы этот мяч побывал в руках каждого участника нашей игры с условием, что каждый бросающий должен обозначить того участника, кому он кидает мяч, а каждый последующий участник благодарит того, от кого он получил мяч, и называет имя следующего, выбирая из тех, кому до этого мяч еще не бросали. Игра заканчивается, когда мяч побывает у всех участников.
«Я хочу бросить мяч…», «Спасибо…, а я хочу бросить мяч…»
Вывод: Для того чтобы построить конструктивное общение с окружающими людьми нужно выбрать правильное обращение. Нужно помнить и знать: для человека нет ничего приятнее, чем слышать своё имя, именно оно является демонстрацией отношения собеседника к Вам! А в совокупности с вежливостью – это уважительное отношение, которое улучшит общение с любым человеком! При применении любой формы обращения следует помнить, что оно должно демонстрировать уважение к человеку, учитывать пол, возраст и конкретную обстановку.
Упражнение «Орехи»
Ведущий: К сожалению, очень часто встречается ситуация, когда при взаимодействии с человеком вы опираетесь на определённые ярлыки, ореолы, стереотипы, которые мешают вам построить нормальные отношения. Следующее упражнение направлено на попытку изменить данную ситуацию.
Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи складываются обратно в пакет. Ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это выполнено, вы просите ребят рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.
Ведущий: Давайте проведём аналогию между грецкими орехами и людьми. И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри — абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.
Разминка «Поздороваться как...»
Ведущий: Конструктивный результат общения складывается из оптимального комбинирования позиций участников общения.
Организуется «карусель» - два круга. Под музыку двигаются в противоположных направлениях. В паре выполняется задание, затем по команде ведущего внешний круг сдвигается на одного участника вправо. Задания: здороваться, как хорошие знакомые; большие начальники; люди, которые сердятся друг на друга; очень стеснительные люди; при первой встрече; очень уверенные в себе люди; хорошие друзья.
Вывод: Приветствие – это важный элемент начала взаимодействия, от которого зависит его дальнейшее развитие. Важно – не испортить всё, ничего не начав!
Упражнение «Ладошки»
Ведущий: Я предлагаю на листе бумаги обвести свою руку и на каждом пальце написать те качества, которыми вы можете гордиться, а на ладошке то, что хотелось бы изменить в себе (под музыку). Время на выполнение задания - 3 минуты.
Вывод: На самом деле, у каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, которая мешает ему свободно двигаться в свободном направлении и дает о себе знать на определённом шагу. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная ошибка – это не замечать и не исправлять своих прошлых ошибок.
Упражнение «Шурум-Бурум»
Ведущий: Для нас важно в общении, чтобы нас понимали, поддерживали и слушали. Нужно научиться отстаивать свою точку зрения, быть уверенным в своей позиции, знать и уметь выражать свои эмоции. Именно с эмоциями связано наше следующее задание:
Участники передают друг другу по кругу лист, на котором написано междометие, которое обозначает определённое чувство. Выражать его надо с помощью мимики, жестов, интонации и специальных междометий. Ситуация усложняется тем, что чувство обозначается только с помощью слов, вам нужно это чувство распознать и правильно его передать соседнему участнику.
«О-го-го!» (удивление), «мур-мур» (нежность), «шурум-бурум» (злость), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство).
Вывод: От умений выражать свои чувства и понимать чувства других людей зависит качество вашей жизни. В любой проблемной ситуации возникают негативные чувства, эмоции, напряжение. Важно их не отодвигать, а определенным образом прорабатывать, выражать, давать им выход, используя конструктивные способы, позволяющие не нанести вред себе и другому человеку. Например:
Упражнение «Рисуем злость»
Вспоминаем напряженную конфликтную ситуацию, человека, на которого злимся; рисуем злобу; отходим друг от друга на безопасное расстояние; мнем, рвем рисунок, пытаемся направить в этот процесс все негативные эмоции; бросаем остатки листа в урну со словами: «Я выбрасываю сюда всю свою злобу на человека (ситуацию)».
Вывод: вы можете использовать этот способ безопасного выхода негативных эмоций, самостоятельно, когда того потребуют обстоятельства.

Упражнение «Кораблекрушение»
Ведущий: Наконец, мы подошли к решению главного вопроса нашей встречи. Продолжим разговор о том, что важно для людей, для людей важно иметь друзей, коллектив, знакомых, к которым он мог бы обратиться в сложных или счастливых ситуациях. Команда, поддержка, доверие – важное условие самодостаточной личности.
Предыстория: все мы плывем на корабле, но никто не обратил внимания на то, что это «Титаник». Удар айсберга. Но не все потеряно, у вас есть три плота, на которых вам надо продержаться до прилета самолета.
1) Группы должны договориться и как-то уместиться на своих плотах (ноги участников команды не должны касаться пола) и продержаться в течение 1 минуты. Время на договоренность и построение не ограничено. Ведущий периодически спрашивает о готовности команд.
2) Уже темнеет. Чтобы игроков нашел самолет, им важно не потеряться в темноте. Задача: уместиться на плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться 1 минуту.
3) Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У участников остается 2 плота. Необходимо уместиться на них, сделать связку из плотов и продержаться еще в течение 1 минуты.
Вывод: Нам удалось актуализировать особенности коммуникаций в группе, посмотреть, как вы принимаете решение, какие навыки общения вам оказались необходимы при решении данной задачи. Не стоит забывать о том, что рядом с вами есть люди, которым не безразлична ваша судьба, ваши чувства и ваше состояние, вам нужно только попросить о помощи и вам помогут. Кто, как не они – ваша группа, которая связана с вами не только номером, мастером, целями и задачами, но и большим временным отрезком судьбы, который не пройдёт бесследно, а в ваших силах сделать так, чтобы при воспоминании об этих днях вы гордились собой и своей группой.
Упражнение «Общая фотография»
Ведущий: Для красивого завершения нашей встречи мы сделаем общую фотографию. Вам будут предложены различные фигурки разных цветов, ваша задача выбрать из них самую привлекательную для вас. Затем нарисуйте, пожалуйста, на фигурке свою улыбку. А теперь увековечим это в памяти: с помощью клея поместите свою фигурку на любое место этого ватмана. Посмотрите, как красиво у нас получилось.
Вывод: И в заключение, хотелось бы сказать, важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из этого вынесете в реальную жизнь. Жизнь создана для жизни! Бернард Шоу когда-то сказал «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного, научиться жить на земле, как люди». Спасибо за внимание!