ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ.

Тимашова Людмила Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ №5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ.

Важнейшей задачей уроков чтения в 1 классе является формирование и совершенствование навыков чтения. С первых дней обучения необходимо активизировать жизненные впечатления и чувства детей, вводить учащихся в ситуацию наблюдения над изобразительно-выразительными особенностями художественного слова. В.А.Сухомлинский писал: «Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».
Наиболее доступным и совершенным материалом для вооружения младших школьников умением воспринимать художественное слово являются малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки, небылицы, скороговорки) и авторские поэтические миниатюры. Их содержание и образно-художественное выражение близко жизненному опыту и особенностям психологического развития детей. Они невелики по объему, очень своеобразны в плане художественного воспроизведения конкретных жизненных ситуаций.
Формирование навыка чтения – длительный и сложный процесс, требующий постоянного внимания и интереса к занятиям, что достигается прежде всего за счет подбора учебного материала к урокам, методов и приемов работы с ним. Однако возможности учащихся, начинающих обучаться чтению, еще довольно ограниченны, и кроме того, не следует забывать и о тех, кто приходит в школу уже читающими. Следовательно, необходимо постоянно искать и привлекать к уроку дополнительные тексты, помогающие уже на этом этапе успешно реализовать идею развивающего обучения. Вот здесь-то и приходят на помощь мне загадки, пословицы, поговорки, содержащие богатейший познавательный материал. Глаза детей загораются, тянутся руки, хочется первому произнести слово-отгадку. Загадка - это «секрет», это увлекательная игра, соревнование на смекалку. А сколько мудрости, глубокого жизненного смысла содержится в коротких строках пословиц и поговорок!
Возможности использования такого материала в ходе урока чтения достаточно широки: и при знакомстве с новым звуком, и в звуковых упражнениях, и в работе с разрезной азбукой, и в словарной работе, и для дополнительного чтения по теме урока, и т.д.
Рассмотрим на конкретных примерах, как загадки и пословицы могут использоваться в системе заданий по обучению детей чтению на уроке.
При знакомстве с новым звуком текст пословицы, загадки или слово-отгадка служат исходным материалом для выделения изучаемого звука. Например, после небольшой беседы о временах года детям предлагаю отгадать загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» (осень). Учащиеся отгадывают загадку, анализируют слово «осень», из которого выделяется звук [о]. Или, например, предлагаю послушать пословицы и определить, на какую они тему: «Старый друг лучше новых двух», «Легко друзей найти, да трудно сохранить». Дети определяют тему (о дружбе). В качестве исходного материала для выделения изучаемого на уроке звука [д] берутся слова «друг», «дружба».
В звуковых упражнениях отгадка, текст самой загадки или пословицы читаются, а дети называют слова, в которых содержится изучаемый звук, указывают его местоположение в слове. Например, при изучении звука [м] я предлагаю детям прослушать загадку про портфель, выделить в ней слова, в которых есть новый звук, и определить его место: «Новый дом несу в руке, двери дома на замкеА живут в доме том книжка, ручка и альбом». При изучении звука и буквы н я читаю пословицы о Родине («На родной стороне и камушек знаком», «На чужой стороне и весна не красна») и предлагаю детям назвать слова со звуком [н]. Для слуховых упражнений я использую скороговорки или коротенькие стихотворения, в которых изучаемый звук повторяется.
На первом этапе обучения чтению провожу устно «речевую зарядку». Предлагая для «речевой зарядки» скороговорку, я стремлюсь преодолеть односторонность в работе с ней. Скороговорка «Шесть мышат в шалаше шуршат», привлеченная на урок изучения буквы ш и звука [ш], воспринималась детьми, благодаря сочетанию с забавным рисунком, как яркий и живой образ, приглашающий их к игре. После чтения скороговорки с учетом быстроты произношения я просила изобразить звуком, как шуршат мыши. Тут же выяснилось, какой звук придает скороговорке звучание, в самом деле похожее на шорох мышат. После этого задание усложнила: скороговорку просила прочитать с определенным коммуникативным заданием – выделить голосом и интонацией, что шуршат именно шесть мышат, что шуршат именно в шалаше.
В работе с разрезной азбукой чаще всего применяю загадки, отгадки которых хорошо известны детям. Например, при изучении звука и буквы к : «Сидит дед в шубу одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук). Учащиеся не называют слово-отгадку, а печатают ее у себя на наборном полотне. Это служит стимулирующим приемом, так как дети обычно с большой охотой, без промедления выполняют задание учителя: «Кто быстро и правильно составит слово-отгадку».
В работе над значением слова загадку использую наряду с уже известными в методике приемами объяснения значения слова.Отгадав загадку, например, про сома: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно», дети узнают, что сом – это рыба с усами и продолговатым туловищем, похожим на бревно, что сом чаще всего лежит на дне реки.
Знакомлю учащихся и с такими загадками, где используется полисемия. Это приучает детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в его смысл. «Они обычно для шитья, и у ежа их видел я, бывают на сосне, на елке, а называются (иголки)», «Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут» (часы). Знакомство с новым значением уже известного слова производит на детей большее впечатление, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах заключена «тайна», которую можно разгадать.
Как текст загадки, так и слово-отгадка могут быть использованы как материал для дополнительного чтения для всех учащихся класса. С большим интересом дети прочитывают слово-отгадку, особенно в том случае, когда после нескольких попыток отгадать услышанную загадку вызванный ученик прочитывает загадку, напечатанную на доске или наборном полотне. Такой прием работы с загадкой является прекрасным стимулирующим средством для чтения, потому что, как правило, слово-отгадку прочитывают все учащиеся класса. Привлекая к уроку загадки и пословицы с указанными учебными задачами, я обращаю внимание и на познавательную, и на воспитательную стороны текстов.
Загадки и пословицы прекрасно реализуются в системе дифференцированного обучения. Читающие дети заранее получают карточки на уроке, вызываются учителем в ходе урока, когда использование того или иного раздаточного материала предусмотрено планом. Остальные дети выполняют указанные учителем задания. Такой взаимный контакт в работе детей с различной подготовкой, с одной стороны, прекрасно вписывается в общую канву урока, с другой – позволяет обеспечить проверку индивидуальных заданий, не вынося ее за пределы урока. Кроме того, работа вызывает особый интерес у читающих: дети проникаются сознанием полезности проделанной работы, ведь они читают не только для себя, но и для класса.
Дополнительный материал к урокам обучения грамоте составляю из загадок, пословиц, скороговорок и стихотворений или фрагментов их, в которых имеются слова с изученным звуком. При подборе материала учитываю тематику страницы «Азбуки», а также тематические группы, например в загадках: животные, растения, вещи, учебные принадлежности и т. д., в пословицах: Родина, труд, дружба и т.д. В некоторых случаях подбираю несколько загадок с одинаковой отгадкой. Обычно это помогает детям видеть разные признаки одного и того же предмета, уточнять значение слов. Например, отгадывая две загадки о гусе: «Крылатый, горластый, красные ласты» и «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки», дети невольно сопоставляли словосочетания «красные ласты» и «красные лапки» и уточняли значение слова «ласты», вспоминая перепончатые лапки гуся.
Загадки использую при формировании у детей умения делить слова на слоги. Например, даю задание. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на с.11 «Азбуки».
Рыжий, маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубе кур посчитать. (Лиса)
Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, затем показывают графическое обозначение слогов на доске. Подвожу детей к пониманию того, что слова могут состоять из одного, двух, трех слогов.
Умение первоклассников опознавать структуру слогов является важной предпосылкой обучения правильному слоговому чтению и письму.
Каждый из малых жанров фольклора имеет свои особенности. Предлагая детям попеременно разные жанры (пословицу, загадку, скороговорку и др.), можно постоянно поддерживать атмосферу новизны как самим содержанием материала, так и изменением видов деятельности детей.
Небылички, которые К.Чуковский метко назвал перевертышами, построены на комическом эффекте сочетания логически несовместимых признаков и явлений действительности. Например:
Среди моря воин горит,
По чисту полю корабль бежит.
В небыличке искажены связи реального мира, и ребенку доставляет огромную радость их логическое восстановление.
Пословицы и поговорки интересны тем, что они, выражая веками накопленную народную мудрость, оказывают большое воспитательное воздействие на формирование нравственных убеждений школьника. С педагогической точки зрения этот жанр представляет собой нравственные заповеди. Не менее важно и то, что в пословицах и поговорках богатство мыслей и чувств раскрывается точным и ярким русским словом, что не может не оказывать влияния на развитие речи ребенка, пробуждение у него чувства языка.
К любимым детским жанрам относится и скороговорка, которая содержит то комически смешную ситуацию, свойственную небыличке, например:
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам, -
то четкую педагогическую направленность:
Вкусная халва –
Мастеру хвала.
Интересным дидактическим материалом по организации наблюдений учащихся над художественным словом являются авторские поэтические миниатюры. В большинстве из них при помощи олицетворения раскрываются забавные приключения, происходящие с различными существами, предметами. Игровые ситуации и сказочность (очеловечивание, невероятность превращений), эмоциональность таких произведений дают детям возможность чувственно представить и оценить их сюжет. Например:
Муха в гости собиралась,
Ехать очень далеко.
Умывалась, одевалась,
Перед зеркалом металась
И попала в молоко.


Таким образом, малые жанры фольклора служат средством формирования полноценных навыков чтения, воспитания интереса к чтению и читательской активности младших школьников.
15