Конструкт урока по ОРКСЭ на тему Добро и зло. Понятие греха (4 класс)


Конструкт урока по предмету ОРКиСЭ
Класс: 4
Программа: Школа России
Тема урока: Добро и зло. Понятие греха.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье
Планируемый результат:
Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к теме урока; положительно относятся к двигательной активности; демонстрируют представления о нравственных нормах; проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; демонстрируют развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; демонстрируют воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; демонстрируют чувство сопереживания, умеют анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.
Метапредметные:
регулятивные (умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводят под понятия, выделяют следствия поиска средств ее осуществления)
познавательные (волевая саморегуляция; умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют внесение в алгоритм изменений; умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умеют слушать и слышать других, способны к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
Предметный: имеют представления о понятиях: добро, зло, грех, видят различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях.
Задачи:
Воспитательная: создать мотивацию к учебной и творческой деятельности; сформировать интерес к теме урока; создать условия для положительного отношения к двигательной активности; сформировать представление о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитывать чувство сопереживания, умение анализировать и оценивать свои поступки и слова.
Развивающая:
познавательные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить под понятия, выделять следствия поиска средств ее осуществления)
регулятивные УУД (волевая саморегуляция; уметь осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск и внесение в него изменений; уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, уметь слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем).
Образовательная: формирование представлений о понятиях: добро, зло, грех, прослеживание различий трактовки возникновения добра и зла в разных религиях.
Принципы обучения:
психологической комфортности;
доступности;
наглядности;
систематичности;
последовательности.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, упражнение)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации).
Методы воспитания:
1.Методы формирования социального опыта детей (пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование:
Индивидуальное: учебник, опросник
Демонстрационное: презентация, репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка», ромашка, аудиозапись Гимн семьи, словарь русского языка С. И. Ожегова
Техническое: ноутбук, телевизор
Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_56.html (репродукция произведения живописи Крамского «Христос в пустыне)
Структура урока: (45 мин)
Мотивация к учебной деятельности.(1-2 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(5мин)
Решение проблемы.(10 мин)
Физминутка (3 мин)
Первичное закрепление.(15 мин)
Организация самостоятельной деятельности.(5мин)
Рефлексия учебной деятельности.(5 мин)
Оформление учебного кабинета, доски:
Тема: Добро и зло
График
6466394310
20 мая.
Классная работа.
230481192357картина
Крамского
«Христос в пустыне»
00картина
Крамского
«Христос в пустыне»

Ход урока
Этапы урока, задачи Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача:
мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность. Метод получения новых знаний:
беседа, художественное слово - Добрый день, ребята! Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.
- Присаживайтесь.
“Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”! Проявляют
регулятивные УУД:
волевая саморегуляция
коммуникативные УУД: умение слушать
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача:
совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. Метод получения новых знаний:
объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта:
Упражнение
Постановка проблемной ситуации. -Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно.
-Сейчас я прочитаю Вам стихотворение, а Вы слушайте внимательно и скажи о чем оно. Это и будет тема нашего урока.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
-Ребята, как Вы думаете, о чем это стихотворение?
(Вовремя делать гадости…. рукой обожженною солнце достать и подарить его людям.…)
-Верно. О добре и зле.
Тема: Добро и зло.
-Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
-Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить. Проявляют
регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: логические – анализ, обобщение, формулирование проблемы
коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание
3.Решение проблемы.
Задача:
спланировать задачи урока, найти ответ на них. Метод получения новых знаний:
объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта:
упражнение.
Постановка проблемной ситуации -Ребята, давайте рассмотрим картину и выясним, что изображено: добро или зло?
-Кто изображен на этой картине?
(Иисус Христос)
-В каком состоянии, как Вы думаете, находится Иисус Христос? Посмотрите внимательно, какой у него взгляд? Посмотрите на его руки?
(задумчивый, руки сжаты, находятся в напряжении)
-Художник этой картины Иван Николаевич Крамской изобразил тот момент, в котором рано или поздно находится каждый человек - как правильно поступить. В глубине его души возникли очень тяжелые ощущения.
-Перед ним стоит выбор- поддаться искушению или нет. Его искушают имением всех царств мира, становление царем.
-Очень сложный выбор для каждого человека- поддаться искушению или противостоять злым помыслам.
-Посмотрите, как будто мимо него течет время, над его склоненной головой.
-Ребята, когда Вы задумываетесь о том, как правильно поступить, Вы замечаете как быстро время пробежало?
(да)
-Ребята, как бы ни было велико искушение, нужно найти в себе силы и мужество для борьбы с ним. Проявляют
регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция
познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, умение на основе анализа объектов делать выводы; моделирование, рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения
коммуникативные УУД:
умение строить речевое высказывание
4. Физминутка
Задача:
снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности. По источнику получения знаний:
словесные(объяснение) -А теперь физминутка, а проведет ее Даша.
«______»
Проявляют
Личностные:
положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
5.Первичное закрепление
Задача:
найти решение на поставленные задачи
Метод получения новых знаний:
объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта:
упражнение.
Методы формирования социального опыта:
пример -Давайте посмотрим, как различные религиозные культуры трактуют проблему добра и зла.
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
-Появилось зло из - за чего?
(непослушание человека Богу)
В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости. Бог считает зло грехом.
- То есть что такое зло в исламе(в мусульманстве)?
(грех)
В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
-В буддизме зло это что?
(зло-это страдание)
-В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которым должен следовать человек.
-Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю. Это нарушение назвали как?
(Грехопадением)
-А что такое грех?
-Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу.
Соблюдая заповеди, человек не только сам спасется, но и спасет весь народ.
Что же станет концом истории человечества, по мнению каждой мировой религии?
В иудаизме считается, что в завершении истории еврейским народом будет править Мессия – а всему человечеству - мир и благоденствие.
В Православии: Победа над грехом, окончательное восстановление связи с Богом – второе пришествие Иисуса на землю – человека ждет суд и воздаяние за его дела добрые и злые.
Мусульмане верят, что Бог окончательно решит судьбу каждого в Судный день и воздаст по заслугам. В исламе спасение достигается через исполнение заповедей , переданных Аллахом через пророка Мухаммеда . Мусульмане верят, что Аллах не только справедливо воздаёт людям за их поступки, наказывая грешников и награждая праведников, но и проявляет милосердие к раскаявшимся в своих грехах людям.
Для буддистов – полное освобождение от страданий: желаний и суетного мира – есть спасение. Именно тогда наступит просветление и перерождения души прекратятся. Проявляют
Познавательные УУД
(умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме)
Регулятивные УУД
(умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
Коммуникативные УУД
(умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
6.Организация самостоятельной деятельности.
Задача:
проверить уровень усвоения пройденного материала. Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. -Ребята, сейчас я раздам Вам притчу. Вы будете работать в парах. Притчу прочитаете, хорошо подумаете и ответите на ниже приведенный вопрос. Приступайте.
Притча
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
-Что сделало Добро своим поступком?
(добро отплатило Злу за зло – добром)
Великие люди говорили:
Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. Толстой Л. Н.
Зло исцеляют противоположным. Вольтер
- А теперь немного поиграем. Игра называется «Топаем – хлопаем». Я буду называть плохие и хорошие поступки, а вы хлопать – если поступок хороший, топать – плохой.
Уступить в транспорте место пожилому человеку.
Дернуть девочку за косичку.
Стрелять из рогатки по воробьям.
Помочь донести девочке портфель.
Накормить бездомную собаку или кошку.
Отобрать у младшего брата игрушку.
Сделать кормушку.
Бросить фантик от конфеты на улице.
-Молодцы! Все ответы верны. Нужно стремиться делать добрые поступки, говорить друг другу добрые слова.  Проявляют
Личностные УУД : демонстрируют мотивацию к целенаправленной деятельности
Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевому усилию, навыки самоконтроля, умение планировать собственную деятельность
Познавательные УУД: демонстрируют навыки анализа.
Коммуникативные УУД:
демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
7.Информация о домашнем задании
Задача:
дать информацию о домашнем задании Метод получения знаний:
беседа, объяснение - Вот и продолжайте говорить добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. (слайд 12)
-То есть дома Вам нужно совершить как можно больше добрых дел. Проявляют
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из текста
8. Рефлексия учебной деятельности.
Задача:
организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма. По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение; практические: упражнение.
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности
(Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования) -Вот урок подошел к концу.
-Для того, чтобы проверить как Вы усвоили материал, ответьте на вопросы. Сейчас я их вам выдам (опросник)
-Кто закончит работать первым, подходит, сдает работу и отмечает на доске в таблице уровень удовлетворенности за этот урок.
Так как вы отряд ЮИД, я выбрала цвета красный, желтый, зеленый.
Зеленый – путь открыт, иди вперед, ваша сегодня работа была отличной, много отвечали, вы все поняли, вы чувствуете себя прекрасно, вы довольны собой.
Желтый- все параметры выражены слабее, где то есть пробелы в знаниях, где то что то не поняли.
Красный тревожность, непонимание материала, слабая активность на уроке.
(звучит на фоне песня «Дорогою добра»)
Проявляют
регулятивные УУД:
контроль, оценка, волевая саморегуляция
познавательные УУД:
общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение
47720258255Опросник.
Тема: Добро и зло.
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Что сильнее добро или зло?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведите примеры доброго и злого поступка.
3. С какими новыми понятиями работали сегодня?
_________________________________________________
4. Что вы сможете рассказать родителям о добре и зле?
Опросник.
Тема: Добро и зло.
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Что сильнее добро или зло?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведите примеры доброго и злого поступка.
3. С какими новыми понятиями работали сегодня?
_________________________________________________
4. Что вы сможете рассказать родителям о добре и зле?
-2889253175Опросник.
Тема: Добро и зло.
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Что сильнее добро или зло?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведите примеры доброго и злого поступка.
3. С какими новыми понятиями работали сегодня?
_________________________________________________
4. Что вы сможете рассказать родителям о добре и зле?
Опросник.
Тема: Добро и зло.
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Что сильнее добро или зло?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведите примеры доброго и злого поступка.
3. С какими новыми понятиями работали сегодня?
_________________________________________________
4. Что вы сможете рассказать родителям о добре и зле?