Урок по химии на тему Решение расчётных задач


Дата проведения:16.03.2017г
Класс:8
Тема: Решение расчётных задач
Дидактическая цель: создать комфортные условия для совершенствования навыка вычисления массы растворенного вещества, содержащегося в растворе с известной массой и массовой долей; продолжить развитие навыков самостоятельного познания студентов по указанной теме.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Задачи: Предметные:
- совершенствовать навыки решения задач данного типа;
- акцентировать внимание на правильном оформлении ответа и
рациональном использовании времени.
- продолжить развивать умение работать в группах;
- воспитывать уважение к мнению каждого члена коллектива;
- формировать чувство ответственности за свою работу.
Личностные:- формировать осознанную потребность в знаниях;
- развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный,  словесно – наглядно – практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная (самостоятельная работа в группе).
Средства обучения: ноутбук , презентация Power Point, учебник , раздаточный материал.
Деятельность учителя: Планирует работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация новых знаний
Беседа.
Слайд 2. Организовывает погружение в проблему:
1.Что, на вас взгляд, объединяет данные объекты ? Где они применяются?
2.В каких случаях мы можем столкнутся с необходимостью приготовить раствор?
(Строят высказывания:на слайде представлены изображения растворов.
Растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различных лабораториях, в быту.
Приготовление растворов для консервирования продуктов (маринады, сиропы), растворов для ингаляций и т.д.)Учитель: Растворы имеют чрезвычайно большое практическое значение. Значимость растворов диктует необходимость умения их приготавливать. С этим постоянно сталкиваются фармацевты, лаборанты химических лабораторий и люди других специальностей. Приготовление растворов определённой концентрации требует произвести необходимые расчёты. Именно поэтому умение производить расчеты, предшествующие приготовлению проверяется в ЕНТ, ВОУД
Слайд № 4-5 .Цели и задачи занятия:
2.Постановка учебных задач
Повторение прошлого материала:
Из каких компонентов состоит жидкий  раствор ?Раствор  отличается от смеси:
а) цветом;
б) постоянством состава; в) оптической однородностью; г) агрегатным состоянием.
3. От каких факторов зависит растворимость веществ?
4.По какой формуле можно рассчитать массовую долю растворенного вещества?(Слайд 6)
а) m = V•p;
б) c = n/V;
в) m(в-ва) = m(р-ра) – m(H2O);
г) w = m(в-ва)/m(р-ра).
5. Массовую долю растворенного вещества называют:
а) молярной
б) эквивалентной
в) процентной
Слайд 7

Существуют  различные способы выражения концентрации растворённого вещества в растворе, мы познакомимся с массовой долей растворённого вещества (процентной концентрацией).
I. Массовая доля растворённого вещества wрастворённого вещества - это безразмерная величина, равная отношению массы растворённого вещества mрастворённого вещества  к общей массе раствора mраствора :
mраствора =  mрастворённого вещества + mрастворителя (Слайд 8)
Массовую долю растворённого вещества (процентная концентрация)  обычно выражают в долях единицы или в процентах. Например, массовая доля растворённого вещества – CaCl2 в воде равна 0,06 или 6%. Это означает, что в растворе хлорида кальция массой 100 г содержится хлорид кальция массой 6 г и вода массой 94 г.
Решение задач.
Решим следующие задачи (слайд 9)
Сколько грамм соли и воды нужно для приготовления 300 г 5% раствора?
Сахар массой 12,5г растворили в 112,5г воды. Определите массовую долю сахара в полученном растворе.
Смешали два раствора соли: 120г 5%-ного раствора и 130г 15%-ного раствора. Вычислите массовую долю соли в образовавшемся растворе.
Рассмотрим пример решения задачи №1 (слайд 10)
Рассмотрим пример решения задачи №2 (слайд 11)
1.Самостоятельная работа ( Слайд 12)
2.Учащиеся проверяют свои знания (Слайд 13)
Слайд 14. Диагональная модель «конверт Пирсона» или правило креста
Слайд 15. Правило смешивания.
Слайд 16. Решение задачи.
Слайд 17

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: « Массовая доля вещества в растворе».
Слайд 18 .Решите задачу одним из предложенных способов
Определите, сколько нужно взять 10%-го раствора соли и 30%-го раствора этой же соли для приготовления 500 г 20%-го раствора.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (слайд 19)1. Сформулируйте тему урока.2. Какие вы знаете способы решения задач на массовую долю веществ в растворе ? В чем их сущность? 3. Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с приготовлением растворов заданной концентрации?4. Перечислите профессии в которых необходимы знания о массовой доли?
Домашнее задание. Решить задачи
Определите, сколько нужно взять растворов соли 60%-й и 10%-й концентраций для приготовления 300 г раствора 25%-й концентрации.
Сколько воды нужно добавить к 250 г раствора соли для понижения его концентрации с 45% до 10%?
Сколько по массе 90%-го и 60%-го растворов фосфорной кислоты надо взять, чтобы получить 5,4 кг 80%-го раствора фосфорной кислоты?
Рефлексия «Чемодан-мясорубка- корзина»