Конспект урока по Истории России «Внешняя политика на рубеже XIX –XX веков. Русско-японская война 1904-1905 гг.»


«Внешняя политика на рубеже XIX –XX веков.
Русско-японская война 1904-1905 гг.»
9 класс
УМК: программы образовательных учреждений А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История 6-11 классы Москва «Просвещение» 2007г.
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России XX – начало XXI века» Москва «Просвещение» 2010 г
М.А. Андрианова
Учитель истории
Цели урока:
Образовательная:
Продолжить формирование представления об отношениях России со странами АТР, роли Дальнего Востока в дальнейшем развитии экономики страны и её международного положения в мире.
Определить причины русско-японской войны, рассмотреть ход военных действий и причины поражения России в войне, последствия войны для России.
Развивающая:
Подвести учащихся к пониманию проблем внешней политики на Дальнем Востоке;
Анализировать эволюцию вопроса дальневосточной политики и перерастанию противоречий в конфликт между Японией и Россией; содействовать умению делать выводы об итогах и последствиях войны для России.
Воспитательная:
Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого.
Методы обучения:
Наглядный
Практический
Учебная лекция
Учебная дискуссия
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая работа
Средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, мультимедейная презентация, видеофрагмент из фильма «Эйзеншейна», электронно-образовательные ресурсы, раздаточный материал, учебники.
Описание мультимедийного компонента урока:
Название компонент: презентация «Русско-японская война 1904-1905гг.»
Размер ресурса: 1,56 Мб
Технические данные: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
Формат основного ресурса (файла): ppt
Вид ресурса: презентация
Образовательный тип: мультимедийная презентация к уроку
Средства, с помощью которых создан дидактический материал: microsoft Power Point
Цели, задачи дидактического материала:
систематизация разнообразной информации по теме урока, создание условий для организации познавательной деятельности учащихся, оптимизация работы учителя.
Содержание дидактического материала:
графическая, иллюстративная, картографическая, текстовая, звуковая, видеоинформация, информация о причинах, ходе, итогах, последствиях войны, задания для учащихся.
Ресурсы дидактического материала:
фото, графические изображения, видеофрагмент, анимационные эффекты.
Возможности использования дидактического материала:
педагогом и учащимися - на этапах изучения нового материала и его закрепления, учащимися – при индивидуальной работе.
Место мультимедиа компонента в структуре и содержании урока/занятия и пояснения по методике их использования в образовательном процессе:
мультимедийная презентация позволяет организовать разнообразные формы познавательной деятельности учащихся на уроке, мотивирует учащихся, ставит проблемные задания, организует закрепление изученного материала, расширяет кругозор учащихся.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа:
данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, так как рассматриваемый материал и пространственно и исторически очень далек от учащихся. Как выглядели военные корабли начала 20 века, водные просторы дальневосточных морей, как одевались матросы и офицеры, как звучит популярная в то время песня «Варяг»? На эти вопросы легко можно найти ответ в фото, видео и звуковой информации на слайдах. Презентация позволяет воссоздать атмосферу того времени, а значит лучше понять мотивы поступков людей, причины поражения России в войне
Этап учебного занятия, время Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые электронные образовательные ресурсы
Оргмомент
1 мин Учитель приветствует учеников. Готовность учеников к уроку Сообщение темы урока и постановка цели, знакомство с планом урока.
5 мин Сейчас немногое может напомнить о русско-японской войне. Если только несколько строчек из песни о гордом «Варяге» и некоторых отдельных исторических романов. А ведь русско-японская война серьезно повлияла на весь дальнейший ход российской истории и надолго определила отношение России с Японией. Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать причины войны, ход событий и итоги, а так же попытаемся выяснить, был ли у России хоть один шанс выиграть эту войну и почему он не был использован.
План нашего сегодняшнего урока
Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – XX веков.
Дальневосточная политика.
Начало Русско-Японской войны
Ход военных действий в 1905 г.
Окончание войны. Обсуждение темы и цели урока. Воспринимают план изучения войны, записывают тему в тетрадь. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57f816a6-e7ee-4f9d-998c-788e3164a647/%5BIS11IO_1-03%5D_%5BMU_05%5D.htmlСлайд № 1- 2 - 3
Изучение нового материала
22 мин Учитель перед лекцией дает опережающие задание учащимся: «А как вы думаете, отреагировала ли Япония на захват России Порт-Артура?»
Рассказ учителя: «Основные направления внешней политики России».
Внешняя политика Николая II в первый период его царствования характеризовалась сочетанием двух задач:
Сохранение сложившегося положения и не допущения новых военных конфликтов в Европе.
Расширение сферы влияния России на Дальнем востоке.
Гаагская конференция была созвана в июне 1899 в столице Голландии Гааге. Участвовали в ней 26 государств. Участники конференции взяли на себя ряд обязательств:
Не использовать удушливые газы
Не применять снаряды, начинённые газом
Не использовать разрывные пули
Результатом конференции стало создание Гаагского международного суда для разбирательства конфликтов между государствами. Результаты конференции не соответствовали планам Николая II.
Дальневосточная политика: миротворческие усилия Николая II на европейской арене были не столь уж и бескорыстными. Он хотел успешно выполнить «большую азиатскую программу»: усилить господство России в восточной Азии.
Главным препятствием на пути к преобладанию России на Дальнем Востоке была Япония, которая настойчиво решила претворить в жизнь программу создания «Великой Японии». 1896 г. Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе. Китай разрешил России построить КВДЖ из Забайкалья до Владивостока.
Китайско-русское сближение подтолкнуло другие государства к захвату китайских территорий. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао.
Россия не только не поддержала Китай, но и решила приобрести незамерзающий порт в Жёлтом море – порт Артур.
В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт- Артура с правом создания там российской военно-морской базы.
- А как вы думаете отреагировала Япония на захват России Порт-Артура? Давайте подтвердим эту точку зрения.
( стр. 30 учебника – 5 абзац – со слов « Военное присутствие России в Китае…»)
Использование здоровьесберегающей технологии: гимнастика для глаз.
В январе 1903 года Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство чиновников говорили об ускорении подготовки к войне, и лишь С.Ю. Витте был против. Дело в том, что он в 1902 году совершил поездку на Дальний Восток и вынес твёрдое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое освоение Дальнего Востока.
Ход войны (учитель показывает основные действия на карте):
В ночь на 27 января 1904 г. японский флот без объявления войны атаковал русские корабли на рейде Порт-Артура. Два броненосца и крейсер были серьезно повреждены.
На следующий день 6 японских крейсеров и 8 миноносцев напали на крейсер «Варяг»и канонерскую лодку «Кореец» в корейском порту Чемульпо. Завязался неравный бой.
Видеофрагмент из фильма Эйзенштейна.
После неравного боя команда «Варяга» затопила крейсер и взорвала «Кореец» чтобы не сдавать врагу.
Вопрос: «Какие чувства испытывали матросы? Почему?»
В феврале в Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров, который развернул активные боевые действия.
Но 31 марта флагманский броненосец « Петропавловск», на борту которого находился адмирал, подорвался на мине. Вместе с ним погиб весь штаб, 29 офицеров, 652 матроса и известный художник В.В. Верещагин.
Вы видите на слайде одну из самых известных его картин «Апофеоз войны» какие чувства вызывает картина?
В феврале 1904 года 1-я японская армия высадилась в Корее и в середине апреля перешла границы Маньчжурии.
Давайте узнаем, как дальше развивались события.
работа по учебнику: Стр. 31 пункт падение Порт-Артура
В августе 1904 г. три японские армии атаковали русские позиции, но натолкнулись на жёсткое сопротивление и понесли огромные потери. Видя такую картину, Куропаткин решил перейти в наступление. Если бы он осуществил свой замысел, то, возможно, японской армии было бы нанесено поражение. Но в последний момент командующий принял решение отступить к Мукдену.
В октябре 1904 года из Балтийского моря на выручку Порт-Артуру вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Зиновия Петровича Рожественского. В ответ японцы активировались в районе порт-Артура. Героизм, мужество, упорство русских защитников вызывали восхищение даже у японцев. В декабре погибает начальник сухопутной обороны крепости Роман Исидорович Кондратенко, его заменил Анатолий Михайлович Стессель, который принял решение сдать крепость врагу.
Цусимское сражение.
работа по учебнику: стр. 32 Ход военных действий в 1905 году.
Перед прочтением учитель разделил класс на группы и каждой группе задал по одному вопросу:
1 группа - В 1905 г. преимущество и инициатива были на чьей стороне и почему?
2 группа - Когда японцам удалось захватить Мукден и при каких условиях?
3 группа - Почему Цусимское сражение стало позорной страницей в русской истории?
Рассказ учителя о причинах поражения русской армии.
Беседа о Портсмутском мирном договоре.
Русско-японская война не только продемонстрировала несостоятельность власти, но и стала одной из предпосылок назревания внутриполитического кризиса в стране.
Записывают в тетрадь основные направления внешней политики
Записывают в тетрадь дату конференции
Учащиеся отвечают на вопрос при помощи работы с учебником
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз
Работа с картой
Все основные даты ученики записывают в тетерадь
Ученики просматривают фрагмент и отвечают на вопрос учителя
Ученики отвечают на вопрос учителя
Работа с учебником
Работа с учебником в группах и ответы на вопросы
Предполагаемые ответы учеников:
1гр: в 1905 году преимущество и инициатива была на японской стороне. Потому что был захвачен Порт-Артур.
2гр:25 февраля 1905 японцы заняли Мукден. Так как преимущество полностью была у японской стороны. Которая осуществила двухсторонний охват русских войск.
3 гр: Япония имела превосходство на флоте. В результате Цусимского сражения русский флот фактически был уничтожен. Цусима больно ударила по национальной гордости русского народа.
Ученики записывают дату мира и условия Слайд № 4
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4207991b-4671-420b-8cb6-278ba042fca1/%5BIS9IR_1-04%5D_%5BTD_01%5D.htmlСлайд № 5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд № 9
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/259d3e76-dab3-4cda-b373-02327f97c5d9/%5BIS9IR_1-04%5D_%5BTD_06%5D.htmlСлайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5f54f722-b369-43ec-b5dc-18e5ca8e88dd/?from=63aae851-5c60-43f6-909b-8d2480b7ec86&Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7f98878f-d4bc-4881-8826-7c27a817c9ed/%5BIS9IR_1-04%5D_%5BTD_09%5D.htmlСлайд № 20
Слайд № 21-22
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7551a238-a6d0-4a98-bb86-fa31d35b9696/%5BIS9IR_1-04%5D_%5BTS_04%5D.htmlСлайд № 23
Подведение итога урока
8 мин Вопросы стр. 34
Индивидуальная работа для 2 учащихся ответ на 4 вопрос после параграфа: «Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией»
Мы ответственны за свои поступки и их последствия.Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.Даже в самой сложной ситуации важно не терять лица и выполнять свой долг перед страной и обществом. Ученики отвечают на вопросы
2 учащихся выполняют задание индивидуально Слайд № 24
Рефлексия
1 мин Учитель предлагает заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ урока.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Ученики заполняют анкету Оценка деятельности учащихся Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет оценки за ответы на вопросы по «5» шкале. Учащиеся получают оценки за работу Домашнее задание
2 мин §4 и ответ на вопрос: «За подписание Портсмутского договора царь пожаловал С.Ю. Витте титул графа. Какие заслуги Витте были отмечены царём?» Записывают домашнее задание Слайд № 25