Конспект урока истории , 8 класс «Культура России второй половине XIX века»


Конспект урока истории , 8 класс
«Культура России второй половине XIX века»
Автор: Судакова Любовь Ивановна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №20 п. Сулук
Цели урока:
Предметные:
1) углубить знания обучающихся о вкладе деятелей русской культуры в мировую культуру;
2) сформировать представление обучающихся об особенностях русской культуры второй половины XIX века;
3) формировать умения работать с электронными образовательными ресурсами.
Метапредметные: развитие критического мышления через проблемные ситуации.
А) коммуникативные:
1) умение обучающихся работать в парах;
2) умение излагать свое мнение и аргументировать его;
3) создавать устные и письменные ответы (заполнение таблиц)
Б) познавательные:
1) находить информацию в различных источниках (текст учебника, электронный ресурс);
2) обобщать, делать выводы;
В) регулятивные;
1) определять цель, проблему учебной деятельности;
2) планировать деятельность в учебной ситуации
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы обучающихся: работа в группах
Необходимое техническое оборудование:
компьютерный класс,
проектор,
интерактивная доска,
ЭОРы (Таблица 2)
Номер урока в теме: «Культура России во второй половине XIX века» Урок № 2
Базовый учебник: А.Н Боханов «История России. XIX век». 8 класс. М., «Русское слово».
Структура и ход урока
I. Мотивационный блок.
Учитель: Сегодня нам предстоит новое путешествие в историю России второй половины XIX века. Предлагаю в качестве разминки решение проблемного задания.
Решение проблемных заданий.
1. Какое из определений термина «культура» вы считаете более полным? Ответ аргументируйте.
А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.
Б) Культура несет отпечаток исторической эпохи.
(учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов, событиях общественной жизни на духовное развитие российского общества).
2. Исключите из предложенного то, что, по-вашему мнению, не может относиться к культуре второй половины XIX века:
-декоративно – прикладное искусство,
- фотоискусство,
- живопись,
-музыка,
-скульптура,
- литература,
-театр,
-цирк,
- кино,
-балет,
-эстрада,
-архитектура
(обучающиеся высказывают точку зрения, учитель уточняет, что необходимо исключить фотоискусство, кино, которые только зародились и эстраду)
II. Проблемный блок.
Учитель: А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока (Обучающиеся формулируют тему урока, учитель при необходимости уточняет)
Учитель: что предстоит узнать, понять, чему научиться на уроке? (Предполагаемые ответы обучающихся: что отличает культуру России второй половины XIX века, какие жанры живописи, архитектурные стили присущи культуре второй половины XIX века, какой вклад в культуру внесли писатели )
Учитель (формулирует проблему урока): выяснить
- как эпоха второй половины XIX века нашла свое отражение в литературе, архитектуре, скульптуре и живописи
- как связан между собой большой мир русской культуры второй половины XIX века
III. Информационный блок.
Учитель: Итак, в путешествие. Для этого мы создадим семь групп, каждая из которых получит свое задание. Через 12 минут вы должны представить результаты своей работы одноклассникам.
Работа групп
1) Рабочий лист для группы № 1. «Русская литература второй половины XIX века»
Задание: работая с ЭОР «Культура России второй половины XIX века» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), заполните таблицу в Rower Point. Сделайте выводы о том, какие новые представления о целях и задачах литературы, ее роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX века?
Ф.И.О. писателя
Произведение
Какие проблемы раскрывает





Предполагаемый вариант таблицы, составленной обучающимися
Ф.И.О. писателя
Произведение
Какие проблемы раскрывает

И.С. Тургенев
«Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»
Уклад жизни дворянства и появление народников

Ф.М. Достоевский
«Униженные и оскорбленные», « Игрок», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»
Размышления о смысле жизни

Л.Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»
Исторические события, панорама русской жизни, нравы и быт людей разного общественного положения, борьба добра со злом в душе человека

А.П. Чехов
«Иванов», Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»
Судьбы людей, снисходительное отношение к их слабостям, недостаткам


2) Рабочий лист для группы №2. «Русская литература второй половины XIX века»
Задание: работая с ЭОР «Культура России второй половины XIX века» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), составьте рассказ о русской литературе по плану:
А) Какие новые представления о целях и задачах литературы, ее роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX века?
Б) Чем можно объяснить острую постановку нравственных проблем в литературе второй половине XIX века?
3) Рабочий лист для группы № 3. «Русская живопись второй половины XIX века»
Задание: работая с ЭОР «Русская живопись второй половины XIX века» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], составьте рассказ о живописи по плану:
А) Какие новые представления о целях и задачах живописи, ее роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX века?
Б) С чем связано появление объединения художников передвижников. Что их объединяло? Кто входил в состав Товарищества?
4) Рабочий лист для группы № 4. «Русская живопись второй половины XIX века» Задание: работая с ЭОР «Русская живопись второй половины XIX века» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), заполните таблицу в Rower Point. Сделайте выводы о том, что нового появилось в изобразительном искусстве во второй половине XIX века?
Жанр
Характеристика

Социально - бытовой


Исторический


Портретный


Пейзажный


Былинный


Предполагаемый вариант таблицы, составленной обучающимися
Жанр
Характеристика жанра живописи

Социально - бытовой
Изображение жизни и быта различных слоев населения

Исторический
Изображение бытовых сцен, героических сюжетов в историческом контексте,

Портретный
Создание образов реальных людей и образов мучеников

Пейзажный
Создание величественных образов русской природы

Былинный
Воссоздание духа и колорита старины

5) Рабочий лист для группы № 5. «Русская живопись второй половины XIX века» Задание: работая с ЭОР «Русская культура второй половины XIX» и «Русская живопись второй половины XIX века» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), заполните таблицу в Rower Point. . Сделайте выводы о том, какие социальные проблемы получили отражение в живописи второй половины XIX века.
Жанр
Художники и их произведения

Социально - бытовой


Исторический


Портретный


Пейзажный


Батальный


Былинный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Предполагаемый вариант таблицы, составленной обучающимися
Жанр
Художники и их произведения

Социально - бытовой
В.Г.Перов: «Сельский крестный ход на Пасху», «Проводы покойника», «Тройка», «Птицелов», «Охотники на привале»,
И.Е.Репин: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии».
В.А.Серов: «Девочка с персиками»

Исторический
В.Г. Перов: «Суд Пугачева».
И.Е.Репин: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Арест пропагандиста».
В.И. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком».
В.А. Серов: « Петр I».
Ге Н.Н.: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Портретный
И.Н. Крамской: «Портрет Толстого Л.Н.», «Портрет Н.А. Некрасова», «Портрет П.М. Третьякова».
В.Г. Перов: «Портрет А.Н. Островского», «Портрет Ф.М. Достоевского».
И.Е. Репин: портреты Мусоргского М.П., Тургенева И.С и др..

Пейзажный
И.И. Левитан: « Над вечным покоем», «Март», «Озеро. Русь».
В.А. Серов: «Октябрь», «Баба в телеге», «Стригуны на водопое»
Шишкин И.И.: « Сосны, освещенные солнцем», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору» и др.

Батальный
Верещагин В.В.: «Апофеоз войны», «Шипка – Шейново»

Былинный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Васнецов В.М.: «Богатыри», «Аленушка»

6) Рабочий лист для группы № 6. «Архитектура и скульптура России второй половины XIX века».
Задание: работая с ЭОР «Культура России второй половины XIX века» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), составьте рассказ по плану:
А) Назовите известных русских архитекторов и скульпторов второй половины XIX века и их творения.
Б) Какие новые представления о целях и задачах архитектуры, ее роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX века?
7) Рабочий лист для группы № 7. «Музыкальное искусство России второй пловины19 века»
Задание: работая с ЭОР «Культура России второй половины XIX века» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), заполните таблицу в Rower Point.
Тема, мотивы
Композиторы и их произведения

Исторические мотивы


Сказочно – былинные мотивы


Национальные мотивы


Предполагаемый вариант таблицы, составленной обучающимися
Тема, мотивы
Композиторы и их произведения

Исторические мотивы
М.П. Мусоргский: оперы «Борис Годунов», «Хованщина», Н.А. Римский-Корсаков: опера «Псковитянка».
П.И. Чайковский: оперы «Евгений Онегин», Мазепа»

Сказочно – былинные мотивы
Н.А. Римский-Корсаков: оперы «Садко», «Млада», «Царская невеста», «Кащей Бессмертный».
П.И. Чайковский: балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Национальные, народные мотивы
М.П. Мусоргский: опера «Сорочинская ярмарка»

IV. Аналитический блок.
1. Выступление представителей групп, представление результатов работы (представление готового продукта).
Выводы ( делают обучающиеся, учитель вносит дополнения )
А) Литература России второй половины XIX века.
Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы. Проникновенное отражение действительности, страстная дума о судьбах Родины, внимание к человеку характерные ее черты. Вместе с критикой русская литература утверждала высокие нравственные идеалы, была пронизана размышлениями о смысле человеческой жизни, судьбах людей, их нравственном совершенствовании, поэтому стала достоянием человечества. Происходит рождение великого русского романа, рождается феномен чеховского рассказа и драматургии.
Б) Живопись России второй половины XIX века.
В живописи происходит переход от жанра классицизм к реализму. Художники стремились приблизить искусство к жизни, стать выразителями общественных чаяний и настроений. Их привлекала красота родной земли, живые люди, их заботы и устремления.
Художники создали панорамы бытовой жизни страны, отразили переломные моменты , напряженные конфликты русской истории. Им удалось показать в своих полотнах настроение человека второй половины XIX века, их характеры, цели и видение будущего.
С Товариществом передвижных художественных выставок были связаны почти все художники той эпохи.
В) Архитектура, скульптура России второй половины XIX века..
Происходит переход от стиля ампир к эклектике.
Вторая половина XIX века поставила перед архитекторами новую задачу: строить здания практического назначения: вокзалы, промышленные и торговые здания, доходные дома.
Г) Музыкальная культура России второй половины XIX века.
Музыкальная жизнь отличалась широтой и многообразием. Композиторы создавали монументальные произведения на исторические, народные, сказочно - былинные мотивы. Происходит расцвет русской симфонической, оперной и балетной музыки.
2. V.Рефлексивный блок.
Учитель: проверим насколько хорошо, усвоили материал урока.
1.Решение в группах практического модуля по теме «Культура России второй половины 19 века» (Самопроверка и самооценивание)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Решение проблемы урока.
Учитель (предлагает вернуться к проблеме урока и разрешить ее)
1) Организация работы по ЭОР «Культура России второй половины XIX века» (сцена №5) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формулирование вывода: русская культура во второй половине XIX в развивалась под непосредственным влиянием тех перемен, которые происходили в обществе. Отмена крепостного права, Великие реформы, бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», газетные отчеты о судебных процессах получали художественное осмысление в искусстве и культуре.
2) Решение логического задания.
Задание: найдите созвучие живописи, литературы с творчеством поэтов второй половины XIX века.
1. Чудесный день! Пройдут века-
Так же будут в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное
/Ф.И.Тютчев. 1868 г.\
(предполагаемый ответ обучающихся: стихотворение созвучно художественным полотнам И.И. Левитана, В.А. Серова, Шишкина И.И.)
2. И вот в рядах отечественной рати
Опять не стало смелого бойца-
Опять вздохнут о горестной утрате
Все честные, все русские сердца.

Но в правду верил он и не смущался,
И с пошлостью боролся весь свой век,
Боролся и ни разу не поддался
Он на Руси был редкий человек.
/Ф.И.Тютчев. 1868 г.\
(предполагаемый ответ обучающихся: стихотворение созвучно художественным полотнам И.Е. Репина, литературным произведениям И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
3. Выдь на Волгу: чей стон раздается,
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется-
То бурлаки идут бечевой!
\Н.А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. 1858\
(предполагаемый ответ обучающихся: стихотворение созвучно художественным полотнам И.Е. Репина)
4. Эх ты, доля, эх ты, доля,
Доля бедняка!
Тяжела ты, безотрадна,
Тяжела, горька!
\И.З.Суриков. 1866г.\
(предполагаемый ответ обучающихся: стихотворение созвучно художественным полотнам И.Е. Репина, В.Г.Перова)
/Предполагаемая формулировка общего вывода: Художников, писателей, поэтов второй половины XIX века волновали общие проблемы общественной жизни, истории/
3) Создание синквейна по теме «Культура второй половины XIX века». Например:
Культура
Русская великая
Создавалась, развивалась, обогащалась
Трудом писателей, художников, архитекторов, музыкантов

Сокровищница.

4. Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание
Основное задание.
§ 42, прочитать, ответить на вопросы.
Дополнительное задание.
Творческие задания:
- подготовить сообщения о творчестве одного из русских художников;
- синквейн по теме «Культура второй половины XIX века»

Используемая литература для учителя:
1. Агафонов С.В. Схемы по истории России. XIX век. 8 класс. К учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова "История России. XIX век. М.,: Русское слово, 2008 - 32с.
2. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Книга для учащихся старших классов.-М.: Просвещение,1979 - 415 с.
3.Данилов А.А., Косулина Л.Г., Поурочные разработки к учебнику "История России. XIX век" 8 класс. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2001 - 128 с.
4.Майков А.Н. «Методические рекомендации по курсу «История России. XIX век. 8 класс» к учебнику А.Н.Боханова «История России. XIX век».-М.: Русское слово, 2003 - 175 с
5.Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. Учебное пособие для студентов институтов культуры и факультета культурно - просветительской работы институтов искусств и консерваторий.- М.: Просвещение, 1977 - 287 с
6.Сахаров А.Н, Боханов А.Н. История России. XIX век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2012 - 288с.


Приложения
Таблица 1.
Структура и ход урока


Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность обучающихся
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1
Мотивационный блок

Организация решения проблемных заданий в форме тестовых заданий.
Организация беседы.





Уточнение учителем формулировки темы урока
Целеполагание: уточнение учителем целей урока

Решение тестового задания.


Обучающиеся вспоминают жанры живописи, стили архитектуры, виды художественной культуры.
Формулирование обучающимися темы урока.
Целеполагание: что предстоит узнать, понять, чему научиться
7 мин

2
Проблемный блок

Постановка учителем проблемы урока
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
2 мин

3












Информационный блок






























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Культура России второй половины XIX века (№ 1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русская живопись второй половины XIX века (№ 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Учитель организует работу групп, раздает рабочие листы,
















Работа в группах.
Группы № 1-2. «Русская литература второй половины XIX века.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Группы № 3-5. «Русская живопись второй половины XIX века» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Группа № 6. «Архитектура и скульптура России второй половины XIX века». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Группа № 7. «Музыкальное искусство России второй половины XIX века» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12 мин

4
Аналитический блок


Выступление групп, представление результатов работы
10 мин

5
Рефлексивный блок
Культура России второй половины XIX века (№ 3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Организация самопроверки знаний.









Организация работы по решению проблемы урока: работа по ЭОР «Культура России второй половины XIX века» (сцена №5) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Организация учащихся для решения логического задания.
Задание. Найдите созвучие живописи, литературы с творчеством поэтов второй половины XIX века.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке
Учитель напоминает правила создания синквейна
Решение в группах практического модуля по теме «Культура России второй половины 19 века»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа с материалом сцены № 5. и формулирование вывода






Чтение стихов русских поэтов второй половины XIX века и соотнесение их с полотнами русских писателей, художников и произведениями русских писателей.





Создание синквейна по теме
урока.
13 мин

6
Домашнее задание


Учитель дает пояснение по выполнению домашнего задания

1 мин



Таблица 2.
Перечень используемых на уроке ЭОР


Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
Культура России второй половины XIX века
Инф.
иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2.
Русская живопись второй половины XIX века
Инф.
иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.
«Культура России второй половины 19 века»
Практ.
Тестовые задания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














Заголовок 315