Статья Деятельность Сергачского земства в области народного образования во второй половине XIX века


Деятельность Сергачского земства в области народного образования
во второй половине XIX века
Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности органов земского самоуправления Сергачского уезда в области образования населения во второй половине XIX века. Рассматриваются вопросы финансирования учреждений образования, организация деятельность народных школ.
Ключевые слова: Сергачский уезд, земство, народное образование, народные училищ
Activities of Sergach Zemstvo in the sphere of public education
in the second half of the XIX century
Summary: The article is devoted to analysis of the activities of Sergach self-governing Zemstvo bodies in the sphere of public education in the second half of the XIX century. Moreover, the article considers the matters of educational institutions financing, public schools and other educational establishments activities organizing.
Key Words: Sergach county, district council, public education, public schools.
До XVIII в. заботы о народном образовании всецело лежали на церкви и духовенстве. Впервые правительство начало заботиться об устройстве школ в эпоху Петра Великого, но развитие их шло весьма медленно. В царствование Екатерины II, особенно со времени образования в 1782 г. «Комиссии об учреждении народных училищ», многие города были обеспечены школами: в губернских городах созданы были так называемые главные четырехклассные народные училища, и в уездных — малые двухклассные. В селениях же народные школы начали устраивать только в первой половине XIX столетия.
Состояние народного образования в Нижегородской губернии в середине XIX в. было весьма плачевным. По сведениям «Памятной книжки 1865 года» во всем регионе, не считая средних учебных заведений, насчитывалось 10 уездных училищ и 20 приходских, частная школа Дмитриевой в Васильском уезде, частная школа Царёвой, 36 училищ в селениях государственных крестьян, 7 – в селениях удельных крестьян и 19 –в селениях временнообязанных крестьян. Всего в этих училищах обучалась одна двадцать четвертая часть всех детей школьного возраста.
Знаменательную эпоху в развитии народной школы составляет царствование Александра II. Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. и «Положению о начальных народных училищах» 14 июня 1864 г., вопросы управления народными училищами в уездах были разделены между уездным земством и уездным училищным советом. Материально-финансовое обеспечение училищ, инициатива в открытии учебных заведений, финансирование деятельности училищного совета легли на плечах земства. Училищному совету же вменялось в обязанность наблюдение за преподаванием во всех начальных училищах, снабжение учебными пособиями и руководствами, подбор и поощрение учебного персонала и т.д.
Первое Сергачское уездное земское собрание открылось 23-24 сентября 1865 году в составе 40 гласных, из которых было 19 землевладельцев, 18 крестьян, представителей от волостей, 3 от других сословий. В наследство от прежних времен оно получило крайне ограниченное, совершенно не соответствовавшее количеству населения число образовательных учреждений, а именно два начальных училища. В них обучался 21 мальчик (1/500 часть от всего количества детей школьного возраста).
Проблема развитие народного образования в уезде была предметом горячих и оживлённых споров земских гласных. «Часть гласных, сочувствующая реформам Александра II, доказывала необходимость усиленного распространения в народе грамотности и просвещения, доказывала, что при подъёме умственного и нравственного уровня народа будет сильнее наше государство и будет легче для правительства бремя управления народом. Другая часть гласных, напротив, считала большинство проводимых реформ опасным увлечением, а распространение в народе грамотности совершенно никому не нужной роскошью, и потому всегда старалась противодействовать либеральным стремлениям первых гласных».
В 1866 г. второму земскому собранию управа представила доклад, в котором предложила, прежде чем изыскивать средства на развитие образования, ознакомиться с положением дела народного образования в уезде и убедиться в распространения среди населения убеждений о пользе грамотности. Вероятнее всего, она полагала получить их с крестьянского населения, а не ассигновать на это определённую сумму из общественного бюджета земства.
Заслушав доклад, земские гласные приняли решения: открывать в первую очередь школы в тех селениях, где будет проявлена инициатива местных крестьян. Следовательно, школу крестьянин должен был так же купить у государства, как и свою землю и свободу, а средств на это у него не было.
Третье Сергачское уездное земское собрание на предложение Училищного совета о принятии им в существующих селениях школ ответил, что «их (школ) просто не существует, а что касается открытия земством новых школ, то на то не было санкции правительства. Правительство же требует оказывать пособие только открытым народным училищам»
То есть, местные органы самоуправления в начале своей деятельности не отмечались большой инициативой в развитии народного образования, а лишь чётко следовало правительственному курсу в этой области.
В 1869 году смотрителем Сергачского уездного училища был назначен Н.В. Воскресенский. Этот человек много внимания уделял народному образованию в уезде. В своём докладе на четвертом Сергачском уездном собрании он указывал, что из всех земств Нижегородской губернии народное образование не стоит на таком низком уровне, как в Сергачском уезде.
Воскресенский обратился к земству выйти из пассивной роли наблюдателя, ходатайствовать перед правительством об устройстве нескольких образцовых училищ в более центральных и населённых местностях уезда, открыть несколько своих образцовых училищ в г. Сергаче. Он напомнил, что со своей стороны правительство постановило 29 мая 1869 года открыть в 33 губерниях по нескольку образцовых одноклассных и двухклассных училищ отпустив на это из суммы Государственного Казначейства 100.000 рублей на устройство школ и 306.000 рублей на их содержание.
Уездная управа, в свою очередь, представила Собранию свой доклад о распространении грамотности. Положение его сводилось к следующему:
Правительство должно приказать устроить школы (причём приказать разумелось крестьянам).
Земство должно это сделать исключительно из сумм земского сбора.
Решение земского собрания по этим двум докладам было весьма сдержанным: ходатайствовать об открытии в уезде 1 или 2 министерских школ, внеся в смету на 1870 год на нужды народного образования 675 рублей. Выделенные средства были отданы в распоряжение Училищного совета. Однако и эта более чем скромная сумма не была израсходована советом.
А между тем, вышеозначенные два образцовых училища, которые предполагалось открыть в селах Гагине, Обаимове, не были устроены лишь потому, что гагинское общество по случаю неурожая не в состоянии было выделить сумму в 75 рублей для проезда учителя из Виленской в Нижегородскую губернию
Все же, со временем количество школ, открываемыми сельскими обществами, увеличилось. Так, к началу 1870 г. их было уже 12, и располагались они в волостных селениях. Соответственно возросло и число учащихся (264 человека).
В 1872 г. Воскресенский был назначен председателем Сергачского Училищного совета. Под его руководством совет стал более деятельным и энергичным.
В своих выступлениях председатель подчеркивал, что народ с удовольствием посылал своих детей в школу, но не всегда мог пожертвовать на нее, и призывал земство увеличить ассигнования на нужды народного просвещения.
В 1875 г. он ходатайствовал перед земским собранием о прогрессивной прибавке жалования учителям начальных школ в размере до 300 рублей в год, при этом доказывал, что на 150 рублей учителям жить невозможно. Однако этот вопрос долго оставался открытым.
В самом земском собрании также появлялись гласные, сочувствовавшие развитию народного образования. Так, на тринадцатом очередном собрании с докладом и предложениями выступал некий А.В. Дмитриев. Он предложил учредить библиотеку для сельских школ, а для учителей этих школ, выписать журнал «Народная школа». 50% расходов для этого должны были выделить земства. Также в своих выступлениях он неоднократно подчёркивал, что многие школьные здания находились в плохом состоянии, а часть их них совсем не имела собственных помещений. Например, Иларионовское, Муратовское, Молчановское и Юрьевское училища размещались в церковных сторожках или неотапливаемых сенях одной из крестьянских изб.
С 1883 г. состав земского собрания значительно изменился. В него с этого времени вошло 7 помещиков, 5 священников, 20 крестьян. Одновременно изменилось и отношение земства к народному образованию. Так, девятнадцатое очередное земское собрание постановило принять на земский счет расход по отоплению школ. В целом же ассигнования увеличились до 10% по отношению к общему бюджету земства. В связи с этим возросло количество школ в уезде. В 1885 г. здесь уже насчитывалось 43 училища, из них 5 министерских, 22 земских, 3 частных (Пашковский), 13 церковно-приходских.
Но не все было так хорошо. Обследование народных училищ, проведённое в 1887 г. специальной комиссией губернского Училищного совета, показало, что большинство школьных помещений мало удовлетворяло своему назначению, так как здания были построены давно и редко ремонтировались. Как правило, школы были переполнены учащимися. Отдельных помещений для раздевалки не было, и одежда учащихся находилась в той же классной комнате. Обстановка в школах была скудная. Парт и скамеек не хватало. В некоторых школах на партах, предназначенных для четверых учащихся, сидело по шесть-семь учеников. От тесноты помещений многим детям приходилось отказывать от поступлений в училище.
И тем не менее, несмотря на эти условия, количество учащихся с каждым годом заметно увеличивалось:
Годы Обучалось в школе человек
1885 1267
1886 1320
1887 1428
1888 1500
1889 1560
1890 1680
С началом деятельности Воскресенского в качестве председателя Училищного совета в Сергачский уезд были направлены специально подготовленные учителя для начальных школ. На протяжении ряда лет здесь самоотверженно трудились И.П. Успенский (Черновское начальное училище), Н.В. Рудневский (Сергачское мужское земское училище), Д.В. Салганский (Итмановское училище), И.А. Десницкий (Саргинское училище)
Наиболее прогрессивные из учителей выходили за рамки установленной Министерством программы и давали ученикам знания по истории, географии, черчению, рисованию и геометрии. В основном это были учителя начальных училищ. Возможно, поэтому крестьянское население проявляло интерес к сельской земской школе.
С конца 1880-х гг., когда положение школ в селениях стало устойчивее, появились грамотные учителя и возрос интерес крестьян к школе, началось первое наступление правительства на земскую школу. Так, по материалах земского собрания 1887 года прослеживается усиление религиозного направления в области образования, заключающегося в создании большого количества церковноприходских школ, и сокращение субсидий на земские училища.Таким образом, первые шаги сергачского земства в распространении образования можно оценивать неоднозначно. С одной стороны, количество увеличилось школ, обучающихся, а значит, более или менее, потребности населения уезда в образовании были удовлетворены. Наметились изменения в подготовке учительских кадров. С другой стороны, по-прежнему существовали определенные трудности в обустройстве школьных зданий, финансировании деятельности учреждений.